Религиозные особенности этнической традиции осетин в условиях общественных модернизаций конца XIX - начала XX в. (по данным фольклорной легенды «Сказание об Одиноком»)
- Авторы: Кцоева С.Г.1
-
Учреждения:
- Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований имени В.И. Абаева Владикавказского научного центра РАН
- Выпуск: Том 18, № 4 (2019): РОССИЯ И КИТАЙ
- Страницы: 922-937
- Раздел: ИСТОРИЯ НАРОДОВ И РЕГИОНОВ РОССИИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8674/article/view/336732
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8674-2019-18-4-922-937
- ID: 336732
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье анализируются процессы трансформации этнической традиции осетин, обусловленные модернизационными импульсами пореформенной эпохи. Хронологические рамки статьи охватывают рубеж XIX-XX веков. Тем не менее, предпосылки анализируемых изменений выходят за обозначенные границы, поскольку комплекс этих видимых изменений складывался и нарастал постепенно. Вовлечение Осетии, в том числе и ее горной части, в орбиту российского влияния обусловило процесс преодоления этнической замкнутости и, как следствие, - изменение существенных аспектов традиции. Пореформенный период, способствовавший ускорению капиталистического развития в Российской империи, обеспечил существенные сдвиги не только в хозяйственной, но и в социокультурной жизни осетинских горцев. На деле это проявилось в постепенной модернизации на тот момент еще в значительной степени архаической традиции этноса. Обозначенный процесс трансформации традиционного этнического мировоззрения осетинских горцев существенно отражен в различного рода нарративных источниках. В этом отношении информативная содержательность фольклорных легенд, тогда уже записываемых целым рядом представителей осетинской интеллигенции, очень высока. Сами носители устного фольклора - жители горной Осетии - зачастую вносили в содержание архаичных сюжетов новые реалии, нетипичные для мифологического сознания. Таким образом, ценность фольклорных легенд в качестве источника для изучения процессов модернизации традиционного сознания, безусловно, высока.
Об авторах
Султана Гильмидиновна Кцоева
Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований имени В.И. Абаева Владикавказского научного центра РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: sultana_t@mail.ru
доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории и исторической политологии Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований имени В.И. Абаева Владикавказского научного центра РАН.
362040, Россия, Владикавказ, пр. Мира, 10Список литературы
- Abayev, V.I. “Dokhristianskaya religiya alan.” In Izbrannyye trudy. Religiya, fol’klor, literature, 102–114. Vladikavkaz: Iriston Publ., 1990 (in Russian).
- Bayev, G. “Skazaniye ob Odinokom (Iunadzhi kadag).” In Periodicheskaya pechat’ Kavkaza ob Osetii i osetinakh, 330–340. Tskhinvali: Iryston Publ., 1982 (in Russian).
- Bayev, G. “Ocherk iz zhizni osetin.” In Periodicheskaya pechat’ Kavkaza ob Osetii i osetinakh, 341–350. Tskhinvali: Iryston Publ., 1982 (in Russian).
- Cox, James L. From Primitive to Indigenous: The Academic Study of Indigenous Religions. Aldershot: Ashgate Publ., 2007.
- Darchiyev, A.V. “Batraz-muravey (ob odnom motive nartovskogo eposa).” Izvestiya SOIGSI, no. 7 (2011): 26–37 (in Russian).
- Dobrolyubov, N.A. Polnoye sobraniye sochineniy. Moscow: Nauka Publ., 1937 (in Russian).
- Eliade, M. Izbrannyye sochineniya. Ocherki sravnitel’nogo religiovedeniya. Moscow: Ladomir Publ., 1999 (in Russian).
- Gutiyeva, E.Sh. Osetinskaya intelligentsiya v epokhu poreformennoy modernizatsii: vtoraya polovina XIX – nachalo XX vv. Vladikavkaz: Severo-Osetinskiy Gosuniversitet Publ., 2013 (in Russian).
- Hinnells, John R. The Routledge companion to the study of religion. London: Routledge Publ., 2005.
- Kanukova, Z.V., and Dzalayeva, K.R. “Khozyaystvenno-kul’turnyy oblik osetinskogo seleniya: traditsiya i yeye poreformennaya modernizatsiya (konets XIX – nachalo XX v.).” In VI Vserossiyskiye millerovskiye chteniya, 242–256. Vladikavkaz: SOIGSI Publ., 2018 (in Russian).
- Khadikova, A.Kh. Etnicheskiye obrazy i traditsionnyye modeli povedeniya osetin. Vladikavkaz: SOIGSI VNTS RAN Publ., 2015 (in Russian).
- Kozolupenko, D.P. Mif na granyakh kul’tury. Moscow: Mif Publ., 2005 (in Russian).
- Ktsoyeva, S.G. “Nekotoryye aspekty transformatsii mirovozzrencheskikh paradigm etnicheskoy religii osetin (vtoraya polovina XIX – nachalo XX veka).” Voprosy istorii, no. 8 (2018): 162–171 (in Russian).
- Lebedinskiy, Yu. Skazaniya o nartakh. Osetinskiy epos. Moscow: Sovetskaya Rossiya Publ., 1978 (in Russian).
- Levi-Stross, K. Strukturnaya antropologiya. Moscow: EKSMO-Press Publ., 2001 (in Russian).
- Lentsman, Ya.A. “Iranskiy kul’t Mitry i kul’t Nepobedimogo solntsa.” In Proiskhozhdeniye khristianstva, 90–120. Moscow: Akademiya nauk SSSR Publ., 1958 (in Russian).
- Miller, V.F. Osetinskiye etyudy. Vladikavkaz: SOIGSI Publ., 1992 (in Russian).
- Shanayev, Dzh. T. “Prisyaga po obychnomu pravu osetin.” In Periodicheskaya pechat’ Kavkaza ob Osetii i osetinakh, 455–469. Vladikavkaz: SOIGSI Publ., 2014 (in Russian).
- Sobolev, A.N. Mifologiya slavyan. Zagrobnyy mir po drevnerusskim predstavleniyam. St. Petersburg: Lan’ Publ., 1999 (in Russian).
- Tuallagov, A.A. “Nartovskiy Batraz i istoriya khristianstva u alan.” In Problemy osetinskogo nartovskogo eposa, 217–231. Vladikavkaz: SOIGSI Publ., 2000 (in Russian).
- Tuayeva, B.V., Kanukova, Z.V., Usova, Yu.V., and Pliyeva, Z.T. “Remeslenniki v soslovnoy strukture gorodov Severnogo Kavkaza.” Russian Historical Journal Bylye Gody, no. 2 (44) (2017): 378–386 (in Russian).
- Uarziati, V.S. Prazdnichnyy mir osetin. Vladikavkaz: SOIGSI Publ., 1995 (in Russian).
Дополнительные файлы


