Развитие научного мировоззрения студентов при обучении обратным задачам для дифференциальных уравнений
- Авторы: Корнилов В.С.1
-
Учреждения:
- Московский городской педагогический университет
- Выпуск: Том 16, № 1 (2019)
- Страницы: 46-55
- Раздел: ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8631/article/view/333488
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2019-16-1-46-55
- ID: 333488
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проблема и цель. Современные достижения мировой науки о природе и окружающем мире, физических законах и закономерностях должны быть раскрыты на доступном уровне студентам вузов. Среди научных методов исследования физических процессов и явлений важное место занимает метод математического моделирования, потому что математические модели обладают научно-познавательным потенциалом и универсальностью (см., например, [2-4]). Применение математических моделей обратных задач для дифференциальных уравнений (ОЗДУ) позволяет эффективно исследовать многие процессы и явления, происходящие в воздушном пространстве, земной и водной средах. Неудивительно, что в некоторых российских вузах на физико-математических направлениях подготовки преподаются ОЗДУ в виде курсов по выбору. Ставятся цели и задачи такого преподавания, в результате которого у студентов развивались бы творческие математические способности и научное мировоззрение, формировались фундаментальные предметные знания в области ОЗДУ. Методология. Развитие научного мировоззрения студентов физико-математических направлений подготовки в результате преподавания ОЗДУ обеспечивается тем, насколько успешно будут реализованы на практике такие условия, как: 1. привлечение специалистов в области ОЗДУ с опытом преподавательской работы в вузе; 2. разработка содержания лекционных и практических занятий на основе современных достижений теории обратных и некорректных задач с учетом профессиональной направленности подготовки студентов; 3. реализация принципов, методов и средств обучения ОЗДУ; 4. привлечение студентов к работе на научных семинарах и участию в научных конференциях, посвященных ОЗДУ; 5. привлечение студентов к выполнению выпускных квалификационных работ, посвященных ОЗДУ; 6. реализация педагогических технологий развития у студентов умений и навыков самостоятельного анализа прикладного и гуманитарного характера результатов исследований ОЗДУ. Результаты. На практических занятиях по ОЗДУ студенты приобретают умения и навыки применять эффективные подходы и математические методы нахождения решений обратных задач с последующим логическим анализом их решений. В итоге студенты приобретают полезный опыт анализа новой информации об исследуемых физических процессах и явлениях, формируют новые научные знания об окружающем мире, на основе которых развивается их научное мировоззрение. Заключение. Развитое в процессе преподавания ОЗДУ научное мировоззрение помогает студентам осмыслить гуманитарную ценность математических моделей ОЗДУ и понять, что они имеют отношение к теории, эксперименту и философии - основным методам познания исследователей.
Об авторах
Виктор Семенович Корнилов
Московский городской педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: vs_kornilov@mail.ru
доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой информатизации образования
Российская Федерация, 127521, Москва, ул. Шереметьевская ул., 29Список литературы
- Agranovich Z.S., Marchenko V.A. Obratnaya zadacha teorii rasseyaniya [Inverse problem of scattering theory]. Har’kov: Har’kovskii universitet Publ., 1960. 268 p.
- Amelkin V.V. Differencial’nye uravneniya v prilozheniyah [Differential equations in applications]. M.: Nauka, 1987. 158 p.
- Aramanovich I.G., Levin V.I. Uravneniya matematicheskoj fiziki [Equations of mathematical physics]. M.: Nauka, 1969. 286 p.
- Ashihmin V.N. Vvedenie v matematicheskoe modelirovanie [Introduction to mathematical modeling]: uchebnoe posobie. M.: Logos, 2015. 440 p.
- Belishev M.I., Blagoveshchenskiy A.S. Dinamicheskie obratnye zadachi teorii voln [Dynamic inverse problems of wave theory]. SPb.: SPbGU, 1999. 266 p.
- Bidaibekov E.S., Kornilov V.S., Kamalova G.B. Obuchenie budushhih uchitelej matematiki i informatiki obratnym zadacham dlja differencial’nyh uravnenij [The training of future teachers of mathematics and informatics inverse problems for differential equations]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija: Informatika i informatizacija obrazovanija [Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Informatics and Informatization of Education]. 2014. No. 3(29). Pp. 57—69.
- Bolibruh A.A. Obratnye zadachi monodromii v analiticheskoj teorii differencial’nyh uravnenij [Inverse problems of monodromy in the analytic theory of differential equations]: lekcii. M.: MCNMO, 2009. 221 p.
- Buhgejm A.L. Vvedenie v teoriju obratnyh zadach [Introduction to the theory of inverse problems]: monografiya. Novosibirsk: Nauka, Sibirskoe otdelenie, 1988. 181 p.
- Vatulyan A.O., Belyak O.A., Sukhov D.Yu., Yavruyan O.V. Obratnye i nekorrektnye zadachi [Inverse and incorrect tasks]: ucheb. posobie. Rostov-na-Donu: Juzhnyi federal’nyi universitet, 2011. 232 p.
- Veselova E.A. Formirovanie nauchnogo mirovozzreniya studentov v obrazovatel’no-vospitatel’nom processe vysshej shkoly [Formation of scientific outlook of students in the educational process of higher education]: dis.. kand. ped. nauk. Nizhnij Novgorod, 2008. 255 p.
- Gnedenko B.V. Matematika i zhizn’ [Mathematics and life]. M.: Komkniga, 2006. 125 p.
- Grigoryan M.E. Formirovanie nauchnogo mirovozzreniya studentov sredstvami istorii matematiki v processe obucheniya teorii veroyatnostej [Formation of scientific outlook of students by means of history of mathematics in the process of teaching probability theory]. Sociosfera [Sociosphere]. 2014. No. 3. Pp. 87—89.
- Denisov A.M. Vvedenie v teoriyu obratnyh zadach [Introduction to the theory of inverse problems]: uchebnoe posobie. M.: Moskovskii universitet, 1994. 207 p.
- Ivanova T.A. Gumanitarizaciya matematicheskogo obrazovaniya [Humanitarization of mathematical education]: monografiya. Nizhnij Novgorod: NGPU, 1998. 206 p.
- Kabanikhin S.I. Obratnye i nekorrektnye zadachi [Inverse and incorrect problems]: uchebnoe posobie. Novosibirsk: Siberian scientific publishing house, 2009. 458 p.
- Kasyan A.A. Kontekst obrazovaniya: nauka i mirovozzrenie [Context of education: science and world outlook]: monografiya. Nizhnij Novgorod: NGPU, 1996. 184 p.
- Kolmogorov A.N. Matematika — nauka i professiya [Mathematics is a science and a profession]. M.: Nauka, 1988. 288 p.
- Kornilov V.S. O mezhdisciplinarnom haraktere issledovanij prichinno-sledstvennyh obratnyh zadach [About cross-disciplinary character of researches of cause and effect inverse problems]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija: Informatika i informatizacija obrazovanija [Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Informatics and Informatization of Education]. 2004. No. 1(2). Pp. 80—83.
- Kornilov V.S. Obratnye zadachi v soderzhanii obucheniya prikladnoj matematike [Inverse problems in the content of teaching applied mathematics]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Informatizacija obrazovanija [Bulletin of Peoples’ Friendship University of Russia. Series: Education Informatization]. 2014. No. 2. Pp. 109—118.
- Kornilov V.S. Realizacija nauchno-obrazovatel’nogo potenciala obuchenija studentov vuzov obratnym zadacham dlja differencial’nyh uravnenij [Realization of scientific and educational potential of training of students of higher education institutions in the inverse problems for the differential equations]. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal [Kazan pedagogical journal]. 2016. No. 6. Pp. 55—59.
- Kornilov V.S. Teorija i metodika obuchenija obratnym zadacham dlja differencial’nyh uravnenij [Theory and technique of training to the inverse problems for differential equations]: monografija. M.: OntoPrint Publ., 2017. 500 p.
- Kornilov V.S. Formirovanie fundamental’nyh znanij po matematicheskomu modelirovaniyu pri obuchenii obratnym zadacham dlya differencial’nyh uravnenij [Formation of the fundamental knowledge on mathematical modeling in teaching inverse problems for differential equations]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija: Informatika i informatizacija obrazovanija [Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Informatics and Informatization of Education]. 2017. No. 1(39). Pp. 92—99.
- Kornilov V.S. Formirovanie u studentov mezhdisciplinarnyh nauchnyh znanij pri obuchenii obratnym zadacham dlya differencial’nyh uravnenij [Formation of students’ interdisciplinary scientific knowledge in teaching inverse problems for differential equations]. Vestnik Kazahskogo nacional’nogo pedagogicheskogo universiteta imeni Abaya. Seriya: Fiziko-matematicheskie nauki [Bulletin of Kazakh National Pedagogical University named after Abay. Series: Physics and mathematical Sciences]. 2018. No. 4(64). Pp. 46—50.
- Kuvakin V.A. Nauchnoe mirovozzrenie i gumanizm [Scientific worldview and human]. Zdravyj smysl [Common sense]. 2007. No. 2. Pp. 31—36.
- Lavrentiev M.M. O zadache Koshi dlya uravneniya Laplasa [On the Cauchy problem for the Laplace equation]. Izvestiya AN SSSR [Proceedings of the USSR Academy of Sciences]. 1956. Vol. 20. No. 6. Pp. 819—842.
- Levchenko I.V., Kornilov V.S., Belikov V.V. Rol’ informatiki v podgotovke specialistov po prikladnoj matematike [The role of informatics in the training of specialists in applied mathematics]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija: Informatika i informatizacija obrazovanija [Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Informatics and Informatization of Education]. 2009. No. 2(18). Pp. 108—112.
Дополнительные файлы

