Особенности применения ресурсов платформы «Московская электронная школа» для формирования языковой компетенции студентов неязыковых специальностей


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Постановка проблемы. Модернизация современной иноязычной подготовки обучающихся обуславливает необходимость активного использования цифровых технологий, обеспечивающих одновременно отработку лексических, грамматических и фонетических навыков. Однако, многие средства информатизации (например, Lingvist, Memrise, Quizlet и т. д.) применяются педагогами только для развития отдельных компо нент языковой компетенции студентов (структурной или предметно-процессуальной). В статье представлено исследование, направленное на выявление особенностей использования информационной образовательной платформы «Московская электронная школа» (далее - МЭШ) в целях эффективного формирования языковой компетенции студентов неязыковых специальностей. Методология. Платформа МЭШ рассматривается как информационный образовательный ресурс, поддерживающий решение задач индивидуализации иноязычного обучения и повышения доступности качественного образования. Центральный компонент - электронная библиотека (база мультимедийных материалов). В исследовании задействовано 174 студента (по четырем направлениям подготовки) Политехнического колледжа имени П.А. Овчинникова. При оценке уровня сформированности языковой компетенции использованы материалы авторского тестирования. Для статистической обработки применен критерий χ2 (хи-квадрат) Пирсона. Результаты . Средствами платформы МЭШ разработаны мультимедийные тематические модули (тексты, видео- и аудиофрагменты, иллюстрации и анимации); интерактивные задания и упражнения на отработку языковых навыков; коммуникативные симуляторы и ролевые игры для применения изученных языковых средств в моделируемых ситуациях межкультурного и профессионального общения; лингвострановедческие квесты и проекты, стимулирующие учащихся к поиску и творческой переработке информации; интерактивные словари, глоссарии, тезаурусы. Уточнен дидактический потенциал платформы МЭШ для формирования языковой компетенции студентов неязыковых специальностей: наличие инструментов для поддержки развития всех составляющих иноязычной коммуникативной компетенции и в аудитории, и в онлайн-режиме, и при индивидуальном обучении; адаптация разработанных мультимедийных материалов под разный уровень и курс обучения; интеграция ранее разработанных цифровых ресурсов. Заключение . Формирование языковой компетенции студентов неязыковых специальностей средствами МЭШ имеет следующие особенности: освоение компетенции протекает через поиск и разрешение проблемных ситуаций, поддержанных текстами специальной тематики и размещенных на платформе; иноязычная деятельность направлена на решение задач по усвоению содержания языковой компетенции на алгоритмическом и эвристическом уровнях; для управления учебно-речевыми действиями самоконтроля и самооценки используются комплексы заданий и тестов, требующих системной работы с ресурсами базы материалов.

Об авторах

Татьяна Викторовна Машарова

Московский городской педагогический университет

Email: mtv203@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-5974-7748
SPIN-код: 4792-4091

доктор педагогических наук, профессор, профессор департамента педагогики, Институт педагогики и психологии образования

Российская Федерация, 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4

Екатерина Константиновна Старкова

Политехнический колледж им. П.А. Овчинникова

Автор, ответственный за переписку.
Email: starkova.kate@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8613-9430
SPIN-код: 2788-3093

преподаватель

Российская Федерация, 127549, Москва, ул. Бибиревская, д. 6, корп. 1

Иван Васильевич Шунин

Московский городской педагогический университет

Email: shuniniv@mgpu.ru
ORCID iD: 0009-0000-9644-3436
SPIN-код: 5047-5862

аспирант, Департамент информатизации образования, Институт цифрового образования

Российская Федерация, 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4

Анна Сергеевна Пастухова

Российская академия образования

Email: pastukhova.as@raop.ru
ORCID iD: 0009-0008-1498-8546
SPIN-код: 9678-6598

ведущий аналитик, лаборатория развития цифровой образовательной среды, Центр развития образования

Российская Федерация, 119121, Москва, ул. Погодинская, д. 8

Список литературы

  1. Tamur M, Kurnila VM, Jehadus E, Ndiung S, Pereira J, Syaharuddin S. Learning from the past: meta-analysis of contextual teaching-learning of the past decade. International Journal of Education & Curriculum Application. 2021;4(1):1-10. https://doi.org/10.31764/ijeca.v4i1.3981
  2. Kakembo A. Language preservation: Strategies for indigenous languages. Newport International Journal of Current Issues in Arts and Management. 2024;5(3):1-4. https:// doi.org/10.59298/NIJCIAM/2024/5.3.14100
  3. Gillespie D, Gural S, Korneeva M. Teaching English through an exploration of identity in its socio-political and cultural contexts. Language and Culture. 2021;55:134-142. https://doi.org/10.17223/19996195/55/9
  4. Sleptsova SV, Akinshina IB. Modern methods of teaching a foreign language in higher education using Internet technologies. Tendentsii Razvitiya Nauki i Obrazovaniya. 2023;94:11-14. (In Russ.) https://doi.org/10.18411/trnio-02-2023-57
  5. Immanuel J, Mohamed Sahul Hameed MA. Resilient pedagogical advancements: Fostering ICT tools for post-pandemic ESL learning through sustainable development - a review. Revista de Gestão Social e Ambiental. 2024;18(1):1-19. https://doi.org/ 10.24857/rgsa.v18n1-074
  6. Yan LR, Joseph KA, Hamzah FA, Ismail HH. Benefits and challenges of online teaching and learning among upper primary ESL students: The teachers’ perspectives. International Journal of Academic Research in Business and Social Sciences. 2024;14(10):1821-1834. https://doi.org/10.6007/IJARBSS/v14-i10/23282
  7. Kizrina NG, Eliseeva OR. The use of creative technologies in teaching a foreign language to students of pedagogical universities. Samara Journal of Science. 2022;11(3):271-277. (In Russ.) https://doi.org/10.55355/snv2022113308
  8. Bećirović S, Brdarević-Čeljo A, Delić H. The use of digital technology in foreign language learning. SN Social Sciences. 2021;1:246. https://doi.org/10.1007/s43545-02100254-y
  9. Soboleva EV, Vekua NN, Novoselova SYu, Yang G. Achieving personal educational results of secondary school students in the conditions of integrated informatization in teaching Chinese as a foreign language. Perspectives of Science and Education. 2022;1:284-300. https://doi.org/10.32744/pse.2022.1.18
  10. Dong J, Liu S. Foreign language learning beyond the classroom: College students’ learner autonomy in the digital times. SHS Web of Conferences. 2024;181:01049. https:// doi.org/10.1051/shsconf/202418101049
  11. Mymrina DF, Abdrashitova MO, Zakharova EO. Developing foreign language communicative competence of the academic staff at a technical university. Tomsk State Pedagogical University Bulletin. 2018;6:171-175. https://doi.org/10.23951/1609624X-2018-6-171-175
  12. Almazova NI, Popova NV, Evtushenko TG. Organizational and methodological aspects of developing profession-oriented foreign language didactic resources in a technical university. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2020;4(1):1-11. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2542-1840-2020-4-1-1-11.
  13. Grinshkun VV. Problems and ways of informatization technologies in education. Lomonosov Pedagogical Education Journal. 2018;2:34-47. (In Russ.) https://doi. org/10.51314/2073-2635-2018-2-34-47
  14. Zykova AD. System-activity approach in teaching a foreign language in the conditions of digital educational environment. The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy: Psychological and Pedagogical Sciences (Theory and Methods of Professional Education). 2022;1:135-138. (In Russ.) https://doi.org/10.46845/2071-5331-2022-1-59135-138
  15. Anisimova AS. Peculiarities of Moscow Electronic School application in the work of a teacher. Izvestiya Instituta Pedagogiki i Psikhologii Obrazovaniya. 2023;2:94-99. (In Russ.)
  16. Bukalerova LA, Simonova MA. Protection of information rights of minors in the conditions of digital transformation of society. In: Vorontsova IV. (ed.) Transformation and digitalization of legal regulation of social relations in modern realities and pandemic conditions: collective monograph. Kazan: Otechestvo; 2020. p. 266-270. (In Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».