Применение образовательных данных в предметном обучении в вузе
- Авторы: Котюрова И.А.1
-
Учреждения:
- Петрозаводский государственный университет
- Выпуск: Том 21, № 2 (2024)
- Страницы: 227-241
- Раздел: ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8631/article/view/321369
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2024-21-2-227-241
- EDN: https://elibrary.ru/ONVIIG
- ID: 321369
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Постановка проблемы. Цифровые технологии активно внедряются во все процессы обраовательной системы, в том числе и в так называемые «сквозные технологии», к которым относятся среди прочих большие данные, используемые как инструменты управления в рамках образовательных систем. Однако описанных примеров практического использования анализа образовательных данных не для управления вузом, а в конкретном предметном обучении, пока мало. Цель исследования - определить, как большие данные могут быть использованы для верификации пробелов в знаниях и прогресса в обучении и соответствующей корректировки образовательного маршрута в рамках отдельно взятого предмета в вузе. Методология . Исследование проводилось в ПетрГУ на базе корпуса студенческих текстов ПАКТ (Петрозаводский аннотированный корпус текстов). ПАКТ - база данных, постоянно в текущем режиме пополняемая текстами студентов на немецком языке. Тексты проверяются экспертами, которые размечают ошибки и выставляют оценку за работу. Вся информация об ошибках собирается в общую базу данных, визуализация которой доступна в личном кабинете преподавателя. В работе приводятся графики и таблицы из этой базы данных и определяется, насколько они позволяют анализировать развитие отдельно взятого студента, отдельной академической группы или целого курса в освоении иностранного языка. Результаты . Подтверждена целесообразность сбора больших данных в виде текущих выполняемых работ студентов, которые затем можно эффективно примененять в предметном обучении в вузе. Лингвистический корпус ПАКТ позволяет, с одной стороны, отслеживать прогресс в освоении отдельных тем, а, с другой стороны, верифицировать пробелы в знаниях обучающихся и адаптировать учебные методы к потребностям. Заключение . Цифровизация образования может и должна развиваться в направлении создания баз данных, включающих работы студентов по различным предметам. Перспективы использования таких больших данных в предметном обучении огромны, поэтому это направление, пока слабо развивающееся в силу разных причин, безусловно заслуживает более пристального внимания со стороны всех участников системы - от рядового преподавателя до исследователей и управленцев, отвечающих за цифровую трансформацию образования.
Об авторах
Ирина Аврамовна Котюрова
Петрозаводский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: koturova@petrsu.ru
ORCID iD: 0000-0001-6766-0458
SPIN-код: 7400-4245
кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой немецкого и французского языков
185001, Петрозаводск, пр-т Ленина, д. 33Список литературы
- Uvarov AYu, Geibl E, Dvoretskaya IV, Zaslavskii IM, Karlov IA, Mertsalova TA, Sergomanov PA, Frumin ID. Difficulties and prospects of digital transformation of education. Moscow: HSE University; 2019. (In Russ.) https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1990-5
- Utyomov VV, Gorev PM. Development of educational systems based on Big Data technology. Concept. 2018;6:449‒461. (In Russ.) https://doi.org/10.24422/MCITO.2018.6.14501
- Bystrova T, Larionova V, Sinitsyn E, Tolmachev A. Learning analytics in massive open online courses as a tool for predicting learner performance. Educational Studies. 2018;(4):139‒166. (In Russ.) https://doi.org/10.17323/1814-9545-2018-4-139-166
- Shirinkina EV. Methods of data mining and educational analytics. Modern Education. 2022;(1):51‒67. (In Russ.) https://doi.org/10.26456/2219-1453/2021.3.179-188
- Prusakova PV, Semyonkina IA. Application of educational data analytics to improve the quality of higher education. Prospects for the Development of Higher Education. 2023;(2):395‒400. (In Russ.)
- Kustitskaya TA, Noskov MV. Development of learning analytics in Russia. Informatization of Education and e-Learning Methodology: Digital Technologies in Education: Proceedings of the V International Scientific Conference, Krasnoyarsk, 21‒24 September 2021 (vol. 1). Krasnoyarsk; 2021. p. 273‒278. (In Russ.)
- Vilkova KA, Zakharova US. Learning analytics in conventional education: its role and outcomes. Journal University Management: Practice and Analysis, 2020;24(3):59‒76. (In Russ.) http://doi.org/10.15826/umpa.2020.03.026
- Pomian S, Belokon О. Forecast of the results of academic performance of university students based on Markov processes. Herald of Vyatka State University. 2020;(4):63–73. (In Russ.) http://doi.org/10.25730/VSU.7606.20.057
- Sverdlov MB. (ed.) Educational analytics: management of educational organisation and content creation based on data. Moscow: HSE University; 2021. (In Russ.)
- Barannikov KA, Suleymanov RS, Lesin SM, Kupriyanov RB. Learning analytics based on educational data mining methods as a way to improve the effectiveness of the education management system. Lomonosov Pedagogical Education Journal. 2020;20(2): 16–33. (In Russ.)
- Fiofanova OA. Big data analysis in the field of education: methodology and technologies. Moscow: Delo Publ.; 2020. (In Russ.)
- Krein U, Schiefner-Rohs M. Data in schools: (changing) practices and blind spots at a glance. Frontiers in Education. 2021;6:672666. http://doi.org/10.3389/feduc.2021.672666
- Hase A, Kahnbach L, Kuhl P, Lehr D. To use or not to use learning data: a survey study to explain German primary school teachers’ usage of data from digital learning platforms for purposes of individualization. Frontiers in Education. 2022;7. http://doi.org/10.3389/feduc.2022.920498
- Kotiurova IA, Shchegoleva LW. Learner corpus in German as a data source for education and science. Educational Studies. 2022;(4):322‒349. (In Russ.) http://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-4-322-349
- Tikhomirova T, Malykh S, Kovas Yu. Individual differences in learning capabilities: opportunities and prospects of behavioral genetic research. Educational Studies. 2012; (4):186‒199. (In Russ.) https://doi.org/10.17323/1814-9545-2012-4-186-199
Дополнительные файлы
