Становление иновещания в России и за рубежом: историко-генетический и компаративистский анализ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье проведен историко-генетический и компаративистский анализ иновещания. В хронотопическом аспекте сравниваются передовой опыт зарубежных стран (Германии, Англии, Франции, США) и особенности становления иновещания в России. Выделяются основные этапы развития иновещания. Определяются доминирующие медиакоммуникационные каналы, посредством которых осуществляется иновещательная деятельность. По итогам проведенного исследования формируется вывод, что на первом этапе своего развития иновещание не представляло собой инструмент внешней политики и способствовало скорее культурному обогащению и поддержке своих соотечественников в других странах. Однако военное время предопределило будущую тональность иновещания - пропагандистскую направленность. В период Второй мировой войны иновещание во многих странах использовалось с целью дискредитации врага, а также мотивации военнослужащих и населения в тылу. В период Холодной войны иновещание усилило пропагандистское предназначение, продолжая реализовывать в своем дискурсе диффамационные стратегии относительно конкурентов и противников, на фоне чего сформировалось новое понятие «информационная война». В целом иновещание как дискурсивная стратегия преимущественно используется в ходе геополитических конфликтов - как открытых, так и латентных. В процессе эволюции медиакоммуникаций наблюдалось усиление борьбы за влияние на внешнюю аудиторию, которое наиболее отчетливо проявилось в результате реализации иновещания в поле телевидения, исходя из аудиовизуальной природы данного вида медиа. В XXI веке информационная борьба за интерпретацию социальной реальности и, как следствие, конструирование общественного мнения в мировом масштабе стали протекать в поле Интернета, где иновещание приобрело глобальный характер.

Об авторах

Александр Александрович Ефанов

Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина

Автор, ответственный за переписку.
Email: yefanoff_91@mail.ru

кандидат социологических наук, доцент кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации

Российская Федерация, 117485, Москва, ул. Академика Волгина, д. 6

Наиля Эхсан кызы Эфендиева

Международное информационное агентство «Россия сегодня»

Email: nailyaefendieva@gmail.com

магистр филологии, редактор объединенной дирекции иновещания МИА «Россия сегодня».

Российская Федерация, 119021, Москва, Зубовский б-р, д. 4

Список литературы

  1. Akopova, A.L. (2019). Osobennosti razvitiya inoveshchaniya v Rossii (na primere radiokompanii “Golos Rossii” i sajta Sputnik MIA “Rossiya segodnya”) [Features of the development of foreign broadcasting in Russia (on the example of the radio company “Voice of Russia” and the website Sputnik IIA “Russia Today”)]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filologiya. Zhurnalistika [Bulletin of the Voronezh State University. Series: Philology. Journalism], (3), 84–86. (In Russ.)
  2. Bystrickij, A.G., Sharikov, A.V., & Berezhnaya, V.S. (2018). Tendencii razvitiya efirnogo russkoyazychnogo radioveshchaniya za rubezhom v 2010–2018 godah [Trends in the development of on-air Russian-language radio broadcasting abroad in 2010–2018]. Mezhdunarodnaya zhizn’ [International Affairs], (11), 36–53. (In Russ.)
  3. Gachechiladze, I. (2006). Global’noe inoveshchanie Francii na sovremennom etape: Televizionnye kanaly v bor’be za zarubezhnuyu auditoriyu [Global foreign broadcasting in France at the present stage: Television channels in the fight for foreign audiences]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10: Zhurnalistika, (3), 90–97. (In Russ.)
  4. Dautova, R.V. (2019). Specifika inoveshchaniya na respublikanskom radio TASSR [Specificity of foreign broadcasting on the republican radio of the TASSR]. Kazanskaya nauka [Kazan science], (5), 30–32. (In Russ.)
  5. Ershov, Yu.M. (2010). Globalizaciya i modelirovanie nacional’nyh mediasistem [Globalization and modeling of national media systems]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya [Bulletin of Tomsk State University. Philology], 2(10), 81–88. (In Russ.)
  6. Naovaf, I. (2011). “The Moscow Radio” broadcasting in countries of the Middle East during the Soviet period]. Bulletin of Peoples’ Friendship University of Russia. Series: Studies in Literature. Journalism], (1), 64–72. (In Russ.)
  7. Naovaf, I. (2011). Osobennosti regional’nogo podhoda v rossijskom inoveshchanii: Istoriya i sovremennost’ [Features of the regional approach in Russian foreign broadcasting: History and modernity] (Dissertation of the Candidate of Philological Sciences). Moscow. (In Russ.)
  8. Ivanickaya, E.I., & Dmitriev, O.A. (2017). Rossijskoe inoveshchanie segodnya: Ot mezhdunarodnoj propagandy k al’ternativnomu informacionnomu veshchaniyu [Russian foreign broadcasting today: From international propaganda to alternative information broadcasting]. MediaAl’manah [MediaAlmanach], (1), 69–79. (In Russ.)
  9. Ivanickaya, E.I. (2003). Sovremennoe veshchanie na zarubezhnye strany: “Golos Rossii”. 1993–2003 gg. (koncepciya, struktura, zhanrovye osobennosti) [Modern broadcasting to foreign countries: “Voice of Russia”. 1993–2003 (concept, structure, genre features)] (Dissertation of the Candidate of Philological Sciences). Moscow. (In Russ.)
  10. Temirov, M.S. (2012). Konvergenciya mediaplatform v amerikanskom inoveshchanii: Metodologiya i tendencii [Convergence of Media Platforms in American International Broadcasting: Methodology and Trends]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filologiya. Zhurnalistika [Voronezh State University Bulletin. Series: Philology. Journalism], (2), 216–222. (In Russ.)
  11. Cherdanceva, M.V. (2018). “Myagkaya sila” inoveshchaniya [“Soft power” of foreign broadcasting]. Sovremennye nauchnye issledovaniya i razrabotki [Modern research and development], 2(5(22)), 583–587. (In Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».