Космогоноэсхатологический и пасхальный архетипы в творчестве Даниила Хармса 1930-х гг.
- Авторы: Корнеев А.В.1
-
Учреждения:
- Томский государственный университет
- Выпуск: Том 27, № 3 (2022)
- Страницы: 459-467
- Раздел: Литературоведение
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-9220/article/view/318934
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2022-27-3-459-467
- ID: 318934
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Изучается динамика творчества Д.И. Хармса 1930-х гг.: если его раннее творчество функционирует в соответствии с представлениями о космогоноэсхатологическом архетипе, то позднее он обращается к пасхальному архетипу, в особенности в повести «Старуха» (1939), которая может быть описана как финальная точка отказа от авангарда. Цель исследования - показать процесс перехода Хармса от космогоноэсхато-логического к пасхальному архетипу. Этот процесс в творчестве Хармса описывается впервые. Материал исследования - произведения Хармса 1930-х гг. Методология исследования определяется современными теоретическими представлениями о категориях архетипа и мифа. Переход от космогоноэсхатологического архетипа к пасхальному начинается в творчестве Хармса рассказом «Утро» (1931). В этом рассказе Хармс сосредотачивается на описании быта, при этом главным мотивом в рассказе становится мотив ожидания чуда, которое так и не произойдет. Данный рассказ отличается от предшествующих произведений Хармса и показывает отход писателя от позиций собственных философских трактатов 1927-1931-х гг. и от свойственного авангарду типу мышления - космогоноэсхатологического архетипа. Это приводит к разрушению в его творчестве мифа как картины мира, объясняющей мир, к формированию сюжета сомнения, функционирование которого приводит к тотальной бессвязности и разобщенности в его поэтике. Итогом становится повесть «Старуха», в которой актуализируется архетип Пасхи, в результате чего происходит связанное с обращением к Богу духовное возрождение героя.
Ключевые слова
Об авторах
Александр Владимирович Корнеев
Томский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: alexxlea2013@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-8021-2542
аспирант, кафедра русской и зарубежной литературы
Российская Федерация, 634050, Томск, пр-кт Ленина, д. 36Список литературы
- Esaulov, I.A. (2008). Easter archetype of Russian literature as a factor in genre generation. Dergachevskie Chteniya: Conference Proceedings (pp. 164–173). Yekaterinburg. (In Russ.)
- Kharms, D.I. (2002). Notebooks. Diary. Book 1. St. Petersburg: Akademicheskii Proekt Publ.; 2002. (In Russ.).
- Kharms, D.I. (2011). Collected works. St. Petersburg: Azbuka Publ., Azubka-Attikus Publ. (In Russ.)
- Khomyakova, O.R. (2021). Conflict as a category of literary studies: Analytical research strategies. RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism, 26(3), 501–510. (In Russ.) http://doi.org/10.22363/2312-9220-2021-26-3-501-510
- Kobrinskij, A.A. (2008). Daniil Kharms. Moscow: Molodaya Gvardiya Publ. (In Russ.)
- Korneev, A.V. (2021). The archetype of Easter in the story “The Old Woman” by Daniil Kharms. Filologicheskie Nauki. Voprosy Teorii i Praktiki, (7), 1969–1974. (In Russ.) https://doi.org/10.30853/phil210359
- Korneev, A.V. (2022). Metanoia of Daniil Kharms: A transition from cosmogono-eschatological to Christian myth and rejection of the avant-garde. Imagologiya i Komparativistika, (17), 98–111. (In Russ.) https://doi.org/10.17223/24099554/17/5
- Kozina, T.N. (2019). The evolution of the Easter archetype. Tambov: Yukom Publ. (In Russ.)
- Kuvshinov, F.V. (2014). Occultism in D.I. Harms creative activity. Vestnik KRAUNC. Gumanitarnye Nauki, (2), 14–18. (In Russ.).
- Losev, A.F. (2001). Dialectics of myth. Moscow: Mysl' Publ. (In Russ.)
- Shadrin, A.A. (2009). The reality of the borderline existence of “I” in “Myr” by Daniil Kharms. Izhevsk: Udmurt University. (In Russ.)
Дополнительные файлы
