Возможность и целесообразность использования электронных иерархических структур в обучении информатике в начальной школе


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Постановка проблемы. Современные требования к обучению информатике в начальной школе демонстрируют необходимость использования инновационных образовательных технологий. Актуальной задачей является обоснование возможности и целесообразности использования электронных иерархических структур в данном контексте. Цель исследования - анализ существующих подходов к обучению информатике, выявление их недостатков и сравнение с текущим состоянием преподавания информатики в Казахстане. На основе данных опроса, проведенного среди учителей, выявлены основные проблемы и недостатки существующих методик обучения. Методология. В исследовании использовались методы анализа научных публикаций, анкетирования и анализа данных. Результаты. В статье приводятся результаты опроса учителей, направленного на выявление основных проблем в существующих методиках обучения. Исходя из полученных данных, доказывается целесообразность внедрения электронных иерархических структур в образовательный процесс. Приведены аргументы в пользу эффективности данного подхода, а также выдвинуты предложения по его интеграции в школьную программу. Заключение. Рассматриваются перспективы дальнейших исследований и разработки новых образовательных программ, основываясь на потенциале электронных иерархических структур для оптимизации образовательного процесса по информатике в начальной школе.

Об авторах

Есен Ыкласович Бидайбеков

Казахский национальный педагогический университет имени Абая

Email: esen_bidaibekov@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7746-9809
SPIN-код: 4402-4334

доктор педагогических наук, профессор кафедры информатики и информатизации образования, факультет математики, физики и информатики

Казахстан, 050010, Алматы, проспект Достык, д. 13

Баглан Бакытбаевич Калданов

Казахский национальный педагогический университет имени Абая

Автор, ответственный за переписку.
Email: kenzhebekoffbaga@gmail.com
ORCID iD: 0009-0004-5205-9124

PhD докторант кафедры информатики и информатизации образования, факультет математики, физики и информатики

Казахстан, 050010, Алматы, проспект Достык, д. 13

Список литературы

  1. Grinshkun VV. Organization of computerized learning based on hierarchical data structures (dissertation of Candidate of Pedagogical Sciences). Almaty; 1996. (In Russ.)
  2. Kuznetsov AA, Grigoriev SG, Grinshkun VV. Project of a sample program in computer science for general education schools. Vestnik of Moscow City University. Series: Informatics and Informatization of Education. 2011;22:5–24. (In Russ.)
  3. Karavaev NL, Soboleva EV. Analysis of software services and platforms with potential for gamification of learning. Concept (Scientific and Methodological Electronic Journal). 2017;8:14–24. (In Russ.)
  4. Bosova LL. School informatics in China: ideas that could be useful for us. Science and School. 2016;1:112–120. (In Russ.)
  5. Katyetova A. Teaching informatics in primary schools of Kazakhstan: current state, problems, and prospects. INTED2023 Proceedings. Valencia: IATED Academy; 2023. p. 2524–2531. https://doi.org/10.21125/inted.2023.0710
  6. Gousiou A, Grammenos N. Informatics and ICT as learning subjects in primary and secondary education in Greece. Anatolian Journal of Education. 2023;8(1):217–230. https://doi.org/10.29333/aje.2023.8115a
  7. Katyetova A, Stoffova V. Analysis of ICT competencies and skills of primary schools informatics teachers. INTED2023 Proceedings. Valencia: IATED Academy; 2023. p. 4040–4048. https://doi.org/10.21125/inted.2023.1073
  8. Bidaibekov EY, Ibashova AB. State and prospects of informatics development in primary schools of the Republic of Kazakhstan. Proceedings of the Great Moscow Semi nar on early informatics teaching methodology. Vol. 3. Moscow: Russian State Social University Publ.; 2012. p. 29–43. (In Russ.)
  9. Dagienė V, Hromkoviė J, Lacher R. Designing informatics curriculum for K-12 education: From concepts to implementations. Informatics in Education. 2021;20(3):333–360. https://doi.org/10.15388/infedu.2021.22
  10. Schwab M, Strobelt H, Tompkin J, Fredericks C, Huff C, Higgins D, Strezhnev A, Komisarchik M, King G, Pfister H. booc.io: booc.io: an education system with hierarchical concept maps and dynamic non-linear learning plans. IEEE Transactions on Visualization and Computer Graphics. 2017;23(1):571–580. https://doi.org/10.1109/TVCG.2016.2598518
  11. Shi D, Cui W, Huang D, Zhang H, Cao N. Reverse-engineering information presentations: recovering hierarchical grouping from layouts of visual elements. Visual Intellegence. 2023;1. https://doi.org/10.1007/s44267-023-00010-1
  12. Orynbayeva LK, Kosherbaeva AN, Grinshkun VV, Bidaibekov EY, Kosherbaeva GN, Bissenbayeva Zh. Development of electronic resources on the formation of personal qualities of schoolchildren. Journal of Intellectual Disability – Diagnosis and Treatment, 2020;8(4):777–783. https://doi.org/10.6000/2292-2598.2020.08.04.21
  13. Valverde-Berrocoso J, Acevedo-Borrega J, Cerezo-Pizarro M. Educational technology and student performance: a systematic review. Frontiers in Education. 2022;7. https://doi.org/ 10.3389/feduc.2022.916502
  14. Puzankova LV. Features of teaching computer science in primary school. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021;5:155–159. (In Russ.) https://doi. org/10.24158/spp.2021.5.27
  15. Grinshkun VV. Theory and practice of application of hierarchical structures in informatization of education and teaching Informatics. Moscow: Moscow City Pedagogical University Publ.; 2004. (In Russ.)
  16. Grinshkun VV, Shunina LA. Approaches to individualization of school student’s education based on the use of hierarchies to automatical generation of the educational resources content. In: Fundamental problems of teaching mathematics, computer science and informatization of education: Proceedings of the International Scientific Conference. Elets: Elets State Ivan Bunin University; 2021. p. 10–15. (In Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».