Исследовательская деятельность как фактор формирования профессиональной компетентности будущих педагогов в условиях цифровой трансформации
- Авторы: Тореева Т.А.1
-
Учреждения:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- Выпуск: Том 22, № 2 (2025)
- Страницы: 184-194
- Раздел: ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К ИНФОРМАТИЗАЦИИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8631/article/view/321334
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2025-22-2-184-194
- EDN: https://elibrary.ru/BOLDHF
- ID: 321334
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Постановка проблемы . В эпоху цифровой трансформации изменяются требования к профессиональной компетентности педагогов, которые должны обладать функциональной и цифровой грамотностью и готовностью к профессиональной коммуникации в информационной среде. Формирование этих компетенций можно обеспечить путем вовлечения обучающихся педагогических направлений подготовки в прикладные исследования. Проблема состоит в том, как оптимизировать существующие методы подготовки педагогов-исследователей в вузе, чтобы активизировать развивающую функцию учебно-исследовательской деятельности обучающихся. Методология . Основными методами исследования послужили критический анализ научно-педагогических источников, систематизация, классификация, метод анкетирования. Результаты . Рассматриваются пути оптимизации исследовательской деятельности магистрантов педагогических направлений в классическом университете в условиях цифровой трансформации образования. Представлены результаты анкетирования обучающихся по направлению «Педагогическое образование». Заключение . Целенаправленная организация и управление исследовательской деятельностью будущих педагогов в вузе способствует формированию универсальных, профессиональных и исследовательских компетенций обучающихся, развитию навыков автономной работы, творческому становлению личности и повышению качества педагогического образования.
Об авторах
Татьяна Александровна Тореева
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: toreevata@my.msu.ru
ORCID iD: 0009-0009-5277-1433
SPIN-код: 8059-4090
кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии образования, исполняющий обязанности декана, факультет педагогического образования
Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1Список литературы
- Grinshkun VV, Shunina LA. Artificial intelligence in educational activities and teacher training: the need for research. In: Informatization of education and methods of e-learning: digital technologies in education: Proceedings of the VII International Scientific Conference, 19–22 September 2023, Krasnoyarsk. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev; 2023. p. 1056–1059. (In Russ.)
- Bermus AG. Benefits and risks of using ChatGPT in higher education: A theoretical review. Pedagogy. Theory & Practice. 2024;9(8):776–787. (In Russ.) https://doi.org/ 10.30853/ped20240099
- Korneeva NYu, Uvarina NV. Immersive technologies in modern professional education. Modern Pedagogical Education. 2022;6:17–22. (In Russ.)
- Vachkova SN, Kagan EM, Kozin SV. Big data for educational studies: opportunities, challenges, limitations. St. Tikhon’s University Review. Series IV: Pedagogy. Psychology. 2021;63:28–39. (In Russ.) https://doi.org/10.15382/sturIV202163.28-39
- Sineva MV, Kropocheva TB. Formation of research competencies of future teachers. Theory and Practice of Socio-Humanitarian Studies. 2022;4:37–47. (In Russ.)
- Yakovleva EV. Formation of research competence among future primary school teachers in higher education. Concept. 2015;13:3701–3705. (In Russ.)
- Bezusova TA, Richter TV. The impact of using the model of research supervising on the formation of research competence in students majoring in education. Science for Education Today. 2022;12(2):92–110. (In Russ.) https://doi.org/10.15293/2658-6762.2202.05
- Bermus AG. Research master’s degree in education as a center for modernization of a regional university cluster. Noospheric Research. 2020;4:86–93. (In Russ.)
- Atlasova SS. Research activity of the teacher and Magistracy. Concept. 2017;12:258– 267. (In Russ.)
- Gukalenko OV, Serikov VV. Formation of value orientations among students as a strategic goal of Russian education. In: Borisenkov VP, Levitsky ML. (eds.) Value foundations of development of Russian education: theory and practice: monograph. Moscow: MAKS Press; 2023. p. 13–27. (In Russ.)
- Pozdeeva SI. On the problem of involving teachers in research activities. Pedagogical Review. 2021;1:92–96. (In Russ.) https://doi.org/10.23951/2307-6127-2021-1-92-96
- Chen L. Facilitating teacher learning in professional learning communities through action research: A qualitative case study in China. Teaching and Teacher Education. 2022;119. https://doi.org/10.1016/j.tate.2022.103875
- Comon J, Corpuz G. Teachers’ research competence and engagement: basis for research development plan. American Journal of Arts and Human Science. 2024;3(1):24–44. https://doi.org/10.54536/ajahs.v3i1.2340
- Borisenkov VP, Pustovoitov VN, Toreeva TA. Development of teacher education in the unified educational space of Russia: from methodology to practice. Lomonosov Pedagogical Education Journal. 2024;22(1):190–204. (In Russ.)
- Levitsky ML, Grinshkun VV, Zaslavskaya OYu. The impact of the integration of information technologies on the digital transformation of education and the formation of value orientations of students. In: Borisenkov VP, Levitsky ML. (eds.) Value foundations of development of Russian education: theory and practice: monograph. Moscow: MAKS Press; 2023. p. 62–71. (In Russ.)
- Li Tian. Informatization of pedagogical education in the PRC as a condition for improving the quality of teacher training (abstract of dissertation for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences). Moscow: Lomonosov Moscow State University; 2024. (In Russ.)
- Wu Lin. Features of the implementation of blended learning in the context of digital transformation of higher pedagogical education in China (abstract of dissertation for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences). Moscow: Lomonosov Moscow State University; 2024. (In Russ.)
Дополнительные файлы
