Развитие эмоционального интеллекта у студентов-филологов в практике разработки мультимедийных историй

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Постановка проблемы. Эффективность языковой, межличностной и межкультурной коммуникации зависит не только от профессионализма, но и от эмоциональных способностей ее участников (коммуникабельности, умений реагировать в непредвиденных ситуациях, определять ожидания и интересы окружающих), навыков применения цифровых технологий. Исследование направленно на обоснование необходимости использования мультимедийных историй в подготовке специалистов в области филологии для развития их эмоционального интеллекта. Методология. Применяются теоретико-методологический анализ и обобщение фундаментальных научных работ по проблеме исследования, обработка результатов тестирования и структуры мультимедийных историй. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Сочинского института (филиала) Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы. В педагогическом эксперименте приняли участие 54 бакалавра, направление подготовки - 45.03.01. Филология. Преподавание филологических дисциплин. Мультимедийный сторителлинг рассматривался как инновационная повествовательная практика, в основе которой - создание эмоциональных историй средствами цифровой технологии. В качестве соответствующего сервиса использовался MS PowerPoint. На этапе диагностики и оценки сформированности эмоционального интеллекта применялся тест Н. Холла. Методом статистической обработки служил критерий χ2 Пирсона. Результаты. Использование мультимедийных историй в подготовке специалистов в области филологии и гуманитарного знания осуществляется следующим образом: изучение цифрового сервиса, его возможностей; разработка концепции; сбор и анализ информации; создание истории и реализация в цифровом формате; презентация и последующее применение на практике. При мультимедийном сторителлинге студенты-филологи осваивают философию диалога культур, осознают ценности (свои и чужие), осуществляют моральный выбор, получают новый социальный опыт, проектируют информационно-коммуникационную деятельность. Определены статистически достоверные различия в качественных изменениях, произошедших в педагогической системе. Заключение. Применение мультимедийных историй способствует развитию эмоционального интеллекта студентов-филологов за счет социального характера межличностной и межкультурной деятельности, многослойности и нелинейности обращения, мультимодальности, поддержки эмоционально комфортной языковой атмосферы. Сформулированы соответствующие критерии эффективности: наличие идеи (центрального элемента), «подвижность» главного героя, проецирование смысла действительной жизни, структура, стиль повествования и др.

Об авторах

Магомедхан Магомедович Ниматулаев

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: mnimatulaev@fa.ru
ORCID iD: 0000-0003-4290-6073

доктор педагогических наук, профессор департамента бизнес-информатики

Российская Федерация, 125993, Москва, Ленинградский пр-т, д. 49

Светлана Юрьевна Новоселова

Российский университет дружбы народов

Email: novoselovaapk@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-2289-6878

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры русского языка и методики его преподавания, Сочинский институт (филиал)

Российская Федерация, 354340, Сочи, ул. Куйбышева, д. 32

Наринэ Мисаковна Смеречинская

Российский университет дружбы народов

Email: mss.narine@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-3467-3604

кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой русского языка и методики его преподавания, Сочинский институт (филиал)

Российская Федерация, 354340, Сочи, ул. Куйбышева, д. 32

Оксана Витальевна Ширяева-Ширинг

Южный федеральный университет

Email: shirayeva.oksana@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-7846-2702

доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания, Международный институт междисциплинарного образования и иберо-американских исследований

Российская Федерация, 344006, Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 105/42

Список литературы

  1. Kallou S, Kalogiannakis M, Zacharis N, Kikilia A. Emotional intelligence development: the implementation of transformative learning through digital technologies in tourism - a study protocol. International Journal of Technology Enhanced Learning. 2023;15:180. http://doi.org/10.1504/IJTEL.2023.10054332
  2. Andrienko T, Chumak N, Genin V. Emotional intelligence and acquisition of English language oral communication skills. Advanced Education. 2020;7(15):66-73. http://doi.org/10.20535/2410-8286.201013
  3. Kolodina NI. Components of the concept and emotional state (based on the interdisciplinary study of everyday consciousness). Philological Sciences. Questions of Theory and Practice. 2020;13(8):228-233. (In Russ.) http://doi.org/10.30853/filnauki.2020.8.42
  4. Grinshkun VV, Bidaibekov E. How the education system should respond to the technological development and informatization of the society. Communications in Computer and Information Science. 2021;1024:26-33. http://doi.org/10.1007/978-3-030-78273-3_3
  5. Zalutskaya SYu, Nikonova NI. Professional training of future teachers of the Russian language and literature: advertising technology and students’ reading interests. Perspectives of Science and Education. 2020;(3):114-125. (In Russ.) http://doi.org/10.32744/pse.2020.3.9
  6. Soboleva EV, Vekua NN, Novoselova SYu, Yang G. Achieving personal educational results of secondary school students in the conditions of integrated informatization in teaching Chinese as a foreign language. Perspectives of Science and Education. 2022; (1):284-300. http://doi.org/10.32744/pse.2022.1.18
  7. Gopalakrishnan B, Vijayakumar S. Emotional intelligence and values in digital world through emoticons among indian students and faculty. International Journal of Asian Education. 2021;2:267-276. http://doi.org/10.46966/ijae.v2i2.142
  8. Khoutyz I. Storytelling in English and Russian-language lecture discourse. Moderna Språk. 2020;114(2):73-90. http://doi.org/10.58221/MOSP.V114I2.7399
  9. Sabari N, Hashim H. Sustaining education with digital storytelling in the English language teaching and learning: a systematic review. International Journal of Academic Research in Business and Social Sciences. 2023;13:214-231 http://doi.org/10.6007/IJARBSS/v13-i4/16860
  10. Sokolova TI. Language policy in the Russian Federation: main directions, problems and prospects. Social Space. 2021;7(5). (In Russ.) http://doi.org/10.15838/sa.2021.5.32.5
  11. Nassim S. Digital storytelling: an active learning tool for improving students’ language skills. Pupil. 2018;2:14-29. http://doi.org/10.20319/pijtel.2018.21.1429
  12. Ateş M. Using digital storytelling in language education: a systematic review study. Pamukkale University Journal of Education. 2022;59:340-364. http://doi.org/10.9779/pauefd.1101722
  13. Nair V, Yunus M. Using digital storytelling to improve pupils’ speaking skills in the age of COVID-19. Sustainability. 2022;14:9215. http://doi.org/10.3390/su14159215
  14. Berleva IN, Belyaev DA. Dialogue of screen and book cultures: film adaptations of literary texts. Context and Reflection: Philosophy of the World and Human Being. 2023;12(1-1):370-376. (In Russ.) http://doi.org/10.34670/AR.2023.40.57.034
  15. Akdoğan F. Enhancing English Vocabulary and reading skills through digital storytelling method. Innovational Research in ELT. 2023;4:60-72. http://doi.org/10.29329/irelt.2023.558.5

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».