Реализация технологий виртуальной реальности для профессионально-личностного развития студентов
- Авторы: Наговицын Р.С.1,2, Алимов Р.Ш.3
-
Учреждения:
- Глазовский государственный инженерно-педагогический университет имени В.Г. Короленко
- Казанский государственный институт культуры
- Казанский государственный архитектурно-строительный университет
- Выпуск: Том 21, № 1 (2024)
- Страницы: 74-85
- Раздел: ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8631/article/view/321377
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2024-21-1-74-85
- EDN: https://elibrary.ru/PBVKDM
- ID: 321377
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Постановка проблемы . На сегодняшний день технологии виртуальной реальности активно и системно востребованы только в сфере разнообразных развлечений, несмотря на их огромный образовательно-воспитательный потенциал, недостаточно используемый в системе обучения студенческой молодежи. Исследование ориентировано на восполнение данного пробела через внедрение технологий виртуальной реальности в процесс профессионально-личностного развития обучающихся в различных вузах. Цель - теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность внедрения технологий виртуальной реальности для повышения уровня профессионально-личностного развития студентов различных направлений подготовки бакалавриата. Методология . В эксперименте приняли участие 118 студентов психолого-педагогического, социально-культурного и инженерного направлений подготовки бакалавриата. Все осуществляли обучение в смешанном формате: часть предметов преподавалась аудиторно в очном формате, часть - дистанционно в удаленном формате с помощью видео-конференц-связи на платформе Telegram и с использованием технологий виртуальной реальности на платформах Mootup и Vive Sync. Результаты . Технологии виртуальной реальности являются эффективным средством для целостного профессионально-личностного развития студентов. В контексте деятельностно-поведенческого и когнитивно-рефлексивного компонентов зафиксированы самые высокие показатели по увеличению количества студентов на высоком и ситуативных уровнях развития. Наименьшее экспериментальное воздействие было зафиксировано по мотивационно-аксиологическому компоненту профессионально-личностного развития студентов. Детальный анализ полученных сравнительных данных после реализации экспериментальной работы показал, что более значимо авторская разработка повлияла на студентов инженерных направлений профессиональной подготовки, по сравнению со студентами других профилей бакалавриата. Заключение . Использование виртуальной коммуникации позволило сделать дистанционные занятия более привлекательными и целенаправленными для студентов, значительно облегчая обмен информацией, знаниями, ценностями и взглядами и делая этот процесс более естественным, как при реальных занятиях.
Об авторах
Роман Сергеевич Наговицын
Глазовский государственный инженерно-педагогический университет имени В.Г. Короленко; Казанский государственный институт культуры
Автор, ответственный за переписку.
Email: gto18@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-4471-0875
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры физической культуры и МБД, Глазовский государственный инженерно-педагогический университет имени В.Г. Короленко; профессор кафедры социально-культурной деятельности и педагогики, Казанский государственный институт культуры
Российская Федерация, 427621, Глазов, ул. Первомайская, д. 25; Российская Федерация, 420059, Казань, Оренбургский тракт, д. 3Рамис Шамилевич Алимов
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Email: r4mis97@yandex.ru
аспирант, кафедра водоснабжения и водоотведения Российская Федерация, 420043, Казань, ул. Зеленая, д. 1
Список литературы
- Martynova TN, Pfetzer AA. Psychological and pedagogical support of professional and personal development of students in the digital educational environment of the university. Professional Education in Russia and Abroad. 2022;(1):145-152. (In Russ.) http://doi.org/10.54509/22203036_2022_1_145
- Garanina Z, Andronova N. Professional self-awareness as a factor of personal and professional self-development of university students. Humanitarian: Actual Problems of the Humanities and Education. 2020;20:454-464. http://doi.org/15507/2078-9823.052.020.202004.454-464
- Tikhomirova MA, Melkaya LA. Possibilities of mixed educational technologies in the professional and personal development of students. News of the Volgograd State Pedagogical University. 2022;(3):81-85. (In Russ.)
- Shumar W, Silverman J, Moyer AE, Casino M, Condon B, Murasko D, King D, Stanford JS. Use of a professional development course to promote student-centered teaching in large STEM courses. College Teaching. 2023. http://doi.org/10.1080/87567555.2023.2246618
- Mukasheva M, Kornilov I, Beisembayev G, Soroko N, Sarsimbayeva S, Omirzakova A. Contextual structure as an approach to the study of virtual reality learning environment. Cogent Education. 2023;10(1):2165788. http://doi.org/10.1080/2331186X.2023.2165788
- Chang YS, Chou CH, Chuang MJ, Li WH, Tsai IF. Effects of virtual reality on creative design performance and creative experiential learning. Interactive Learning Environments. 2023;31(2):1142-1157. http://doi.org/10.1080/10494820.2020.1821717
- Lau KW, Wong K, Lee PY. The use of virtual reality for creating unusual environmental stimulation to motivate students to explore creative ideas. Interactive Learning Environments. 2015;23(1):3-18. http://doi.org/10.1080/10494820.2012.745426
- Geng J, Chai CS, Jong MS, Luk ET. Understanding the pedagogical potential of Interactive Spherical Video-based Virtual Reality from the teachers’ perspective through the ACE framework. Interactive Learning Environments. 2021;29(4):618-633. http://doi.org/10.1080/10494820.2019.1593200
- Charteris J, Berman J, Page A. Virtual team professional learning and development for practitioners in education. Professional Development in Education. 2021;47(4):638-650. http://doi.org/10.1080/19415257.2021.1879215
- Warnock JN, Mohammadi-Aragh MJ. Case study: use of problem-based learning to develop students' technical and professional skills. European Journal of Engineering Education. 2016;41(2):142-153. http://doi.org/10.1080/03043797.2015.1040739
- Nagovitsyn RS, Valeeva RA, Latypova LA. Web-Conferencing Systems (WCS): individual, group or full-class teacher education format? Education Sciences. 2023;13(2):214. http://doi.org/10.3390/educsci13020214
- Zeggelaar A, Vermeulen M, Jochems W. Evaluating effective professional development. Professional Development in Education. 2022;48(5):806-826. http://doi.org/10.1080/19415257.2020.1744686
- Callender KA, Haktanir A. Development of the counsellor personal wellness and professional wellbeing assessment. British Journal of Guidance & Counselling. 2023. http://doi.org/10.1080/03069885.2023.2200235
- Zeer EF, Symanyuk EE. Emotional component in the professional development of a teacher. World of Psychology. 2002;(4):194-203. (In Russ.)
- Gortney J, Lahiri M, Giuliano C, Saleem H, Khan M, Salinitri F, Lucarotti R. Evaluation of an instrument to assess students’ personal and professional development during the faculty advising process. American Journal of Pharmaceutical Education. 2020;85:8201. http://doi.org/10.5688/ajpe8201
- Krishnamurthy R, Hass GA, Natoli AP, Smith BL, Arbisi PA, Gottfried ED. Professional practice guidelines for personality assessment. Journal of Personality Assessment. 2022;104(1):1-16. http://doi.org/10.1080/00223891.2021.1942020
- Millon T. On the Renaissance of personality assessment and personality theory. Journal of Personality Assessment. 1984;48(5):450-466. http://doi.org/10.1207/s15327752jpa4805
- Shalabayeva L, Baisultanova S, Saule A, Ibrayeva M, Abdigapbarova U. Psychological diagnosis of master students' personal, professional development in the context of modern education. Journal of Intellectual Disability - Diagnosis and Treatment. 2020;8:784-790. http://doi.org/10.6000/2292-2598.2020.08.04.22.
Дополнительные файлы
