Телевидение Чешской Республики: жанрово-тематическое своеобразие телевизионных новостей в 1989-2021 гг.

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Методом контент-анализа исследуются 1608 новостных сюжетов чешского телеканала «Ческа телевизе 1» за три периода 1989, 2005 и 2021 гг. по категориям «Жанр» и «Тематика». Проверены гипотезы относительно увеличения негативной информации в телевизионных новостях, усиления развлекательной направленности. Прослежены изменения в жанрах телевизионной информационной журналистики вследствие медиаконвергенции и увеличения объема пользовательского контента. Выяснено, что наибольшее жанровое разнообразие характерно для современного этапа, наименьшее - для 1989 г., когда семь из десяти журналистских материалов представляли собой короткие заметки. Пользовательский контент привнес лишь незначительные изменения в жанровую палитру телевизионных новостей. Со временем усиливается роль пиар-текстов, входящих в состав выпусков теленовостей: количество анонсов возросло более чем в десять раз. В контексте тематики отмечается рост числа криминальных новостей и некоторое сужение политической повестки по сравнению с 1989 г. Также зафиксировано практически полное исчезновение из выпусков телевизионных новостей спортивной тематики, что подтверждает тенденцию дифференциации аудитории, которая переходит на тематические каналы и в нишевые массмедиа.

Об авторах

Екатерина Вячеславовна Лапук

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: lapukate@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-2231-3596

аспирант, кафедра телевидения и радиовещания, факультет журналистики

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 1

Список литературы

  1. Arbaoui, B., De Swert, K., & Van der Brug, W. (2020). Sensationalism in news coverage: A comparative study in 14 television systems. Communication Research, 47(2), 299-320. https://doi.org/10.1177/0093650216663364
  2. Bruckmaier, M., Tachtsidis, I., Phan, P., & Lavie, N. (2020). Attention and capacity limits in perception: A cellular metabolism account. Journal of Neuroscience, 40(35), 6801-6811. https://doi.org/10.1523/JNEUROSCI.2368-19.2020
  3. Chobanyan, K., & Nikolskaya, E. (2021). Testing the waters: TikTok’s potential for television news. World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies, 3(3), 62-88. http://doi.org/10.30547/worldofmedia.3.2021.3
  4. Chobanyan, K.V. (2016). Genre priorities of a modern news channel (a case study of the CNN and Rossiya 24) (PhD thesis). Moscow: Moscow State University. (In Russ.)
  5. Чобанян К.В. Жанровые приоритеты и языковая модель современного информационного телеканала (на примере каналов Си-эн-эн и «Россия 24»): дис. ... канд. филол. наук. М., 2016. 235 с.
  6. Dolgova, Y.I., & Peripechina, G.V. (Eds.). (2021). Television journalism. Moscow: Aspekt Press. (In Russ.)
  7. Телевизионная журналистика / под ред. Ю.И. Долговой, Г.В. Перипечиной. М.: Аспект Пресс, 2021. 208 с.
  8. Dolgova, Y.I., Peripechina, G.V., & Tikhonova, O.V. (2019). Content strategies of the “Big Three” TV channels: Topics, genres, format. Tomsk State University Journal of Philo- logy, (61), 237-255. (In Russ.) https://doi.org/10.17223/19986645/61/14
  9. Долгова Ю.И., Перипечина Г.В., Тихонова О.В. Контент-стратегии телеканалов «большой тройки»: тематика, жанры, форматы // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2019. № 61. С. 237-255. https://doi.org/10.17223/19986645/61/14
  10. Dvořák, L. (2001). Česká televize - věc veřejná, aneb, Zápisky teroristovy. Brno: Jota.
  11. Fridrich, M. (2022). Zpráva o programu ČT1 v roce 2021. Praha: České televise.
  12. Furqan, R., Muhtar, S.M., & Arya, N. (2022). Application of user generated content by television news’ during pandemic. Jurnal ASPIKOM, 7(1), 71-83. http://doi.org/10.24329/aspikom.v7i1.1069
  13. García-Avilés, Jose A. (2020). Reinventing television news: Innovative formats in a social media environment. Journalistic Metamorphosis, 70, 143-155. https://doi.org/10.1007/978-3-030-36315-4_11
  14. Jensen, K.B. (2022). Media convergence: The three degrees of network, mass, and interpersonal communication. London: Routledge. https://doi.org/10.4324/9781003199601
  15. Jiang, Y. (2022). The transition and countermeasures of traditional media after being impacted by the advent of digital media. Proceedings of the 2022 8th International Conference on Humanities and Social Science Research (ICHSSR 2022) (pp. 2237-2242). Beijing: Atlantis Press. https://doi.org/10.2991/assehr.k.220504.405
  16. Keib, K., & Wojdynski, B. (2019). Staying alive: TV news facebook posts, perceived credibility, and engagement intent. Electronic News, 1(1), 3-22. https://doi.org/10.1177/1931243118767733
  17. Lotz, A.D., Eklund, O., & Soroka, S. (2022). Netflix, library analysis, and globalization: Rethinking mass media flows. Journal of Communication, 72(4), 511-521. https://doi.org/10.1093/joc/jqac020
  18. Nikolskaya, E.S. (2016). TV news magazines and evening news: Similarities and differences. Herald of Vyatka State University, (8), 92-101. (In Russ.)
  19. Никольская Э.С. Телевизионные журналы новостей и вечерние новости: сходства и различия // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2016. № 8. С. 92-101.
  20. Porten-Cheé, P., & Eilders, C. (2019). Fragmentation in high-choice media environments from a micro-perspective: Effects of selective exposure on issue diversity in individual repertoires. Communications, 44(2), 139-161. https://doi.org/10.1515/commun-2018-2013
  21. Rudenko, M.O. (2014). Negative information in mass media and it's influence on people. Mediaobrazovanie, (2), 108-112. (In Russ.)
  22. Руденко М.О. Негативная медийная информация и ее влияние на людей // Медиаобразование. 2014. № 2. С. 108-112.
  23. Savolainen, R. (2022). Infotainment as a hybrid of information and entertainment: A conceptual analysis. Journal of Documentation, 78(4), 953-970. https://doi.org/10.1108/JD-08-2021-0169
  24. Volkova, I.I., Proskurnova, E.L., & Tran Thi Thuy Dung. (2021). Prospects of news television: Materials of in-depth interviews. Nauchnyi Dialog, (3), 157-170. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021- 3-157-170
  25. Волкова И.И., Проскурнова Е.Л., Чан Т.Т. О перспективах новостного телевидения: материалы глубинных интервью // Научный диалог. 2021. № 3. 157-170. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-3-157-170
  26. Vyrkovsky, A.V., Galkina, M.Y., Kolesnichenko, A.V., Obraztsova, A.Y., & Vartanov, S.A. (2019). Russian newsrooms in digital era: Challenges and prospects. Russian Journal of Communication, 11(1), 37-52. https://doi.org/10.1080/19409419.2019.1580607
  27. Wardle, C., & Williams, A. (2010). Beyond user-generated content: A production study examining the ways in which UGC is used at the BBC. Media, Culture & Society, 32(5), 781-799. https://doi.org/10.1177/0163443710373953

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».