ДИДАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ОБРАТНЫМ ЗАДАЧАМ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье обсуждаются результаты дидактического анализа организации и проведения семинарских занятий по обратным задачам для дифференциальных уравнений для студентов высших учебных заведений физико-математических направлений подготовки. Такой анализ включает: общую характеристику математического содержания семинарских занятий; изучение структуры семинарского занятия; реализацию развивающих и воспитательных целей, выделение дидактических единиц и познавательных средств, которые должны быть усвоены студентами при изучении каждого раздела содержания обучения обратным задачам и другие важные психолого-педагогические аспекты. Обращается внимание на установление соответствия тем семинарских занятий лекционному материалу и выявление функций в учебно-воспитательном процессе, которые выполняются при решении обратных задач, а также на необходимость демонстрировать различные математические приемы и методы их решения. Такой дидактический анализ помогает не только выявить такие обратные задачи, при решении которых студенты могут коллективно включиться в творческий процесс поиска их решения, но и эффективно организовать контроль усвоения знаний и умений студентов по обратным задачам для дифференциальных уравнений.

Об авторах

В С Корнилов

Московский городской педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: vs_kornilov@mail.ru

Корнилов Виктор Семенович, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой информатизации образования Московского городского педагогического университета.

Шереметьевская ул., 29, Москва, Россия, 127521

Список литературы

  1. Bondarevskaya E.V. Teorija i praktika lichnostnogo obrazovanija [Theory and practice of personal education]. Rostov-na-Donu, 2000. 320 p.
  2. Vatulyan A.O., Belyak O.A., Sukhov D.Yu., Yavruyan O.V. Obratnye i nekorrektnye zadachi [Inverse and incorrect tasks]: ucheb. posobie. Rostov-na-Donu: Izd-vo Juzhnogo federal’nogo universiteta, 2011. 232 p.
  3. Denisov A.M. Vvedenie v teoriju obratnyh zadach [Introduction to the theory of the inverse problems]: ucheb. posobie. M.: Izd-vo MGU im. M.V. Lomonosova, 1994. 207 p.
  4. Kabanihin S.I. Obratnye i nekorrektnye zadachi [Inverse and incorrect tasks]: uchebnik dlja studentov vuzov. Novosibirsk: Sibirskoe nauchnoe izdatel’stvo, 2009. 458 p.
  5. Kornilov V.S. K voprosu o tipovoj programme po discipline «Obratnye zadachi dlja differencial’nyh uravnenij» [To a question of the standard program for discipline “The inverse problems for the differential equations”]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija «Informatika i informatizacija obrazovanija» [Bulletin of the Moscow city pedagogical university. “Informatics and Informatization of Education” series]. 2004. No. 1 (2). Pp. 79—83.
  6. Kornilov V.S. O mezhdisciplinarnom haraktere issledovanij prichinno-sledstvennyh obratnyh zadach [About cross-disciplinary character of researches of cause and effect inverse problems]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija «Informatika i informatizacija obrazovanija» [Bulletin of the Moscow city pedagogical university. “Informatics and Informatization of Education” series]. 2004. No. 1 (2). Pp. 80—83.
  7. Kornilov V.S. Osnovy metodicheskoj sistemy obuchenija discipline «Obratnye zadachi dlja differencial’nyh uravnenij» [Bases of methodical system of training in discipline “The inverse problems for the differential equations”]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo jekonomicheskogo universiteta [Bulletin of the Samara state economic university]. 2005. No. 3 (18). Pp. 190—196.
  8. Kornilov V.S. Nekotorye obratnye zadachi identifikacii parametrov matematicheskih modelej [Some inverse problems of identification of parameters of mathematical models]: ucheb. posobie. M.: MGPU, 2005. 359 p.
  9. Kornilov V.S. Istorija razvitija teorii obratnyh zadach dlja differencial’nyh uravnenij — sostavljajushhaja gumanitarnogo potenciala obuchenija prikladnoj matematike [History of development of the theory of the inverse problems for differential equations — a component of humanitarian potential of training in applied mathematics]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija «Informatika i informatizacija obrazovanija» [Bulletin of the Moscow city pedagogical university. “Informatics and Informatization of Education” series]. 2009. No. 1 (17). Pp. 108—113.
  10. Kornilov V.S. Psihologicheskie aspekty obuchenija studentov vuzov fraktal’nym mnozhestvam [Psychological aspects of training of students of higher education institutions in fractal sets]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija «Informatizacija obrazovanija» [Bulletin of the Russian university of friendship of the people. “Education Informatization” series]. 2011. No. 4. Pp. 79—82.
  11. Kornilov V.S. Laboratornye zanjatija kak forma organizacii obuchenija studentov fraktal’nym mnozhestvam [Laboratory researches as form of the organization of training of students in fractal sets]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija «Informatika i informatizacija obrazovanija» [Bulletin of the Moscow city pedagogical university. “Informatics and Informatization of Education” series]. 2012. No. 1 (23). Pp. 60—63.
  12. Kornilov V.S. Obratnye zadachi v soderzhanii obuchenija prikladnoj matematike [The inverse problems in the content of training in applied mathematics]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija «Informatizacija obrazovanija» [Bulletin of Peoples’ Friendship University of Russia. “Education Informatization” series]. 2014. No. 2. Pp. 109—118.
  13. Kornilov V.S. Obuchenie studentov obratnym zadacham matematicheskoj fiziki kak factor formirovanija fundamental’nyh znanij po integral’nym uravnenijam [Training of students in the inverse problems of mathematical physics as factor of formation of fundamental knowledge of the integrated equations]. Bjulleten’ laboratorii matematicheskogo, estestvennonauchnogo obrazovanija i informatizacii. Recenziruemyj sbornik nauchnyh trudov [Bulletin of laboratory of mathematical, natural-science education and informatization. The reviewed collection of scientific work]. Samara: Samarskij filial MGPU, 2015. T. VI. Pp. 251—257.
  14. Kornilov V.S. Formirovanie fundamental’nyh znanij budushhih uchitelej informatiki i matematiki po funkcional’nomu analizu pri obuchenii obratnym zadacham matematicheskoj fiziki [Formation of fundamental knowledge of future teachers of informatics and mathematics of the functional analysis when training in the inverse problems of mathematical physics]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija «Informatika i informatizacija obrazovanija» [Bulletin of the Moscow city pedagogical university. “Informatics and Informatization of Education” series]. 2015. No. 3 (33). Pp. 72—82.
  15. Kornilov V.S. Realizacija nauchno-obrazovatel’nogo potenciala obuchenija studentov vuzov obratnym zadacham dlja differencial’nyh uravnenij [Realization of scientific and educational potential of training of students of higher education institutions in the inverse problems for the differential equations]. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal [Kazan pedagogical journal]. 2016. No. 6. Pp. 55—59.
  16. Kornilov V.S. Bazovye ponjatija informatiki v soderzhanii obuchenija obratnym zadacham dlja differencial’nyh uravnenij [Basic concepts of informatics of the content of training in the inverse problems for the differential equations]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija «Informatizacija obrazovanija» [Bulletin Peoples’ Friendship University of Russia. “Education Informatization” series]. 2016. No. 1. Pp. 70—84.
  17. Kornilov V.S. Teorija i metodika obuchenija obratnym zadacham dlja differencial’nyh uravnenij [Theory and technique of training to the inverse problems for differential equations]: monografija. M.: Izd-vo «OntoPrint», 2017. 500 p.
  18. Kornilov V.S. Formirovanie fundamental’nyh znanij po matematicheskomu modelirovaniju pri obuchenii obratnym zadacham dlja differencial’nyh uravnenij [Formation of fundamental knowledge of mathematical modeling when training in the return tasks for the differential equations]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija «Informatika i informatizacija obrazovanija» [Bulletin of the Moscow city pedagogical university. “Informatics and Informatization of Education” series]. 2017. No. 1 (39). Pp. 92—99.
  19. Kraevskij V.V., Hutorskoj A.V. Osnovy obuchenija. Didaktika i metodika [Training bases. Didactics and technique]: ucheb. posobie. M.: Akademija, 2007. 352 p.
  20. Levchenko I.V., Kornilov V.S., Belikov V.V. Rol’ informatiki v podgotovke specialistov po prikladnoj matematike [Role of informatics in training of specialists on applied mathematics]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija «Informatika i informatizacija obrazovanija» [Bulletin of the Moscow city pedagogical university. “Informatics and Informatization of Education” series]. 2009. No. 2 (18). Pp. 108—112.
  21. Pidkasistyj P.I. Pedagogika [Pedagogics]. M.: Prosveshhenie, 1996. 602 p.
  22. Podlasyj I.P. Pedagogika: 100 voprosov — 100 otvetov [Pedagogics: 100 questions — 100 answers]: ucheb. posobie dlja vuzov. M.: VLADOS-press, 2004. 365 p.
  23. Romanov V.G. Obratnye zadachi matematicheskoj fiziki [Inverse problems of mathematical physics]: monografija. M.: Nauka, 1984. 264 p.
  24. Samarskij A.A., Vabishevich P.N. Chislennye metody reshenija obratnyh zadach matematicheskoj fiziki [Numerical methods of the solution of the inverse problems of mathematical physics]: monografija. M.: Editorial URSS, 2004. 480 p.
  25. Hutorskoj A.V. Sovremennaja didaktika [Modern didactics]: ucheb. posobie. M.: Vysshaja shkola, 2007. 639 p.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».