«Благочестивый иудей» Яков Фризер и положение евреев в Сибири в начале ХХ в.
- Авторы: Владимирски И.1, Кротова М.В.2
-
Учреждения:
- Академический колледж Ахва
- Санкт-Петербургский государственный экономический университет
- Выпуск: Том 19, № 4 (2020): Этническое и конфессиональное многообразие России и СССР: восприятие властью и обществом
- Страницы: 824-837
- Раздел: ЭТНИЧЕСКОЕ И КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ МНОГООБРАЗИЕ РОССИИ И СССР: ВОСПРИЯТИЕ ВЛАСТЬЮ И ОБЩЕСТВОМ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8674/article/view/321904
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8674-2020-19-4-824-837
- ID: 321904
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В настоящей статье авторами анализируются несколько документальных источников, затрагивающих в той или иной степени правовое положение и социальный статус Якова Фризера (1869-1932), еврея, жителя г. Иркутска и купца первой гильдии, одного из крупнейших частных золотопромышленников Восточной Сибири. В личной истории Фризера отразились проблемы религиозной толерантности, проявлений национализма и антисемитизма в Восточной Сибири. Сибирь на рубеже веков представляла собой пеструю этноконфессиональную картину, в которой можно было встретить представителей многих народностей и религиозных течений Российской империи. Еврейская община в Сибири также не была однородным и замкнутым сообществом. В отличие от евреев черты оседлости, местные евреи успешно интегрировались в сибирский социум, и судьба Якова Фризера, сына ссыльнопоселенца, ставшего одним из влиятельных купцов Восточной Сибири, тому подтверждение. Частные случаи религиозно-этнической неприязни, отразившиеся в личных документах Фризера, показывают сложность и многогранность межконфессиональных отношений в Восточной Сибири. В сибирском обществе несколько поколений евреев добились того, что потом П. Бурдье назовет «символическим капиталом» - уважения, статуса, связей, основанных на доверии, отношении к ним как к полезным членам общества. «Еврейский вопрос» для Восточной Сибири, отличавшейся индифферентностью в вопросах веры, не имел той остроты, как в западных российских губерниях. Его проявления в Сибири были отголоском негативных стереотипов по отношению к евреям, глубоко укоренившихся в российском обществе и сознании рядового обывателя. Статья основана на неопубликованных источниках личного происхождения - дневниках и документах архива еврейского купца Якова Фризера, а также материалах Российского государственного исторического архива и Государственного архива Российской Федерации.
Ключевые слова
Об авторах
Ирена Владимирски
Академический колледж Ахва
Автор, ответственный за переписку.
Email: irena@achva.ac.il
доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории общественной мысли
7980400, Arugot, POB Shikmim, IsraelМария Владимировна Кротова
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Email: mary_krot@mail.ru
доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры международных отношений, медиалогии, политологии и истории
191023, Россия, Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21Список литературы
- Burd'ye, P. Prakticheskiy smysl. St. Petersburg: Aleteyya Publ., 2001 (in Russian).
- Crisp, O., and Edmonson, L. Religious Toleration in Late Imperial Russia. Oxford: Oxford University Press, 1985.
- Dameshek, L.M., and Remnev, A.V. Sibir' v sostave Rossiyskoy imperii. Moscow: Novoye literaturnoye obozreniye Publ., 2007 (in Russian).
- Geniatulin, R.F. Entsiklopediya Zabaykal'ya. Chitinskaya oblast'. Novosibirsk: In-t prirod. Resursov, ekologii i kriologii Publ., 2004 (in Russian).
- Gerasimova, V.A. “Is Siberia tolerant? On the issue of attitudes towards Jews in Western Siberia in the pre-revolutionary period.” Perm University Bulletin. History, no. 3 (2018): 54–63 (in Russian).
- Goncharov, Yu.M. “Features of the formation of the Jewish community of Siberia XIX – early XX century.” Izvestia of Altai Article University 1, no. 4 (2012): 68–72 (in Russian).
- Goncharov, Yu.M. “Siberian identity of Jews in pre-revolutionary Siberia.” The Bulletin of Irkutsk State University». Series «History», no. 2 (2012): 26–32 (in Russian).
- Kal'mina, L.V. “Jews in pre-revolutionary Irkutsk: a glimpse of the provincial gloss.” The Bulletin of Irkutsk State University». Series «History», no. 1 (2012): 118–126 (in Russian).
- Kruzhalina, A.A. “«The Jewish Question» Following Materials from the Siberian Newspapers of the Second Half of the XIXth Century.” The Bulletin of Irkutsk State University. Series Political Science and Religion Studies, no. 2 (2013): 157–166 (in Russian).
- Meyerovich, A., and Vladimirsky, I. “In search of self-identity: Jews in the context of the Russian culture.” RUDN Journal of Russian History, no. 2 (2018): 236–240.
- Ostrovskiy, Yu. Sibirskiye yevrei. St. Petersburg: tip. I. Lur'ye Publ., 1911 (in Russian).
- Rabinovich, V.Yu. “Jew or Siberian?” Ab Imperio, no. 4 (2003): 115–142 (in Russian).
- Rozental', I.S. “Russian Diaspora, the Jewish Question ... (20s – 40s of the XX century).” Russia XXI, no. 1 (2012): 130–157 (in Russian).
- Serebrennikov, I.I. Preterpev sud'by udary. Dnevnik 1914 – 1918 gg. Irkutsk: Izdatel' Sapronov Publ., 2008 (in Russian).
- Terry, Ray. Bourdieu on Religion. Imposing Faith and Legitimacy. New York: Routledge, 2014.
- Voytinskiy, V.S., and Gornshteyn, A.Ya. Yevrei v Irkutske. Irkutsk: tipolitografiya P.I. Makushina i V.M. Posokhina Publ., 1915 (in Russian).
- Vladimirski, I., and Krotova, M.V. “Memoirs of Siberian merchants Ya.D. Frizer and S.V. Vos-trotina as a mirror of regionalism.” Northern Archives and Expeditions 4, no. 2 (2020): 18–30 (in Russian).
Дополнительные файлы
