Возможность и целесообразность использования электронных иерархических структур в обучении информатике в начальной школе
- Авторы: Бидайбеков Е.Ы.1, Калданов Б.Б.1
-
Учреждения:
- Казахский национальный педагогический университет имени Абая
- Выпуск: Том 21, № 3 (2024)
- Страницы: 275-296
- Раздел: ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8631/article/view/321347
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2024-21-3-275-296
- EDN: https://elibrary.ru/RTCSNM
- ID: 321347
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Постановка проблемы. Современные требования к обучению информатике в начальной школе демонстрируют необходимость использования инновационных образовательных технологий. Актуальной задачей является обоснование возможности и целесообразности использования электронных иерархических структур в данном контексте. Цель исследования - анализ существующих подходов к обучению информатике, выявление их недостатков и сравнение с текущим состоянием преподавания информатики в Казахстане. На основе данных опроса, проведенного среди учителей, выявлены основные проблемы и недостатки существующих методик обучения. Методология. В исследовании использовались методы анализа научных публикаций, анкетирования и анализа данных. Результаты. В статье приводятся результаты опроса учителей, направленного на выявление основных проблем в существующих методиках обучения. Исходя из полученных данных, доказывается целесообразность внедрения электронных иерархических структур в образовательный процесс. Приведены аргументы в пользу эффективности данного подхода, а также выдвинуты предложения по его интеграции в школьную программу. Заключение. Рассматриваются перспективы дальнейших исследований и разработки новых образовательных программ, основываясь на потенциале электронных иерархических структур для оптимизации образовательного процесса по информатике в начальной школе.
Об авторах
Есен Ыкласович Бидайбеков
Казахский национальный педагогический университет имени Абая
Email: esen_bidaibekov@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7746-9809
SPIN-код: 4402-4334
доктор педагогических наук, профессор кафедры информатики и информатизации образования, факультет математики, физики и информатики
Казахстан, 050010, Алматы, проспект Достык, д. 13Баглан Бакытбаевич Калданов
Казахский национальный педагогический университет имени Абая
Автор, ответственный за переписку.
Email: kenzhebekoffbaga@gmail.com
ORCID iD: 0009-0004-5205-9124
PhD докторант кафедры информатики и информатизации образования, факультет математики, физики и информатики
Казахстан, 050010, Алматы, проспект Достык, д. 13Список литературы
- Grinshkun VV. Organization of computerized learning based on hierarchical data structures (dissertation of Candidate of Pedagogical Sciences). Almaty; 1996. (In Russ.)
- Kuznetsov AA, Grigoriev SG, Grinshkun VV. Project of a sample program in computer science for general education schools. Vestnik of Moscow City University. Series: Informatics and Informatization of Education. 2011;22:5–24. (In Russ.)
- Karavaev NL, Soboleva EV. Analysis of software services and platforms with potential for gamification of learning. Concept (Scientific and Methodological Electronic Journal). 2017;8:14–24. (In Russ.)
- Bosova LL. School informatics in China: ideas that could be useful for us. Science and School. 2016;1:112–120. (In Russ.)
- Katyetova A. Teaching informatics in primary schools of Kazakhstan: current state, problems, and prospects. INTED2023 Proceedings. Valencia: IATED Academy; 2023. p. 2524–2531. https://doi.org/10.21125/inted.2023.0710
- Gousiou A, Grammenos N. Informatics and ICT as learning subjects in primary and secondary education in Greece. Anatolian Journal of Education. 2023;8(1):217–230. https://doi.org/10.29333/aje.2023.8115a
- Katyetova A, Stoffova V. Analysis of ICT competencies and skills of primary schools informatics teachers. INTED2023 Proceedings. Valencia: IATED Academy; 2023. p. 4040–4048. https://doi.org/10.21125/inted.2023.1073
- Bidaibekov EY, Ibashova AB. State and prospects of informatics development in primary schools of the Republic of Kazakhstan. Proceedings of the Great Moscow Semi nar on early informatics teaching methodology. Vol. 3. Moscow: Russian State Social University Publ.; 2012. p. 29–43. (In Russ.)
- Dagienė V, Hromkoviė J, Lacher R. Designing informatics curriculum for K-12 education: From concepts to implementations. Informatics in Education. 2021;20(3):333–360. https://doi.org/10.15388/infedu.2021.22
- Schwab M, Strobelt H, Tompkin J, Fredericks C, Huff C, Higgins D, Strezhnev A, Komisarchik M, King G, Pfister H. booc.io: booc.io: an education system with hierarchical concept maps and dynamic non-linear learning plans. IEEE Transactions on Visualization and Computer Graphics. 2017;23(1):571–580. https://doi.org/10.1109/TVCG.2016.2598518
- Shi D, Cui W, Huang D, Zhang H, Cao N. Reverse-engineering information presentations: recovering hierarchical grouping from layouts of visual elements. Visual Intellegence. 2023;1. https://doi.org/10.1007/s44267-023-00010-1
- Orynbayeva LK, Kosherbaeva AN, Grinshkun VV, Bidaibekov EY, Kosherbaeva GN, Bissenbayeva Zh. Development of electronic resources on the formation of personal qualities of schoolchildren. Journal of Intellectual Disability – Diagnosis and Treatment, 2020;8(4):777–783. https://doi.org/10.6000/2292-2598.2020.08.04.21
- Valverde-Berrocoso J, Acevedo-Borrega J, Cerezo-Pizarro M. Educational technology and student performance: a systematic review. Frontiers in Education. 2022;7. https://doi.org/ 10.3389/feduc.2022.916502
- Puzankova LV. Features of teaching computer science in primary school. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021;5:155–159. (In Russ.) https://doi. org/10.24158/spp.2021.5.27
- Grinshkun VV. Theory and practice of application of hierarchical structures in informatization of education and teaching Informatics. Moscow: Moscow City Pedagogical University Publ.; 2004. (In Russ.)
- Grinshkun VV, Shunina LA. Approaches to individualization of school student’s education based on the use of hierarchies to automatical generation of the educational resources content. In: Fundamental problems of teaching mathematics, computer science and informatization of education: Proceedings of the International Scientific Conference. Elets: Elets State Ivan Bunin University; 2021. p. 10–15. (In Russ.)
Дополнительные файлы
