Организация учебно-проектной деятельности студентов по созданию чат-ботов как фактор формирования цифровых компетенций будущих педагогов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема и цель . Анализ исследований ученых из Швейцарии, Германии, Норвегии, Австралии и других стран показал, что подготовка будущих педагогов предполагает формирование компетенций по разработке программных средств различного назначения, проектирование автоматизированных систем для управления реальными объектами. Развитие соответствующих качеств в условиях высшего образования осложняется рядом проблем различного характера. Авторы предлагают для совершенствования подготовки будущих специалистов организовывать проектную деятельность студентов по созданию диалоговых программ (учебных ботов). Методология. Проектное обучение применяется для формирования компетенций в области информатизации образования, получения востребованных soft skills, сплочения коллектива. Конструирование чат-бота происходит в командной работе. В эксперименте были задействованы 43 студента Северо-Кавказского федерального университета по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки». Оценка качества образовательных результатов выполнена с помощью авторского тестирования из 10 заданий («зачтено»/«не зачтено»). Для установления статистически достоверных различий использован критерий Фишера. Результаты. Студенты изучали сервисы для создания чат-ботов, анализировали дидактический потенциал и функциональные возможности полученных программ, применяли их для решения проблем. Выявлены статистически достоверные различия в изменениях, произошедших в системе, по качеству профессиональной подготовки. Описаны особенности представленного варианта организации учебной деятельности по созданию чат-ботов: работа в команде, использование шаблонов и сценариев, выбор тем проектов. Заключение. Сформулированы проблемные вопросы, ответы на которые позволяют определить направления работы по конструированию чат-ботов: обсуждение цели разработки и дидактической цели, применение блоков и действий, моделирование сценариев взаимодействия и т. д.

Об авторах

Светлана Викторовна Зенкина

Академия социального управления

Email: svetlana_zenkina@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8458-4426

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры общеобразовательных дисциплин

Россия, 141006, Мытищи, ул. Индустриальная, д. 13

Елена Константиновна Герасимова

Северо-Кавказский федеральный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: ekgerasimova@ncfu.ru
ORCID iD: 0000-0003-3758-8533

кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, Институт цифрового развития

Россия, 355009, Ставрополь, пр-кт Кулакова, д. 2

Марина Васильевна Федосеева

Департамент образования и науки города Москвы

Email: mv-08@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-0421-0078

кандидат педагогических наук, начальник отдела служебной корреспонденции, Управление координации и планирования

Россия, 129090, Москва, ул. Большая Спасская, д. 15, корп. 1

Список литературы

  1. Folstad A, Araujo T, Law EL, Brandtzaeg PB, Papadopoulos S, Reis L, Luger E. Future directions for chatbot research: an interdisciplinary research agenda. Computing. 2021;103(12):2915-2942. http://doi.org/10.1007/s00607-021-01016-7
  2. Sands S, Ferraro C, Campbell C, Tsao H. Managing the human-chatbot divide: how service scripts influence service experience. Journal of Service Management. 2021; 32(2):246-264. http://doi.org/10.1108/JOSM-06-2019-0203
  3. Saadna Y, Boudhir AA, Ben Ahmed M. An analysis of ResNet50 model and RMSprop optimizer for education platform using an intelligent chatbot system. Networking, Intelligent Systems and Security. Springer Singapore; 2022. p. 577-590. http://doi.org/10.1007/978-981-16-3637-0_41
  4. Shirinkina EV, Sobirov BSh. Digital transformation of Russian universities: analysis of best practices. Scientific Research and Development. Economy. 2021:9(2):51-55. (In Russ.) http://doi.org/10.12737/2587-9111-2021-9-2-51-55
  5. Hong Y, Piao M, Lee J, Kim J. Development and evaluation of a child vaccination chatbot real-time consultation messenger service during the COVID-19 pandemic. Applied Sciences (Switzerland). 2021;11(24):12142. http://doi.org/10.3390/app112412142
  6. Mateos-Sanchez M, Melo AC, Blanco LS, García AMF. Chatbot, as educational and inclusive tool for people with intellectual disabilities. Sustainability (Switzerland). 2022;14(3):1520. http://doi.org/10.3390/su14031520
  7. Soboleva EV, Suvorova TN, Zenkina SV, Bocharov MI. Developing computational thinking of specialists of the future through designing computer games for educational purposes. European Journal of Contemporary Education. 2021;10(2):462-475. http://doi.org/10.13187/ejced.2021.2.462
  8. Wollny S, Schneider J, Di Mitri D, Weidlich J, Rittberger M, Drachsler H. Are we there yet? - A systematic literature review on chatbots in education. Frontiers in Artificial Intelligence. 2021;4:654924. http://doi.org/10.3389/frai.2021.654924
  9. Vázquez-Cano E, Mengual-Andrés S, López-Meneses E. Chatbot to improve learning punctuation in Spanish and to enhance open and flexible learning environments. International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2021;18(1):33. http://doi.org/10.1186/s41239-021-00269-8
  10. Chapaev NM. The possibilities of artificial intelligence in the educational and educational spheres. Economics and Entrepreneurship. 2021;(10):1261-1264. (In Russ.) http://doi.org/10.34925/EIP.2021.135.10.243
  11. Budnikova AS, Babenkova OS. The use of chatbots in learning a foreign language. Scientific Notes: The Online Academic Journal of Kursk State University. 2020;(3):146-150. (In Russ.) Available from: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/3712/ (accessed: 05.02.2022).
  12. Jackson D, Latham A. Talk to the ghost: the storybox methodology for faster development of storytelling chatbots. Expert Systems with Applications. 2022;190:5-6. http://doi.org/10.1016/j.eswa.2021.116223
  13. Soboleva EV, Suvorova TN, Zenkina SV, Gerasimova EK. The development of critical thinking through the involvement of pupils in competitive robotics (from work experience). Perspectives of Science and Education. 2020;(2):268-284. (In Russ.) http://doi.org/10.32744/pse.2020.2.21
  14. Usoltseva NA, Usoltsev YuM. Chatbot as an element of legal reality. Legal Science. 2020;(9):72-75. (In Russ.) Available from: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44057007 (accessed: 05.02.2022).
  15. Goryachkin BS, Galichy DA, Chains VS, Burashnikov VV, Krutova TY. The effectiveness of using chatbots in the educational process. E-Scio. 2021;(4):529-551. (In Russ.) Available from: https://elibrary.ru/item.asp?id=45804845& (accessed: 03.03.2022).
  16. Anki P, Bustamam A, Buyung RA. Comparative analysis of performance between multimodal implementation of chatbot based on news classification data using categories. Electronics (Switzerland). 2021;10(21):2696. http://doi.org/10.3390/electronics10212696

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».