Особенности применения ресурсов платформы «Московская электронная школа» для формирования языковой компетенции студентов неязыковых специальностей
- Авторы: Машарова Т.В.1, Старкова Е.К.2, Шунин И.В.1, Пастухова А.С.3
-
Учреждения:
- Московский городской педагогический университет
- Политехнический колледж им. П.А. Овчинникова
- Российская академия образования
- Выпуск: Том 22, № 2 (2025)
- Страницы: 209-223
- Раздел: ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8631/article/view/321336
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2025-22-2-209-223
- EDN: https://elibrary.ru/CJXTPZ
- ID: 321336
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Постановка проблемы. Модернизация современной иноязычной подготовки обучающихся обуславливает необходимость активного использования цифровых технологий, обеспечивающих одновременно отработку лексических, грамматических и фонетических навыков. Однако, многие средства информатизации (например, Lingvist, Memrise, Quizlet и т. д.) применяются педагогами только для развития отдельных компо нент языковой компетенции студентов (структурной или предметно-процессуальной). В статье представлено исследование, направленное на выявление особенностей использования информационной образовательной платформы «Московская электронная школа» (далее - МЭШ) в целях эффективного формирования языковой компетенции студентов неязыковых специальностей. Методология. Платформа МЭШ рассматривается как информационный образовательный ресурс, поддерживающий решение задач индивидуализации иноязычного обучения и повышения доступности качественного образования. Центральный компонент - электронная библиотека (база мультимедийных материалов). В исследовании задействовано 174 студента (по четырем направлениям подготовки) Политехнического колледжа имени П.А. Овчинникова. При оценке уровня сформированности языковой компетенции использованы материалы авторского тестирования. Для статистической обработки применен критерий χ2 (хи-квадрат) Пирсона. Результаты . Средствами платформы МЭШ разработаны мультимедийные тематические модули (тексты, видео- и аудиофрагменты, иллюстрации и анимации); интерактивные задания и упражнения на отработку языковых навыков; коммуникативные симуляторы и ролевые игры для применения изученных языковых средств в моделируемых ситуациях межкультурного и профессионального общения; лингвострановедческие квесты и проекты, стимулирующие учащихся к поиску и творческой переработке информации; интерактивные словари, глоссарии, тезаурусы. Уточнен дидактический потенциал платформы МЭШ для формирования языковой компетенции студентов неязыковых специальностей: наличие инструментов для поддержки развития всех составляющих иноязычной коммуникативной компетенции и в аудитории, и в онлайн-режиме, и при индивидуальном обучении; адаптация разработанных мультимедийных материалов под разный уровень и курс обучения; интеграция ранее разработанных цифровых ресурсов. Заключение . Формирование языковой компетенции студентов неязыковых специальностей средствами МЭШ имеет следующие особенности: освоение компетенции протекает через поиск и разрешение проблемных ситуаций, поддержанных текстами специальной тематики и размещенных на платформе; иноязычная деятельность направлена на решение задач по усвоению содержания языковой компетенции на алгоритмическом и эвристическом уровнях; для управления учебно-речевыми действиями самоконтроля и самооценки используются комплексы заданий и тестов, требующих системной работы с ресурсами базы материалов.
Об авторах
Татьяна Викторовна Машарова
Московский городской педагогический университет
Email: mtv203@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-5974-7748
SPIN-код: 4792-4091
доктор педагогических наук, профессор, профессор департамента педагогики, Институт педагогики и психологии образования
Российская Федерация, 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4Екатерина Константиновна Старкова
Политехнический колледж им. П.А. Овчинникова
Автор, ответственный за переписку.
Email: starkova.kate@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8613-9430
SPIN-код: 2788-3093
преподаватель
Российская Федерация, 127549, Москва, ул. Бибиревская, д. 6, корп. 1Иван Васильевич Шунин
Московский городской педагогический университет
Email: shuniniv@mgpu.ru
ORCID iD: 0009-0000-9644-3436
SPIN-код: 5047-5862
аспирант, Департамент информатизации образования, Институт цифрового образования
Российская Федерация, 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4Анна Сергеевна Пастухова
Российская академия образования
Email: pastukhova.as@raop.ru
ORCID iD: 0009-0008-1498-8546
SPIN-код: 9678-6598
ведущий аналитик, лаборатория развития цифровой образовательной среды, Центр развития образования
Российская Федерация, 119121, Москва, ул. Погодинская, д. 8Список литературы
- Tamur M, Kurnila VM, Jehadus E, Ndiung S, Pereira J, Syaharuddin S. Learning from the past: meta-analysis of contextual teaching-learning of the past decade. International Journal of Education & Curriculum Application. 2021;4(1):1-10. https://doi.org/10.31764/ijeca.v4i1.3981
- Kakembo A. Language preservation: Strategies for indigenous languages. Newport International Journal of Current Issues in Arts and Management. 2024;5(3):1-4. https:// doi.org/10.59298/NIJCIAM/2024/5.3.14100
- Gillespie D, Gural S, Korneeva M. Teaching English through an exploration of identity in its socio-political and cultural contexts. Language and Culture. 2021;55:134-142. https://doi.org/10.17223/19996195/55/9
- Sleptsova SV, Akinshina IB. Modern methods of teaching a foreign language in higher education using Internet technologies. Tendentsii Razvitiya Nauki i Obrazovaniya. 2023;94:11-14. (In Russ.) https://doi.org/10.18411/trnio-02-2023-57
- Immanuel J, Mohamed Sahul Hameed MA. Resilient pedagogical advancements: Fostering ICT tools for post-pandemic ESL learning through sustainable development - a review. Revista de Gestão Social e Ambiental. 2024;18(1):1-19. https://doi.org/ 10.24857/rgsa.v18n1-074
- Yan LR, Joseph KA, Hamzah FA, Ismail HH. Benefits and challenges of online teaching and learning among upper primary ESL students: The teachers’ perspectives. International Journal of Academic Research in Business and Social Sciences. 2024;14(10):1821-1834. https://doi.org/10.6007/IJARBSS/v14-i10/23282
- Kizrina NG, Eliseeva OR. The use of creative technologies in teaching a foreign language to students of pedagogical universities. Samara Journal of Science. 2022;11(3):271-277. (In Russ.) https://doi.org/10.55355/snv2022113308
- Bećirović S, Brdarević-Čeljo A, Delić H. The use of digital technology in foreign language learning. SN Social Sciences. 2021;1:246. https://doi.org/10.1007/s43545-02100254-y
- Soboleva EV, Vekua NN, Novoselova SYu, Yang G. Achieving personal educational results of secondary school students in the conditions of integrated informatization in teaching Chinese as a foreign language. Perspectives of Science and Education. 2022;1:284-300. https://doi.org/10.32744/pse.2022.1.18
- Dong J, Liu S. Foreign language learning beyond the classroom: College students’ learner autonomy in the digital times. SHS Web of Conferences. 2024;181:01049. https:// doi.org/10.1051/shsconf/202418101049
- Mymrina DF, Abdrashitova MO, Zakharova EO. Developing foreign language communicative competence of the academic staff at a technical university. Tomsk State Pedagogical University Bulletin. 2018;6:171-175. https://doi.org/10.23951/1609624X-2018-6-171-175
- Almazova NI, Popova NV, Evtushenko TG. Organizational and methodological aspects of developing profession-oriented foreign language didactic resources in a technical university. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2020;4(1):1-11. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2542-1840-2020-4-1-1-11.
- Grinshkun VV. Problems and ways of informatization technologies in education. Lomonosov Pedagogical Education Journal. 2018;2:34-47. (In Russ.) https://doi. org/10.51314/2073-2635-2018-2-34-47
- Zykova AD. System-activity approach in teaching a foreign language in the conditions of digital educational environment. The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy: Psychological and Pedagogical Sciences (Theory and Methods of Professional Education). 2022;1:135-138. (In Russ.) https://doi.org/10.46845/2071-5331-2022-1-59135-138
- Anisimova AS. Peculiarities of Moscow Electronic School application in the work of a teacher. Izvestiya Instituta Pedagogiki i Psikhologii Obrazovaniya. 2023;2:94-99. (In Russ.)
- Bukalerova LA, Simonova MA. Protection of information rights of minors in the conditions of digital transformation of society. In: Vorontsova IV. (ed.) Transformation and digitalization of legal regulation of social relations in modern realities and pandemic conditions: collective monograph. Kazan: Otechestvo; 2020. p. 266-270. (In Russ.)
Дополнительные файлы
