Искусственный интеллект в высшей школе: проблемы, возможности, риски
- Авторы: Гасанова Р.Р.1, Романова Е.А.1
-
Учреждения:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- Выпуск: Том 21, № 4 (2024)
- Страницы: 501-515
- Раздел: ПЕДАГОГИКА И ДИДАКТИКА ИНФОРМАТИЗАЦИИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8631/article/view/321361
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2024-21-4-501-515
- EDN: https://elibrary.ru/SLOHPH
- ID: 321361
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Постановка проблемы. Беспрецедентный темп развития и применение искусственного интеллекта в высшей школе привлекает профессорско-преподавательский состав ученых к анализу и обсуждению проблемы возможностей, рисков и границ использования искусственного интеллекта (ИИ) при организации обучения в вузе. Цель исследования - проанализировать интеграцию ИИ в образовательные процессы высшей школы как стратегию использования цифровых технологий, способствующих ускорению достижения целей трансформации образования в деятельностной сфере, где обнаруживаются возможности для педагогической деятель ности преподавателя, учебной деятельности студентов, а также научной деятельности преподавателя и обучающихся. Методология. Применены аналитико-теоретические методы исследования (анализ литературы, синтез данных, обобщение, индукция, дедукция, установление причинно-следственных связей), позволяющие оценить текущее состояние образовательной сферы относительно повсеместного внедрения возможностей ИИ, а также проведен экспресс-опрос среди слушателей дополнительного образования (в количестве 105 человек) по программам «Преподаватель» и «Преподаватель высшей школы» на тему психологической адаптации к активному применению технологий ИИ в рамках педагогической практики. Результаты. ИИ открывает возможности оптимизации процесса обучения, такие как оценка уровня знаний студентов по заранее заданным критериям, организация и проведение зачетов и экзаменов, избавление от рутинной работы, перевод и озвучивание текста. Заключение. Наиболее перспективным направлением применения технологий ИИ в высшей школе представляется дополнительное образование, которое преимущественно нацелено на приобретение обучающимися конкретных знаний и умений за счет сокращения времени на поиск литературы, научные обзоры, постановку конкретных задач и проблем, организацию коммуникации и т. п.
Об авторах
Рената Рауфовна Гасанова
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: renata_g@bk.ru
ORCID iD: 0000-0002-4641-0019
SPIN-код: 4256-8644
ResearcherId: AAM-9027-2020
кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры управления образовательными системами, факультет педагогического образования
Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1Екатерина Александровна Романова
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Email: romanovaea@my.msu.ru
ORCID iD: 0000-0003-1006-0499
SPIN-код: 5599-9043
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры истории и философии образования, факультет педагогического образования
Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1Список литературы
- Vladimirov IV, Wang P, Zhao W, Gasanova RR. Content analysis of university development strategies in China within the framework of the concepts of “University 4.0” and “educational ecosystem”. Informatics and Education. 2024;39(1):84–95. (In Russ.) https://doi.org/10.32517/0234-0453-2024-39-1-84-95
- Sharabov M, Tsochev G. The use of artificial intelligence in industry 4.0. Problems of Engineering Cybernetics and Robotics. 2020;73:17–29.
- Kapustina LV, Ermakova YuD, Kalyuzhnaya TV. ChatGPT and education: eternal confrontation or possible cooperation? Concept. 2023;10:119–132. (In Russ.)
- Lapina MA, Tokmakova ME, Demin DA, Yesayan GA. Features of the introduction of artificial intelligence in the educational process. Auditorium. 2023;3(39):48–53. (In Russ.)
- Li Baohong, Romanova EA. Digital competence of university students as a factor in optimizing teaching Russian as a foreign language. Moscow University Bulletin. Series 20: Education. 2022;2:29–37. (In Russ.)
- Ivanchenko IS. Assessment of prospects for the use of artificial intelligence in the higher education system. Science for Education Today. 2023;13(4):170–194. (In Russ.) http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2304.08
- Ivakhnenko EN, Nikolsky VS. ChatGPT in higher education and science: a threat or a valuable resource? Higher Education in Russia. 2023;32(4):9–22. (In Russ.) https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-4-9-22
- Konstantinova LV, Vorozhikhin VV, Petrov AM, Titova ES, Shtykhno DA. Generative artificial intelligence in education: discussions and forecasts. Open Education. 2023;27(2):36–48. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-2-36-48
- Sysoev PV, Filatov EM. ChatGPT in students’ research work: to forbid or to teach? Tambov University Review. Series: Humanities. 2023;28(2):276–301. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-2-276-301
- Garkusha NS, Gorodova YuS. Pedagogical opportunities of ChatGPT for developing cognitive activity of students. Vocational Education and Labor Market. 2023;11(1):6–23. (In Russ.) https://doi.org/10.52944/PORT.2023.52.1.001
- Lukichev PM, Chekmarev OP. Application of artificial intelligence in the higher education system. Russian Journal of Innovation Economics. 2023;13(1):485–502. (In Russ.) https://doi.org/10.18334/vinec.13.1.117223
- Rezaev AV, Tregubova ND. ChatGPT and AI in the universities: an introduction to the near future. Higher Education in Russia. 2023;32(6):19–37. (In Russ.) https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-6-19-37
- Zashikhina IM. Scientific article writing: will ChatGPT help? Higher Education in Russia. 2023;32(8-9):24–47. (In Russ.) https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-8-9-24-47
- Romanova EA, Gasanova RR. Managing the information and educational environment of an educational institution under the influence of digitalization: monography. Moscow: MAKS Press; 2022. (In Russ.) https://doi.org/10.29003/m3053.978-5-317-06862-2
Дополнительные файлы
