Теоретическое восприятие трансгрессивной роли и идентичности современной журналистики: революция или эволюция?

Обложка
  • Авторы: Саймонс Г.1,2, Стровский Д.3,4
  • Учреждения:
    1. Упсальский университет
    2. Уральский федеральный университет
    3. Научный центр обороны и коммуникаций при Aриэльском университете
    4. Институт международных исследований Сычуаньского университета
  • Выпуск: Том 26, № 4 (2021): МЕДИАТИЗАЦИЯ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ: ОТ ТРАНЗИТА К ТРАНСГРЕССИИ
  • Страницы: 631-640
  • Раздел: Журналистика
  • URL: https://journal-vniispk.ru/2312-9220/article/view/318831
  • DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2021-26-4-631-640
  • ID: 318831

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Журналистика как понятие и одновременно ярко выраженное явление социальной действительности возникло более двух столетий назад и с тех пор активно используется в академической литературе применительно к изучению СМИ в различных странах. Между тем сам термин «журналистика» сегодня нередко трактуется слишком широко, что делает его неопределенным, а подчас и выводит его за рамки научного пространства. Цель данной статьи - понять, как именно трансформировалась в наше время роль средств массовой информации и журналистики и почему они трактуются так, а не иначе. С одной стороны, упрощенные трактовки становятся возможными вследствие целого ряда социально-политических, экономических и технологических вызовов, с которыми сталкивается современная медиасфера и которые влияют на журналистскую профессию. С другой стороны, восприятие журналистики подвержено влиянию бесконечных иллюзий, возникающих в современную эпоху и только усиливающихся с ее развитием. Все это подчас приводит теорию журналистики к «состоянию неопределенности» как среди теоретиков, так и практиков, что выхолащивает ее сущность и напрямую влияет на эффективность ее практической реализации.

Об авторах

Грег Саймонс

Упсальский университет; Уральский федеральный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: gregmons@yahoo.com
ORCID iD: 0000-0002-6111-5325

доктор философии, доцент, профессор Гуманитарного института Уральского федерального университета (Россия) и Института российских и евроазиатских исследований Университета в г. Упсала (Швеция).

Швеция, Упсала, SE-751 05, P.O. Box 256; Российская Федерация, 620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19

Дмитрий Стровский

Научный центр обороны и коммуникаций при Aриэльском университете; Институт международных исследований Сычуаньского университета

Email: strovsky@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1651-2484

профессор, доктор политических наук, исследователь Центра обороны и коммуникаций при Ариэльском университете (Ариэль, Израиль), профессор Института международных исследований Сычуаньского университета (Чэнду, Китай).

Израиль, Ариэль, ул. Рамат ХаГолан, 65; Китай, 610065, Чэнду, Южная секция 1б Джихуан роуд, 24

Список литературы

  1. Baker, C. E. (2007). Media Concentration and Democracy: Why Ownership Matters. New York: Cambridge University Press.
  2. Bivens, T. (2010). Mixed Media: Moral Distinctions in Advertising, Public Relations and Journalism. New York: Routledge.
  3. Boréus, K, & Bergström, G. (2017). Analysing Text and Discourse: Eight Approaches for the Social Sciences. Thousand Oaks (CA): Sage Publishing.
  4. Blumler, J.G., & Kavanagh, D. (1999). The Third Age of Political Communication: Influences and Features. Political Communication, 16(3), 209-230.
  5. Buschow, C. (2020). Practice-Driven Journalism Research: Impulses for a Dynamic Understanding of Journalism in the Context of its Reorganization. Studies in Communication Sciences, 1(1), 1-15.
  6. Castells, M. (2013). Communication Power. Oxford: Oxford University Press.
  7. Deuze, M. & Witschge, T. (2020). Beyond Journalism. Cambridge: Polity Press.
  8. DiMaggio, P.J., & Powell, W.W. (1991). Introduction. In P.J. DiMaggio, & W.W. Powell (Ed.) The New Institutionalism in Organizational Analysis. Chicago (IL): The University of Chicago Press.
  9. Dunaway, J. (October 2008). Markets, Ownership, and the Quality of Campaign News Coverage. The Journal of Politics, 70(4), 1193-1202.
  10. Fenton, N. (2014). Defending Whose Democracy? Media Freedom and Media Power. Nordicom Review, (35) Special Issue, 31-43.
  11. Fereday, J., & Muir-Cochrane, E. (2006). Demonstrating Rigor Using Thematic Analysis: A Hybrid Approach of Inductive and Deductive Coding and Theme Development. International Journal of Qualitative Methods, 5(1), 80-92.
  12. Franklin, B., Hamer, M., Hanna, M., Kinsey, M., & Richardson, J.E. (2011). Key Concepts in Journalism Studies. London: Sage.
  13. Gant, S. (2007). We’re all Journalists Now: The Transformation of the Press and Reshaping of the Law in the Internet Age. New York: Free Press.
  14. Garnier, M., van Wessel, M., Tamas, P.A., & van Bommel, S. (2020). The Chick Diffusion: How Newspapers Fail to Meet Their Normative Expectations Regarding Their Democratic Role in Public Debate. Journalism Studies, 21(5), 636-658.
  15. Giles, R.H. (2010). An Emergent Neo-journalism: The Decline and Renewal of News Media. In Harvard International Review. Fall (pp. 36-40).
  16. Hackett, R.A. (2010). Journalism for Peace and Justice: Towards a Comparative Analysis of Media Paradigms. Studies in Social Justice, 4(2), 179-198.
  17. Hallin, D. and Mancini, P. (2004). Comparing Media Systems: Three Models of Media and Politics. Cambridge: Cambridge University Press.
  18. Hamada, B.I. (2016). Towards a Global Journalism Ethics Model: An Islamic Perspective. The Journal of International Communication, 22(2), 188-208.
  19. Hellmueller, L., Vos, T.P., & Poepsel, M.A. (2013). Shifting Journalistic Capital? Transparency and Objectivity in the Twenty-First Century. Journalism Studies, 14(3), 287-304.
  20. Korkonosenko, S.G. (2006). The Movement with the Terminological Frameworks of the Journalism Theory. In L. Makushin (Ed.). UMO-region, (3). Ekaterinburg: Journalism Faculty of the Ural State University. (In Russ.)
  21. Kovach, B., & Rosenstiel, T. (2011). Blur: How to Know What is True in the Age of Information Overload. New York: Bloomsbury.
  22. Kovach, B., & Rosenstiel, T. (2007). The Elements of Journalism: What Newspeople Should Know and the Public Should Expect. New York: Three Rivers Press.
  23. McChesney, R.W. (2003a). The Problem of Journalism: A Political Economic Contribution to an Explanation of the Crisis in Contemporary US Journalism. Journalism Studies, 4(3), 299-329.
  24. McChesney, R.W. (2003). Journalism, Democracy, … and Class Struggle. Monthly Review, 52(6), 1-15.
  25. McNair, B. (2009). Journalism in the 21st Century - Evolution, not Extinction. Journalism, 10(3), 347-349.
  26. McNair, B. (2004). The Sociology of Journalism. London: Arnold Publishers.
  27. McQuail, D. (2009). Diversity and Convergence in Communication Science: The Idea of ‘National Schools’ in the European Area.’ In Communicative Approaches to Politics and Ethics in Europe: The Intellectual Work of the 2009 ECREA European Media and Communication Doctoral Summer School. (Ed.) N. Carpentier, P. Pruulmann-Vengerfeldt, R. Kilborn, T. Olsson, H. Nieminen, E. Sundin and K. Nordenstreng. Tartu: Tartu University Press.
  28. Mickiewicz, E. (2008). Television, Power, and the Public in Russia. Cambridge: Cambridge University Press.
  29. Mosco, V. (2009). The Future of Journalism. Journalism, 10(3), 350-352.
  30. Munoz-Torres, J.R. (2012). Truth and Objectivity in Journalism: Anatomy of an Endless Misunderstanding. Journalism Studies, 13(4), 566-582.
  31. O’Sullivan, J., & Heinonen, A. (2008). Old Values, New Media: Journalism Role Perceptions in a Changing World. Journalism Practice, 2(3), 357-371.
  32. Palmer, R., Toff, B., & Nielson, R.K. (2020). “The Media Covers Up A Lot of Things”: Watchdog Ideals Meet Folk Theories of Journalism. Journalism Studies, 21(14), 1973-1989.
  33. Pickard, V. (2020). Restructuring Democratic Infrastructures: A Policy Approach to the Journalism Crisis. Digital Journalism, 8(6), 704-719.
  34. Rusbridger, A. (2010). The Splintering of the Fourth Estate. The Guardian [Online]. Retrieved March 1, 2021, from https://www.theguardian.com/commentisfree/2010/ nov/19/ open-collaborative-future-journalism, 19 November 2010.
  35. Schutz, A. (1967). The Phenomenology of the Social World (G. Walsh & F. Lehnert, Trans.). Evanston, IL: North Western University Press. (Original German work published 1932).
  36. Seiffert, W. (2007). Russia’s Role in the New World Order [Online]. URL: http:// www.currentconcerns.ch/index.php?id=455.
  37. Shaya, G. The Myth of the Fourth Estate: What is the True Purpose of Journalism? Lapham Quarterly. Retrieved December 1, 2012, from https://www.laphamsquarterly.org/ roundtable/myth-fourth-estate, 3 April 2012.
  38. Tapp, J. Andrew Fowler: “Why Journalism is in Decline”, ABC News [Online]. Retrieved March 1, 2021, from http://www.abc.net.au/news/2015-08-04/tapp-why- journalism-is-in-decline/6670076, 4 August 2015.
  39. Tribusean, I. (2020). The Use of VR in Journalism: Current Research and Future Opportunities. In T. Jung, M. Tom Dieck, P. Rauschnabel (Ed.) Augmented Reality and Virtual Reality: Changing Boundaries in a Dynamic World (pp. 227-239) Cham: Springer.
  40. Tumber, H. (2001). Democracy in the Information Age: The Role of the Fourth Estate in Cyberspace. Information, Communication & Society, 4(1), 95-112.
  41. Turcotte, J., York, C., Irving, J., Scholl, R.M., & Pingree, R. J. (June 2015). News Recommendations from Social Media Opinion Leaders: Effects on Media Trust and Information Seeking. Journal of Computer-Mediated Communication, 20(5), 520-535.
  42. Wahl-Jorgensen, K. (2020). An Emotional Turn in Journalism Studies. Digital Journalism, 8(2), 175-194.
  43. Waisbord, S. (2007). Democratic Journalism and “Statelessness”. Political Communication, 24(2), 115-129.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».