Функции и некоторые результаты деятельности татарских мулл в Казахстане в трансформирующихся политических контекстах XVIII - середины XX в.
- Авторы: Махмутов З.А.1
-
Учреждения:
- Институт педагогики, психологии и социальных проблем
- Выпуск: Том 20, № 1 (2021): История отношений центра и национальных регионов России
- Страницы: 61-73
- Раздел: ИСТОРИЯ ОТНОШЕНИЙ ЦЕНТРА И НАЦИОНАЛЬНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8674/article/view/321839
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8674-2021-20-1-61-73
- ID: 321839
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Изучаются функции, которые выполнял институт татарских мулл на территории Казахстана в разные исторические периоды. Автор рассматривает деятельность духовных лиц в регионе, анализирует внутреннюю политику российского, а позже и советского государства, которое законодательными актами регламентировало их деятельность, создавая определенные политические контексты. Источниками для написания работы послужили материалы личного происхождения и делопроизводств, законодательно-нормативные документы, хранящиеся в архивах Казахстана и России. В статье показано, что первоначальный период колонизации Казахстана институт татарских мулл был встроен в систему управления Российской империи новоприсоединенными территориями. В данных условиях татарское духовенство обладало достаточно широкими полномочиями внутри казахской степи, помимо исполнения религиозных треб они вели гражданское судопроизводство, документооборот, обучали казахов грамоте и земледелию, участвовали в принятии государственных решений, им поручали дипломатические миссии. Их работа придавала легитимность действиям империи в глазах казахского населения и содействовала лояльности по отношению к новой власти. В середине XIX в. отношение царских чиновников к муллам кардинально изменилось, и их деятельность была существенно ограничена Временным положением 1868 г. Но, несмотря на предпринимаемые запреты, политическое, религиозное влияние улемов на казахов оставалось достаточно сильным. С приходом к власти большевиков значительная часть татарского духовенства была подвергнута репрессиям и полностью выведена из правового поля, однако на нелегальной основе они продолжали выполнять религиозные функции, а после некоторого религиозного послабления в период Великой Отечественной войны внесли весомый вклад в формирование казахстанского казията. На основе проанализированного материала автор приходит к выводу, что татарских мулл можно рассматривать как элиту мобилизованной диаспоры. Заметное влияние татарских улемов прослеживалось до середины XX века и выходило за рамки религиозной сферы.
Ключевые слова
Об авторах
Зуфар Александрович Махмутов
Институт педагогики, психологии и социальных проблем
Автор, ответственный за переписку.
Email: zufar@inbox.ru
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник
420039, Россия, Казань, ул. Исаева, 12Список литературы
- Armstrong, J. “Mobilized and Proletarian Diasporas.” The American Political Science Review, no. 2 (1976): 393–408.
- Galiyev, V.Z. “Sharif Gabdrakhimov – Akhun of the Middle Zhuz of Kazakhs.” Forums of Russian Muslims, no. 4 (2009): 165–168 (in Russian).
- Galiyev, V.Z. Kniga, razbudivshaya narod (Razyskaniya o Myrzhakipe Dulatove i yego sbornike «Prosnis', kazakh»!). Almaty: Mektep Publ., 2011 (in Russian).
- Ghilmani, S. Biographies of the Islamic Scholars of Our Time. Almaty: Өner, 2013.
- Gibadullina, E.M. “Vektory etnokonfessional'nykh svyazey tatar Povolzh'ya i kazakhov Zapadnogo Kazakhstana vo vtoroy polovine XVIII – XIX veke.” In Istoricheskiye sud'by narodov Povolzh'ya i Priural'ya: materialy Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii «Istoricheskiy opyt etnokonfessional'nogo vzaimodeystviya v Srednem Povolzh'ye i Priural'ye (XVI – nachalo XX vv.), 117–123. Kazan': Institut istorii im. SH. Mardzhani AN RT Publ., 2011 (in Russian).
- Dyakin, V.S. Natsional'nyy vopros vo vnutrenney politike tsarizma (XIX – nachalo XX vv.). St. Petersburg: LISS Publ., 1998 (in Russian).
- Kappeler, A. “Two Traditions in the Attitude of Russia toward the Peoples of the Russian Empirе.” Russian History, no. 2 (2003): 129–136 (in Russian).
- Karimov, T.A. “Politika Rossiyskogo pravitel'stva i tatarskiye mully v severo-zapadnykh kazakhskikh zemlyakh (vtoraya polovina XVIII – nachalo XX vv.).” In Istochniki sushchestvovaniya musul'manskikh institutov v Rossiyskoy imperii, 144–162. Kazan': Institut istorii im. SH. Mardzhani AN RT Publ., 2009 (in Russian).
- Kemper, M. Sufii i uchenyye v Tatarstane i Bashkortostane: Islamskiy diskurs pod russkim gospodstvom. Kazan': Rossiyskiy islamskiy universitet Publ., 2008 (in Russian).
- Lysenko, Yu.A. “The position of officials of the Orenburg Department on the legal regulation of the spiritual life of the Kazakhs of the Ural and Turgay regions (40–80-ies of XIX century).” Nations and Religions of the Eurasia, no. 3 (2017): 128–138 (in Russian).
- Frank, A. “Tatarskiye mully sredi kazakhov i kirgizov XVIII–XIX vekakh.” In Kul'tura, iskusstvo tatarskogo naroda, 124–128. Kazan': Institut yazyka, literatury i istorii im. G. Ibragimova AN RT, 1993 (in Russian).
- Remnev, A.V. “Tatars in the Kazakh Steppe: Companions and Rivals of the Russian Empire.” Eurasia Bulletin, no. 4 (2006): 5–31 (in Russian).
- Saktaganova, Z.G. “Soviet model of the state religious policy in Kazakhstan and the religious daily life of the Kazakstanis in the second half of the XX century.” Everyday History, no. 3 (2017): 60–77 (in Russian).
- Shabley, P.S. “The social appearance of Muslim employees in the Kazakh steppe (late XVIII – mid-XX century).” Pax Islamic, no. 2 (2010): 91–107 (in Russian).
- Shabley, P.S. Orenburgskoye magometanskoye dukhovnoye sobraniye v obshchestvenno-politicheskoy i religioznoy zhizni naseleniya kazakhskikh stepnykh oblastey: (1788–1868 gg.). Chelyabinsk: ChelGU Publ., 2013 (in Russian).
- Shabley, P.S. Ocherk po istorii musul'manskikh obshchin Semipalatinska (konets XVIII – XIX vek). Chelyabinsk: ChelGU Publ., 2013 (in Russian).
- Sultangaliyeva, G.S. Zapadnyy Kazakhstan v sisteme etnokul'turnykh kontaktov (XVIII – nachalo XX vv.). Ufa: RIO RUNMTS Publ., 2002 (in Russian).
- Sultangaliyeva G.S. “Tatar” diaspora in confessional ties of the Kazakh steppe (XVIII–XX centuries).” Eurasia Bulletin, no. 4 (2000): 20–36 (in Russian).
Дополнительные файлы
