Феномен фанатского творчества: основные направления изучения
- Авторы: Алгави Л.О.1, Харченко А.В.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 25, № 3 (2020)
- Страницы: 531-541
- Раздел: Журналистика
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-9220/article/view/318799
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2020-25-3-531-541
- ID: 318799
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются основные направления зарубежных и отечественных исследований фан-сообществ и фанатского творческого производства. Синтезируются теоретические знания, собранные за рубежом. Медиафэндомы понимаются как интерпретативные, партисипативные сообщества, способные оказывать влияние на медиапроизводство, фанфикшен - как одна из форм выражения критики и различных потенциальных смыслов оригинального произведения. Отечественное научное сообщество также называет фэндом «интерпретативным сообществом», а фанфикшен - литературным текстом, выполняющим функцию демонстрации множества индивидуальных читательских интерпретаций произведения. Выявлено, что при наличии некоторых отличий в подходах к изучению фанатского творчества прослеживается общая исходная установка на активность аудитории. Особое внимание уделяется исследованию коллективного смыслообразования и способов выражения различных толкований оригинального медиаисточника.
Ключевые слова
Об авторах
Лейла Омаровна Алгави
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: algawy_lo@rudn.ru
кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и истории журналистики филологического факультета
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 10, корп. 2Алина Вадимовна Харченко
Российский университет дружбы народов
Email: alva.kharchenko@gmail.com
соискатель степени кандидата филологических наук кафедры массовых коммуникаций филологического факультета
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 10, корп. 2Список литературы
- Hellekson, K. (2018). The Fan Experience. A Companion to Media Fandom and Fan Studies. John Wiley & Sons.
- Tulloch, J. (2000). Watching Television Audiences: Cultural Theories & Methods. London, UK, Arnold.
- Brooker, W., et al. (eds.). (2001). The Audience Studies Reader. Psychology Press, 2003.
- Hall, S. (2001). Encoding/Decoding. Media and Cultural Studies. Keyworks. London: Blackwell Publishers.
- Morley, D.G. (1980). The Nationwide Audience. British Film Institute.
- Fish, S. (1976). Interpreting the “Variorum”. Critical Inquiry, 2(3), 465–485.
- Jenkins, H. (2018). Fandom, Negotiation, and Participatory Culture. A Companion to Media Fandom and Fan Studies (pp. 13–26).
- Jenkins, H. (2012). Textual Poachers: Television Fans and Participatory Culture. Routledge.
- Jenkins, H. (2009). Confronting the Challenges of Participatory Culture: Media Education for the 21st Century. MIT Press.
- Kelty, C., et al. (2015). Seven Dimensions of Contemporary Participation Disentangled. Journal of the Association for Information Science and Technology, 66(3), 474–488.
- Prasolova, K.A. (2008). Fanfikshn: Literaturnyj fenomen konca XX – nachala XXI veka (tvorchestvo poklonnikov Dzh.K. Roling) [Fanfiction: A literary phenomenon of the late XX – early XXI century (the work of fans of J.K. Rowling)] (Dissertation of the Candidate of Philological Sciences). Kaliningrad.
- Sokolova, N.L. (2011). Transmedia i “interpretativnye soobshhestva” [Transmedia and “interpretative communities”]. Mezhdunarodnyj zhurnal issledovanij kul'tury [International Journal of Cultural Studies], 3(4), 16–21.
- Timoshenko, E.K. (2015). Strategii rossijskogo fanfikshena po romanu L.N. Tolstogo “Vojna i mir” [Strategies of Russian fanfiction based on the novel by L.N. Tolstoy “War and Peace”]. Bulletin of Udmurt University. History and Philology Series, (6), 89–94.
- Goralik, L. (2003). Kak razmnozhajutsja Malfoi: Zhanr “fjenfik”: Potrebitel' masskul'tury v dialoge s mediakontentom [How Malfoys reproduce: Genre “fanfiction”: Consumer of mass culture in dialogue with media content]. Novyj mir [New world], (12), 131–146.
- Busse, K. (2017). Intimate Intertextuality and Performative Fragments in Media Fanfiction. Fandom: Identities and Communities in a Mediated World (pp. 45–60).
- Busse K., & Hellekson, K. (2006). Introduction: Work in Progress. Fan Fiction and Fan Communities in the Age of the Internet. Jefferson, McFarland & Company.
- Korobko, M.A. (2015). Priznak kollektivnosti v fanfikshn i pis'mennyh formah sovremennogo fol'klora [A sign of collectivity in fan fiction and written forms of modern folklore]. The Bryansk State University Herald, (1), 220–223.
- Fedorchuk, M.A. (2017). Specifika tekstoporozhdenija v fanfikshn (na materiale russkojazychnyh fandomov) [Specificity of text production in fan fiction (based on Russian-language fandoms)] (Dissertation of the Candidate of Philological Sciences). Orel.
- Rozanov, K.A. (2010). Studencheskaja zhizn' v novejshej rossijskoj internet-literature [Student life in the latest Russian Internet literature] (Abstract of the Dissertation of the Candidate of Philological Sciences). Saratov, Saratov State University.
- Antipina, Ju.V. (2011). Literaturnoe internet-tvorchestvo fanatov: Pedagogicheskij aspekt [Literary Internet creativity of fans: Pedagogical aspect]. Sborniki konferencij NIC “Sociosfera” [Conference proceedings of the research center “Sociosphere”], (2), 121–125.
Дополнительные файлы
