ОБУЧЕНИЕ ПРОГРАММИРОВАНИЮ КАК ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО, АБСТРАКТНОГО И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ
- Авторы: Каган ЭМ1
-
Учреждения:
- Московский городской педагогический университет
- Выпуск: Том 14, № 4 (2017)
- Страницы: 442-451
- Раздел: ПРЕПОДАВАНИЕ ИНФОРМАТИКИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8631/article/view/333555
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2017-14-4-442-451
- ID: 333555
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается роль школьного курса информатики и его раздела, связанного с программированием, в формировании навыков мыслить логически, умении работать с абстракциями, и готовности к системному мышлению. Описываются причины, существующие подходы к ликвидации разрыва между уровнем подготовки выпускников и требованиями работодателей. Одной из наиболее перспективных предлагается считать парадигму STEM. Обучение в рамках нее ориентированно не только на формирование необходимого багажа теоретических знаний, но и на формирование практических навыков работы со сложными техническими и информационными объектами у обучающихся, а также на развитие творческого, критического и вычислительного мышления. Обучение программированию, входящее в рамки курса информатики, является эффективным способом развития логического и аналитического мышлений, поскольку основано на изучении таких базовых понятий, как алгоритмические конструкции и принципы построения алгоритмов. В статье акцентируется внимание и на социальном аспекте обучения программированию. Область вычислительных перспектив включает в себя навык привлечения сторонних ресурсов для решения задач. Освоившие его ученики сформировали группы, продолжившие совместную работу в рамках обучения другим дисциплинам.
Об авторах
Э М Каган
Московский городской педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: eduard.kagan@yandex.ru
Каган Эдуард Михайлович, аспирант кафедры информатики и прикладной математики института математики, информатики и естественных наук Московского городского педагогического университета.
Шереметьевская ул., 29, Москва, Россия, 127521Список литературы
- Balzer E., Portnyagin I., Sharipova E. Razvitie logicheskogo myshlenija u uchashhihsja nachal’nyh klassov v sekcii «Robototehnika» pri izuchenii programmirovanija robotov [Development of logical thinking in primary school pupils in the section «Robotics» in the study of robot programming]. Psihologija i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primenenija [Psychology and pedagogy: methods and problems of practical application]. 2015. No. 47. Pp. 101—105.
- Bocharova T. Obuchenie osnovam algoritmizacii i programmirovanija v vuze v uslovijah innovacionnoj obrazovatel’noj sredy [learning the basics of algorithmization and programming in conditions of the innovative educational environment in higher school]. Problemy vysshego obrazovanija [Problems of higher education]. 2014. No. 1. Pp. 162—164.
- Viktorova T. Stanovlenie programmirovanija v kurse informatiki [The emergence of programming in Informatics Education]. Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry [Science. Scientific personnel]. 2011. No. 4. Pp. 280—284.
- Grebneva D. Obzor metodicheskih podhodov k obucheniju programmirovaniju v shkole [A review of methodological approaches to teaching programming at school]. Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki [Scientific review. Pedagogical science]. 2016. No. 3. Pp. 13—27.
- Grebneva D. Semioticheskij podhod k obucheniju programmirovaniju v shkole [Semiotic approach to learning programming in school]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education]. 2013. No. 3. Pp. 255.
- Grigor’ev S.G., Grinshkun V.V. O razrabotke uchebnika «Informatizacija obrazovanija» [On the development of information systems “Informatization of education”]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija «Informatika i informatizacija obrazovanija» [Bulletin of the Moscow city pedagogical university. “Informatics and Informatization of Education” series]. 2005. No. 4. Pp. 24—28.
- Grinshkun V.V. Informatizacija kak znachimyj komponent sovershenstvovanija sistemy podgotovki pedagogov [Informatization as an important component of improving the system of training of teachers]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija «Informatika i informatizacija obrazovanija» [Bulletin of the Moscow city pedagogical university. “Informatics and Informatization of Education” series]. 2014. No. 1 (27). Pp. 15—21.
- Dacun N., Urazaeva L. Innovacii dlja preodolenija razryva mezhdu IT-obrazovaniem i IT-industriej [Innovation to bridge the gap between IT education and IT-industry]. Aktual’nye problemy razvitija vertikal’noj integracii sistemy obrazovanija, nauki i biznesa: jekonomicheskie, pravovye i social’nye aspekty: materialy III mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Actual problems of development of vertical integration of education, science and business: economic, legal and social aspects: proceedings of the III international scientific-practical conference]. Voronezh: Voronezhskij centr nauchno-tehnicheskoj informacii, 2015. Pp. 188—193.
- Eremenko M. Izuchenie temy «Algoritmy» v ramkah vnedrenija novyh obrazovatel’nyh standartov [The study of “Algorithms” in the framework of the implementation of new educational standards]. Nauka i perspektivy [the Science and prospects]. 2015. No. 2. Pp. 4.
- Mirzoev M. Formirovanie universal’nyh vidov uchebnyh dejstvij na urokah informatiki [The formation of universal educational actions in science lessons]. Informacionnye tehnologii v obrazovanii: materialy IV Vserossijskoj (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchno-prakticheskoj konferencii [Information technologies in education: materials of the IV all-Russian (with international participation) scientific-practical conference]. Saratov, 2012. Pp. 44—45.
- Pirumov A. Kachestvennoe inzhenernoe obrazovanie kak osnova tehnologicheskoj i jekonomicheskoj bezopasnosti Rossii [A quality engineering education as the basis of technological and economic security of Russia]. Vlast’ [Power]. 2015. No. 2. Pp. 61—71.
- Pronina N.N. Primenenie tehnologii razvitija kriticheskogo myshlenija u obuchajushhihsja 8–9 klassov na urokah informatiki i IKT [Among students of 8–9 classes at lessons of computer science the Use of ICT and technology development critical thinking]. Molodoj uchenyj [Young scientist]. 2014. No. 5. Pp. 24—26.
- Semakin I. Jevoljucija shkol’noj informatiki [Evolution school of computer science]. Informatika v shkole [computer science in school]. 2011. No. 225. Pp. 2—7.
- Sitnikov P. Princip politehnizma na urokah informatiki i IKT [The principle of Polytechnical on the lessons of Informatics and ICT]. Informacionnye i pedagogicheskie tehnologii v sovremennom obrazovatel’nom uchrezhdenii [Information and educational technology in modern educational institution]: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Cherepoveck: Cherepoveckij gosudarstvennyj universitet, 2014. Pp. 112—116.
- Sorokina T. Ot STEM k STEAM-obrazovaniju cherez programmnuju sredu Scratch [From STEM to STEAM education using the Scratch programming environment]. Sovremennye informacionnye tehnologii i IT-obrazovanie [Modern information technologies and IT education]. 2015. No. 11. Pp. 362—366.
- Chemekov V., Krylov D. STEM — novyj podhod k inzhenernomu obrazovaniju [STEM — a new approach to engineering education]. Vestnik marijskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulleten of Mari state University]. 2015. No. 20. Pp. 59—64.
- Ananiadou K., Claro M. 21st century skills and competences for new millennium learners in OECD countries. 2009.
- Barr V., Stephenson C. Bringing Computational Thinking to K-12: What is Involved and What is the Role of the Computer Science Education Community? // ACM Inroads. New York, NY, USA, 2011. Vol. 2. No. 1. Pp. 48—54.
- Brennan K., Resnick M. New frameworks for studying and assessing the development of computational thinking // Proceedings of the 2012 annual meeting of the American Educational Research Association, Vancouver, Canada. 2012. Pp. 1—25.
- Ioannidou A. Computational Thinking Patterns // Online Submission. 2011.
- Binkley M. Defining twenty-first century skills // Assessment and teaching of 21st century skills. Springer, 2012. Pp. 17—6.
- Goel S., Kathuria V. A novel approach for collaborative pair programming // Journal of Information Technology Education. 2010. V. 9. Pp. 183—196.
- Sengupta P. Integrating computational thinking with K-12 science education using agent-based computation: A theoretical framework // Education and Information Technologies. 2013. V. 18. No. 2. Pp. 351—380.
- Kafai Y.B., Burke Q. Computer programming goes back to school // Phi Delta Kappan. 2013. V. 95. No. 1. Pp. 61—65.
- Margolis J., Goode J., Bernier D. The Need for Computer Science // Educational Leadership. 2011. V. 68. No. 5. Pp. 68—72.
- Moura I.C., Hattum-Janssen N. Teaching a CS introductory course: An active approach // Computers & Education. 2011. V. 56. No. 2. Pp. 475—483.
- Resnick M. Scratch: programming for all // Communications of the ACM. 2009. V. 52. No. 11. Pp. 60—67.
- Wing J.M. Computational thinking // Communications of the ACM. 2006. Vol. 49. No. 3. Pp. 33—35.
- Wing J.M. Computational thinking and thinking about computing // Philosophical transactions of the royal society of London A: mathematical, physical and engineering sciences. 2008. V. 366. No. 1881. Pp. 3717—3725.
Дополнительные файлы

