Моделирование подготовки педагогов к профессиональным коммуникациям, основанной на использовании цифровых технологий в дидактическом дискурсе


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Постановка проблемы . Информационные технологии обладают значимым потенциалом с точки зрения повышения эффективности профессиональных коммуникаций в системе образования. Система подготовки педагогов должна быть комплексно расширена для формирования у них готовности к дидактическим дискурсам, осуществляемым на основе использования цифровых средств. Подобное развитие должно коснуться многих учебных курсов в педагогических вузах. Актуальной является проблема моделирования подходов к подготовке студентов таких вузов к осуществлению на профессиональном уровне дидактических дискурсов, в рамках которых эффективно применяются современные цифровые технологии. Методология. Проведено моделирование подходов к подготовке будущих педагогов персональным коммуникациям, основанным на использовании современных цифровых технологий. Определены критерии для оценки эффективности внедрения разработанной модели. Осуществлено анкетирование преподавателей двух столичных педагогических вузов, выявляющее итоги практической апробации предложенной модели. Результаты. Разработана и описана состоящая из более чем двадцати элементов модель системы подготовки педагогов к профессиональным коммуникациям, основанной на использовании цифровых технологий в дидактическом дискурсе. Предложены критерии и параметры для изучения результатов апробации модели, такие как дидактическая эффективность, методическая обоснованность, интерактивность, технологичность и другие. По всем критериям в ходе анкетирования педагоги отметили значимость предлагаемых в модели подходов. При этом степень повышения эффективности различается в зависимости от вида критерия. Заключение. Полученные результаты аргументируют необходимость совершенствования комплекса учебных курсов в рамках подготовки будущих педагогов в вузе, направленного на формирование у них готовности к осуществлению профессиональных коммуникаций в условиях использования цифровых технологий. Разработанная и описанная в статье модель может играть роль отправной точки для проведения и развития соответствующих исследований.

Об авторах

Виктория Викторовна Копылова

Издательство «Просвещение»

Автор, ответственный за переписку.
Email: vkopylova@list.ru
ORCID iD: 0009-0009-7562-2289
SPIN-код: 8999-4710

кандидат педагогических наук, доцент, вице-президент издательства «Просвещение»

Российская Федерация, 127473, Москва, ул. Краснопролетарская, д. 16, стр. 3

Список литературы

  1. Evstigneeva IA. Methods of developing students’ discursive skills based on modern information and communication technologies (English, language university) (dissertation for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences). Tambov: Tambov State University; 2013. (In Russ.)
  2. Potapova RK, Potapov VV. Spoken language databases as a part of multimodal corps on the Internet. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Series: Humanities. 2018;6:99–116. (In Russ.)
  3. Molchanova II. Digital technologies in teaching monologue speech to students of nonlinguistic universities based on project methodology: monograph. 2nd ed., revised and supplemented. Moscow: Ekon-Inform Publ.; 2024. (In Russ.)
  4. Sysoyev PV, Evstigneeva IA, Evstigneev MN. The development of students’ discourse skills via modern information and communication technologies. Procedia. Social and Behavioral Sciences. 2015;200:114–121. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.08.028
  5. Onalbek ZK, Grinshkun VV, Omarov BS, Abuseytov BZ. The main systems and types of forming of future teacher-trainers’ professional competence. Life Science Journal. 2013;10(4):2397–2400.
  6. Grgic M. Competencies and beliefs of Swiss teachers with regard to the modular curriculum ‘Media and ICT’. International Journal of Educational Research Open. 2023;5:100288. https://doi.org/10.1016/j.ijedro.2023.100288
  7. Kopylova VV. Informatization of didactic discourse as a factor in the development of the content of professional teacher training. In: From computer science at school to digital transformation of education: Proceedings of the Scientific and Practical Conference in Memory of Academician A.A. Kuznetsov, 25 October 2024, Moscow. Moscow: Russian Academy of Education; 2024. p. 208–212. (In Russ.)
  8. Kopylova VV. Informatization of foreign language linguodidactic discourse as a factor in the development of the communication basis of professional education. Vestnik of Moscow City University. Series: Informatics and Informatization of Education. 2024;4:16–26. (In Russ.)
  9. Shebzuhova TA, Bondarenko NG, Mukhtarova S, Simonova MA, Znamenskaya EP. The role of searching for the meaning of life from the standpoint of religious faith in the spiritual self-realization of the individual. European Journal of Science and Theology. 2018;14(5):89–100.
  10. Grigoryeva NA, Simonova MA. National youth policy in modern Russia: trends and controversy. Science Prospects. 2014;8:15–20. (In Russ.)
  11. Grinshkun VV. Informatization as a significant component of improving the teacher training system. Vestnik of Moscow City University. Series: Informatics and Informatization of Education. 2014;1:15–21. (In Russ.)
  12. Elizarova EYu. A model for the formation of general professional competencies within the framework of the main professional educational program for training future teachers. World of Science. Pedagogy and psychology. 2023;11(1):42PDMN123. (In Russ.) https://mir-nauki.com/PDF/42PDMN123.pdf
  13. Mironova AN. Model of preparing future teachers for the use of subject-oriented technologies in professional activities. Bulletin of Kyrgyzstan. 2023;1(2):118–124. (In Russ.)
  14. Ibragimova IN, Rubtsova ET. Technological culture as a constituent part of the competency model of training of teachers. Science and Education: Modern Times. 2019;1:716–723. (In Russ.)
  15. Mavlonova BS. A model for preparing future teachers for educational activities based on managerial competence. In: Innovative approaches in modern science: Proceedings of the CLXIV International Scientific and Practical Conference, 19 April 2024, Moscow. Moscow: Internauka LLC; 2024. p. 17–20. (In Russ.)
  16. Kesaeva SV. Pedagogical model of professional training of future teachers based on the resources of university and school networking. Modern Technologies in Education. 2018;18:82–94. (In Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».