Концептуальные основы педагогического дизайна электронного курса на платформе Moodle для интеграции результатов информального образования магистров при обучении иностранному языку специальности в неязыковом вузе


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Постановка проблемы. Статья описывает основные принципы педагогического дизайна электронного учебного курса на этапах анализа, проектирования и разработки его составляющих в системе дистанционного обучения Moodle для актуализации результатов информального образования магистров неязыкового вуза при обучении иностранному языку специальности. Актуальность работы связана с необходимостью выявления механизма организации неинституциональной познавательной деятельности обучающихся в процессе освоения ими учебной дисциплины в электронной информационно-образовательной среде вуза, сопоставимой по многим параметрам с современным пространством информального образования. Методология . Исследование носит комплексный характер, основано на использовании общенаучных и эмпирических методов с последующей интерпретацией результатов в логике теоретической триангуляции. Анализ существующих подходов к интеграции результатов информального образования взрослых субъектов учебной деятельности в формальный контекст их непрерывного обучения позволил разработать концептуальный каркас педагогического дизайна электронного учебного курса для развития иноязычной профессиональной компетенции магистров. Алгоритм исследования предусматривал анализ целевой аудитории сквозь призму ее учебного опыта в информальном изучении иностранного языка с акцентом на преобладающие виды такой познавательной активности и предпочтительные информационные ресурсы; формулировку задач обучения английскому языку специальности с учетом потенциала его освоения в информальном пространстве и возможностей цифровой образовательной среды Moodle, а также разработку компетентностной модели выпускника электронного курса, оценочных средств для контроля ожидаемых результатов и их верификации в формальном контексте. Результаты. Исследование демонстрирует необходимость трансформации характера информальной познавательной деятельности студента от непреднамеренного и случайного обучения к осознанному и целенаправленному процессу в качестве ключевого условия успешной реализации курса на интегративное освоение учебной дисциплины в формальном контексте и за его пределами. Это предусматривает дальнейшее развитие системных компетенций магистра и их сознательный перенос с формального на информальный уровень обучения в процессе работы с образовательными ресурсами лекционного и проектного кластеров тематических модулей онлайн-курса. Полифункциональные задания в их составе проектируются так, чтобы на уровне формулировок служить эффективным инструментом открытого, косвенного или скрытого стимулирования продуктивной информальной познавательной активности студентов в процессе формального обучения. Заключение. Представленная концепция педагогического дизайна электронного курса и разработанные на ее основе дидактические решения способствуют совершенствованию содержательного компонента учебного процесса посредством эффективного механизма интеграции результатов освоения академической дисциплины в формальном и информальном образовательном пространстве, что обеспечивает его единство и непрерывность на всем протяжении.

Об авторах

Лариса Михайловна Гальчук

Новосибирский государственный университет экономики и управления

Автор, ответственный за переписку.
Email: galaris_nsk@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-4785-0603
SPIN-код: 1384-4890

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков, факультет базовой подготовки

Российская Федерация, 630099, Новосибирск, ул. Каменская, д. 56

Список литературы

  1. Bakanova SA, Silkina GYu. Evolution of knowledge: modelling and application analysis. St. Petersburg Polytechnic University Journal. Economics. 2015;6(233):173–182. (In Russ.) https://doi.org/10.5862/JE.233.18
  2. Reyes-Fournier E. Lifelong and lifewide learning. In: P. Roubides (ed.) Distance learning: perspectives, outcomes and challenges. New York: Nova Science Publ.; 2017. p. 1–15. https:// www.researchgate.net/publication/326070378_Lifelong_and_lifewide_learning
  3. Livingstone DW. Adults’ informal learning: definitions, findings, gaps and future research. NALL Working Paper. 2001;21. https://tspace.library.utoronto.ca/retrieve/4484/
  4. Latchem CR. Informal learning and non-formal education for development. Journal of Learning for Development. 2014;1(1). https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1106082.pdf
  5. Cerasoli CP, Alliger GM, Donsbach JS, Mathieu JE, Tannenbaum SI, Orvis KA. Antecedents and outcomes of informal learning behaviors: a meta-analysis. Journal of Business and Psychology. 2018;33:203–230. https://doi.org/10.1007/s10869-017-9492-y
  6. Bond M, Bergdahl N. Student engagement in open, distance, and digital education. In: Zawacki-Richter O, Jung I. (eds.) Handbook of open, distance and digital education. Singapore: Springer; 2022. p. 1–16. https://doi.org/10.1007/978-981-19-0351-9_79-1
  7. Bergdahl N. Second language learning designs in online adult education. Computer Assisted Language Learning. 2022:1–29. https://doi.org/10.1080/09588221.2022.2158202
  8. Yeh E, Swinehart N. Social media pathways: using social media to help language learners access target language communities. CALICO Journal. 2024;41(1):i–xiii. https://doi.org/10.1558/cj.27345
  9. Rogers A. The base of the iceberg. Informal learning and its impact on formal and non-formal learning. Opladen, Berlin, Toronto: Verlag Barbara Budrich; 2014. https://www.pedocs.de/volltexte/2017/14844/pdf/Rogers_2014_Base_of_the_iceberg.pdf
  10. Knowles MS, Holton III EF, Swanson RA. The adult learner: the definitive classic in adult education and human resource development. 6th ed. Elsevier; 2005. https://intrpr.info/library/books/knowles-the-adult-learner.pdf
  11. Tight М. Key concepts in adult education and training. London, New York: Routledge; 2006.
  12. Livingstone DW, Raykov M, Stowe S. The adult education and training survey: Interest in and factors related to participation in adult education and informal learning. Ottawa: Human Resources Development Canada Publ.; 2001. https://www.researchgate.net/publication/349098135_The_adult_education_and_training_survey_Interest_in_and_factors_related_to_participation_in_adult_education_and_informal_learning
  13. Rogers A, Horrocks N. Teaching adults. 4th ed. Maidenhead: Open University Press; 2010.
  14. Benson P, Reinders H. (eds.) Beyond the language classroom. New York: Palgrave Macmillan; 2011.
  15. Okereshko AV. Types of informal education as meaning-forming factors of personal and professional development of a teacher. Man and Education. 2015;1(42):74–78. (In Russ.) https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23466333
  16. Mercer S, MacIntyre PD. Introducing positive psychology to SLA. Studies in Second Language Learning and Teaching. 2014;4(2):153–172. https://doi.org/10.14746/ssllt.2014.4.2.2
  17. Dewaele J-M, Chen X, Padilla AM, Lake J. The flowering of positive psychology in foreign language teaching and acquisition research. Frontiers in Psychology. 2019;10(2128):1–13. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.02128
  18. Polanyi M. Personal knowledge: Towards a post-critical philosophy. London: Routledge & Kegan Paul; 1978.
  19. Souto-Otero M. Validation of non-formal and informal learning in formal education: Covert and overt. European Journal of Education. 2021;56(3):365–379. https://doi.org/10.1111/ejed.12464
  20. Vaindorf-Sysoeva ME, Vorobchikova EO. Instructional design as a systemforming category: approaches and definitions. Vestnik of Minin University. 2023;11(1). (In Russ.) https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-1-3
  21. Karthik B, Chandrasekhar B, David R, Kumar K. Identification of instructional design strategies for an effective e-learning experience. The Qualitative Report. 2019;24(7):1537–1555. https://doi.org/10.46743/2160-3715/2019.3870
  22. Galchuk LM. Conceptual approaches to the instructional design of e-learning course elements for mainstreaming the results of master’s informal education into formal teaching of English for Specific Purposes at a non-linguistic university. In: Innovative approaches to teaching foreign languages in formal, non-formal and informal educational space: from theory to practice: Collection of articles based on results of the All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation. Novosibirsk: Novosibirsk State University of Economics and Management; 2022. p. 56–66. (In Russ.) https://elibrary.ru/item.asp?id=48596154
  23. Zhelyazkova-Teya TK. What indicators of informal education say about its importance for the adults in the new century. Higher Education Today. 2020;8:47–51. (In Russ.) https://doi.org/10.25586/RNU.HET.20.08.P.47
  24. Sockett G. The online informal learning of English. Palgrave Macmillan; 2014.
  25. Ahmed R, Al-kadi A, Hagar T. Enhancements and limitations to ICT-based informal language learning: Emerging research and opportunities. Hershey: IGI Global; 2020.
  26. Kenyonn C, Hase S. (eds.) Self-determined learning: Heutagogy in action. London, New Delhi, New York, Sydney: Bloomsbury Academic; 2013.
  27. Kolesnikov AA. On problem of foreign language acquisition in the context of informal education. Language and Culture. 2018;43:148–164. (In Russ.) https://doi.org/10.17223/19996195/43/10
  28. Seliverstova NA. Informal education: results of a qualitative research. Knowledge. Understanding. Skill. 2018;3:112–122. (In Russ.) https://doi.org/10.17805/zpu.2018.3.10
  29. Liskina TV, Bludov VV, Onoshko OYu. Informal education in process of studying foreign languages and types of tasks that aim students at working independently in terms of informal education. Baikal Research Journal. 2019:10(2). (In Russ.) https://cyberleninka.ru/article/n/informalnoe-obrazovanie-v-yazykovom-vuze-i-tipy-zadaniy-natselivayuschih-studentov-na-samostoyatelnuyu-rabotu-v-usloviyah-informalnogo

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».