Исследовательская деятельность как фактор формирования профессиональной компетентности будущих педагогов в условиях цифровой трансформации


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Постановка проблемы . В эпоху цифровой трансформации изменяются требования к профессиональной компетентности педагогов, которые должны обладать функциональной и цифровой грамотностью и готовностью к профессиональной коммуникации в информационной среде. Формирование этих компетенций можно обеспечить путем вовлечения обучающихся педагогических направлений подготовки в прикладные исследования. Проблема состоит в том, как оптимизировать существующие методы подготовки педагогов-исследователей в вузе, чтобы активизировать развивающую функцию учебно-исследовательской деятельности обучающихся. Методология . Основными методами исследования послужили критический анализ научно-педагогических источников, систематизация, классификация, метод анкетирования. Результаты . Рассматриваются пути оптимизации исследовательской деятельности магистрантов педагогических направлений в классическом университете в условиях цифровой трансформации образования. Представлены результаты анкетирования обучающихся по направлению «Педагогическое образование». Заключение . Целенаправленная организация и управление исследовательской деятельностью будущих педагогов в вузе способствует формированию универсальных, профессиональных и исследовательских компетенций обучающихся, развитию навыков автономной работы, творческому становлению личности и повышению качества педагогического образования.

Об авторах

Татьяна Александровна Тореева

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: toreevata@my.msu.ru
ORCID iD: 0009-0009-5277-1433
SPIN-код: 8059-4090

кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии образования, исполняющий обязанности декана, факультет педагогического образования

Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1

Список литературы

  1. Grinshkun VV, Shunina LA. Artificial intelligence in educational activities and teacher training: the need for research. In: Informatization of education and methods of e-learning: digital technologies in education: Proceedings of the VII International Scientific Conference, 19–22 September 2023, Krasnoyarsk. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev; 2023. p. 1056–1059. (In Russ.)
  2. Bermus AG. Benefits and risks of using ChatGPT in higher education: A theoretical review. Pedagogy. Theory & Practice. 2024;9(8):776–787. (In Russ.) https://doi.org/ 10.30853/ped20240099
  3. Korneeva NYu, Uvarina NV. Immersive technologies in modern professional education. Modern Pedagogical Education. 2022;6:17–22. (In Russ.)
  4. Vachkova SN, Kagan EM, Kozin SV. Big data for educational studies: opportunities, challenges, limitations. St. Tikhon’s University Review. Series IV: Pedagogy. Psychology. 2021;63:28–39. (In Russ.) https://doi.org/10.15382/sturIV202163.28-39
  5. Sineva MV, Kropocheva TB. Formation of research competencies of future teachers. Theory and Practice of Socio-Humanitarian Studies. 2022;4:37–47. (In Russ.)
  6. Yakovleva EV. Formation of research competence among future primary school teachers in higher education. Concept. 2015;13:3701–3705. (In Russ.)
  7. Bezusova TA, Richter TV. The impact of using the model of research supervising on the formation of research competence in students majoring in education. Science for Education Today. 2022;12(2):92–110. (In Russ.) https://doi.org/10.15293/2658-6762.2202.05
  8. Bermus AG. Research master’s degree in education as a center for modernization of a regional university cluster. Noospheric Research. 2020;4:86–93. (In Russ.)
  9. Atlasova SS. Research activity of the teacher and Magistracy. Concept. 2017;12:258– 267. (In Russ.)
  10. Gukalenko OV, Serikov VV. Formation of value orientations among students as a strategic goal of Russian education. In: Borisenkov VP, Levitsky ML. (eds.) Value foundations of development of Russian education: theory and practice: monograph. Moscow: MAKS Press; 2023. p. 13–27. (In Russ.)
  11. Pozdeeva SI. On the problem of involving teachers in research activities. Pedagogical Review. 2021;1:92–96. (In Russ.) https://doi.org/10.23951/2307-6127-2021-1-92-96
  12. Chen L. Facilitating teacher learning in professional learning communities through action research: A qualitative case study in China. Teaching and Teacher Education. 2022;119. https://doi.org/10.1016/j.tate.2022.103875
  13. Comon J, Corpuz G. Teachers’ research competence and engagement: basis for research development plan. American Journal of Arts and Human Science. 2024;3(1):24–44. https://doi.org/10.54536/ajahs.v3i1.2340
  14. Borisenkov VP, Pustovoitov VN, Toreeva TA. Development of teacher education in the unified educational space of Russia: from methodology to practice. Lomonosov Pedagogical Education Journal. 2024;22(1):190–204. (In Russ.)
  15. Levitsky ML, Grinshkun VV, Zaslavskaya OYu. The impact of the integration of information technologies on the digital transformation of education and the formation of value orientations of students. In: Borisenkov VP, Levitsky ML. (eds.) Value foundations of development of Russian education: theory and practice: monograph. Moscow: MAKS Press; 2023. p. 62–71. (In Russ.)
  16. Li Tian. Informatization of pedagogical education in the PRC as a condition for improving the quality of teacher training (abstract of dissertation for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences). Moscow: Lomonosov Moscow State University; 2024. (In Russ.)
  17. Wu Lin. Features of the implementation of blended learning in the context of digital transformation of higher pedagogical education in China (abstract of dissertation for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences). Moscow: Lomonosov Moscow State University; 2024. (In Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».