Искусственный интеллект в высшей школе: проблемы, возможности, риски

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Постановка проблемы. Беспрецедентный темп развития и применение искусственного интеллекта в высшей школе привлекает профессорско-преподавательский состав ученых к анализу и обсуждению проблемы возможностей, рисков и границ использования искусственного интеллекта (ИИ) при организации обучения в вузе. Цель исследования - проанализировать интеграцию ИИ в образовательные процессы высшей школы как стратегию использования цифровых технологий, способствующих ускорению достижения целей трансформации образования в деятельностной сфере, где обнаруживаются возможности для педагогической деятель ности преподавателя, учебной деятельности студентов, а также научной деятельности преподавателя и обучающихся. Методология. Применены аналитико-теоретические методы исследования (анализ литературы, синтез данных, обобщение, индукция, дедукция, установление причинно-следственных связей), позволяющие оценить текущее состояние образовательной сферы относительно повсеместного внедрения возможностей ИИ, а также проведен экспресс-опрос среди слушателей дополнительного образования (в количестве 105 человек) по программам «Преподаватель» и «Преподаватель высшей школы» на тему психологической адаптации к активному применению технологий ИИ в рамках педагогической практики. Результаты. ИИ открывает возможности оптимизации процесса обучения, такие как оценка уровня знаний студентов по заранее заданным критериям, организация и проведение зачетов и экзаменов, избавление от рутинной работы, перевод и озвучивание текста. Заключение. Наиболее перспективным направлением применения технологий ИИ в высшей школе представляется дополнительное образование, которое преимущественно нацелено на приобретение обучающимися конкретных знаний и умений за счет сокращения времени на поиск литературы, научные обзоры, постановку конкретных задач и проблем, организацию коммуникации и т. п.

Об авторах

Рената Рауфовна Гасанова

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: renata_g@bk.ru
ORCID iD: 0000-0002-4641-0019
SPIN-код: 4256-8644
ResearcherId: AAM-9027-2020

кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры управления образовательными системами, факультет педагогического образования

Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1

Екатерина Александровна Романова

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Email: romanovaea@my.msu.ru
ORCID iD: 0000-0003-1006-0499
SPIN-код: 5599-9043

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры истории и философии образования, факультет педагогического образования

Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1

Список литературы

  1. Vladimirov IV, Wang P, Zhao W, Gasanova RR. Content analysis of university development strategies in China within the framework of the concepts of “University 4.0” and “educational ecosystem”. Informatics and Education. 2024;39(1):84–95. (In Russ.) https://doi.org/10.32517/0234-0453-2024-39-1-84-95
  2. Sharabov M, Tsochev G. The use of artificial intelligence in industry 4.0. Problems of Engineering Cybernetics and Robotics. 2020;73:17–29.
  3. Kapustina LV, Ermakova YuD, Kalyuzhnaya TV. ChatGPT and education: eternal confrontation or possible cooperation? Concept. 2023;10:119–132. (In Russ.)
  4. Lapina MA, Tokmakova ME, Demin DA, Yesayan GA. Features of the introduction of artificial intelligence in the educational process. Auditorium. 2023;3(39):48–53. (In Russ.)
  5. Li Baohong, Romanova EA. Digital competence of university students as a factor in optimizing teaching Russian as a foreign language. Moscow University Bulletin. Series 20: Education. 2022;2:29–37. (In Russ.)
  6. Ivanchenko IS. Assessment of prospects for the use of artificial intelligence in the higher education system. Science for Education Today. 2023;13(4):170–194. (In Russ.) http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2304.08
  7. Ivakhnenko EN, Nikolsky VS. ChatGPT in higher education and science: a threat or a valuable resource? Higher Education in Russia. 2023;32(4):9–22. (In Russ.) https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-4-9-22
  8. Konstantinova LV, Vorozhikhin VV, Petrov AM, Titova ES, Shtykhno DA. Generative artificial intelligence in education: discussions and forecasts. Open Education. 2023;27(2):36–48. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-2-36-48
  9. Sysoev PV, Filatov EM. ChatGPT in students’ research work: to forbid or to teach? Tambov University Review. Series: Humanities. 2023;28(2):276–301. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-2-276-301
  10. Garkusha NS, Gorodova YuS. Pedagogical opportunities of ChatGPT for developing cognitive activity of students. Vocational Education and Labor Market. 2023;11(1):6–23. (In Russ.) https://doi.org/10.52944/PORT.2023.52.1.001
  11. Lukichev PM, Chekmarev OP. Application of artificial intelligence in the higher education system. Russian Journal of Innovation Economics. 2023;13(1):485–502. (In Russ.) https://doi.org/10.18334/vinec.13.1.117223
  12. Rezaev AV, Tregubova ND. ChatGPT and AI in the universities: an introduction to the near future. Higher Education in Russia. 2023;32(6):19–37. (In Russ.) https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-6-19-37
  13. Zashikhina IM. Scientific article writing: will ChatGPT help? Higher Education in Russia. 2023;32(8-9):24–47. (In Russ.) https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-8-9-24-47
  14. Romanova EA, Gasanova RR. Managing the information and educational environment of an educational institution under the influence of digitalization: monography. Moscow: MAKS Press; 2022. (In Russ.) https://doi.org/10.29003/m3053.978-5-317-06862-2

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».