О подходах к использованию нейронных сетей в качестве объекта и средства обучения в начальной и основной школе
- Авторы: Ортина Н.А.1
-
Учреждения:
- Школа № 293 имени А.Т. Твардовского
- Выпуск: Том 22, № 1 (2025)
- Страницы: 109-122
- Раздел: ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8631/article/view/321346
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2025-22-1-109-122
- EDN: https://elibrary.ru/THQCTX
- ID: 321346
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Постановка проблемы . В статье выполнен анализ научных работ о применении искусственного интеллекта в различных областях деятельности человека и использовании нейронных сетей в образовании. Проблемой, требующей проведения исследований, является то, что нейросети при обучении школьников должны рассматриваться не только как объект изучения, но и как средство обучения. Методология. В ходе исследования разработана и апробируется авторская модель интегрированного использования нейронных сетей в качестве объекта и средства обучения. Для определения истинности выдвигаемых утверждений на занятиях по информатике в московской школе № 293 проведен педагогический эксперимент, основанный на использовании критерия χ2 Пирсона. Результаты. Показаны причины быстрого развития нейронных сетей. Предложены способы и примеры их применения на уроках информатики в начальной и основной школе, примеры генерации недостоверного материала. Приведен список программ и нейросетей для работы школьников с мультимедийными материалами. Описаны этапы работы школьников на примере нейросети Kandinsky 3.1. Изложены результаты экспериментальной проверки эффективности использования нейронных сетей в подгот овке школьников к работе с содержательным наполнением электронных изданий. Заключение. Для эффективного применения нейронных сетей в обучении рекомендуется рассматривать их как объект изучения, уделяя внимание проблеме достоверности сгенерированного материала, угрозам и рискам постоянного обращения школьников к нейронным сетям. При использовании таких сетей в качестве средства обучения следует объяснять критерии, на основании которых школьник будет выбирать нейронную сеть в зависимости от существующих задач и интересов.
Ключевые слова
Об авторах
Наталья Александровна Ортина
Школа № 293 имени А.Т. Твардовского
Автор, ответственный за переписку.
Email: ortina@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0004-5534-350X
SPIN-код: 7704-3271
учитель информатики
Российская Федерация, 129301, Москва, ул. Ярославская, д. 27Список литературы
- Grigoriev SG, Grinshkun VV. On the development of the textbook “Informatization of Education”. Vestnik of Moscow City University. Series: Informatics and Informatization of Education. 2005;4:24–28. (In Russ.)
- Bosova LL, Bosova AYu. On the professional activities of computer science teachers in the conditions of digital transformation of education. Informatics in School. 2021;7(170):10–14. (In Russ.) https://doi.org/10.32517/2221-1993-2021-20-7-10-14
- Alam A. Opportunities and concerns in the context of the use of artificial intelligence in education. In: Proceedings of 2021 International Conference on Computational Intelligence and Computing Applications, 26–27 November 2021, Nagpur, India. IEEE Press; 2021. https://doi.org/10.1109/iccica52458.2021.9697272
- Panova IV, Baran DD. On the possibility of studying the basics of artificial intelligence in a secondary school. In: Education in the digital age: experience, problems and prospects: Collection of Articles Based on the Materials of the International Scientific and Practical Conference of Teachers, Students, Postgraduates, Doctoral students and Interested Persons, 29 December 2021, Nizhny Novgorod. Nizhny Novgorod: Minin University; 2021. p. 29–34. (In Russ.)
- Shevchuk EV. The use of neural networks in the education system: problems and prospects. Information and Communication Technologies in Pedagogical Education. 2024;1(88):93–96. (In Russ.)
- Chernyshenko OV. The potential of artificial intelligence technologies in the modern educational system. Innovations in Education. 2024;1:95–101. (In Russ.)
- Petrenko TF, Levina NN. Artificial intelligence in education: challenges and prospects. Professional Communication: Topical Issues of Linguistics and Methodology. 2024;17-1:67–73. (In Russ.)
- Grinshkun VV, Shunina LA. Artificial intelligence in educational activities and teacher training: the need for research. In: Grinshkun VV. (ed.) Modern {digital} didactics. Vol. 2. Moscow: A-Prior LLC; 2023. p. 49–55. (In Russ.) https://www. elibrary.ru/item.asp?id=60046236
- Zaslavsky AA. Three ways of using neural networks in the educational process. In: Pedagogical innovation and continuing education in the XXI century: Collection of Scientific Papers of the II International Scientific and Practical Conference, 20 May 2024, Kirov. Kirov: Vyatka State Agrotechnological University; 2024. p. 512–514. (In Russ.)
- Filipova IA. Neural networks: application, issues of ethics and law. Bulletin of the South Ural State University. Series: Law. 2023;23(4):76–81. (In Russ.) https://doi.org/10.14529/law230411
- Nikishkina EV, Larin SE, Belash VYu. Neural networks and education: positive and negative sides, possibilities of use. Pedagogical Bulletin. 2024;32:54–58. (In Russ.)
- Shelengovsky PG, Gracheva DA. Artificial intelligence and copyright in modern conditions. Economy. Right. Society. 2023;8(3(35)):79–85. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2411-118X-2023-3-79-85
- Paskova AA. Foreign experience of using neural networks in the personalization of e-learning. Current Issues of Science and Education. 2022;2:19–21. (In Russ.)
- Puzankova LV, Zaitseva AA. Artificial intelligence as a means of teaching in a secondary school. Informatics and Applied Mathematics. 2023;29:103–106. (In Russ.)
Дополнительные файлы
