Обломов и Мышкин: штрихи к теме
- Авторы: Беляева И.А.1,2
-
Учреждения:
- Московский городской педагогический университет
- Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
- Выпуск: Том 26, № 3 (2021): ТВОРЧЕСТВО Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО: СОВРЕМЕННЫЕ РЕЦЕПЦИИ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ
- Страницы: 457-465
- Раздел: Литературоведение
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-9220/article/view/318861
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2021-26-3-457-465
- ID: 318861
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается одна из возможных линий сопоставления героев романа «Обломов» и «Идиот», основа для которого была сформулирована еще Достоевским, указавшим как на родство Мышкина и Обломова, так и их отличия. Целью является объяснение особого статуса героев Достоевского и Гончарова в вышеназванных романах, который обусловливается их эксплицитным или имплицитным желанием спасти мир. Ставится задача систематизировать разные взгляды ученых на вопрос об общности двух писателей, в том числе в свете тяготения обоих к русской духовной традиции. Выдвигается тезис о том, что параллель двух героев так или иначе связана с решением обоими писателями проблемы мирской святости и допустимости ее границ и пределов в обычной жизни. И в романе «Идиот», и в романе «Обломов» реализуется такой вариант «сюжета спасения», в котором герой как бы претендует на роль спасителя других, хотя и линия личного спасения, актуализированная особенно у Гончарова в «Обломове» и имеющая дантовские истоки, также ярко представлена. И если в случае с Мышкиным претензии быть как Христос фактически приводят его к личной катастрофе и разрушают ближний круг, то в варианте Обломова таких потерь нет, но даже есть обретения: сближение Штольца и Ольги, пробуждение к новой жизни Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Автор статьи приходит к выводу о том, что и Достоевский, и Гончаров не забывали о человеческой природе своих героев, но если первый, выражаясь словами Гончарова, позволил своему Мышкину, или «князю Христу» носить «божескую рясу» и тем в немалой степени предопределил его человеческую неудачу в деле спасения, то второй умалил в своем Обломове черты святости, оставив лишь намеки на них, которые и притягивают к герою людей, делая при этом их и их малый мир лучше.
Ключевые слова
Об авторах
Ирина Анатольевна Беляева
Московский городской педагогический университет; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: belyaeva-i@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2840-4034
доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы (МГПУ), профессор кафедры истории русской литературы (МГУ им. М.В. Ломоносова).
Российская Федерация, 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4; Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, ГСПСписок литературы
- Bityugova, I.A. (1976). I.A. Goncharov’s Oblomov in the perception of Dostoevsky. In Dostoevsky. Materials and research (Vol. 2, pp. 191–198). Leningrad: Nauka Publishing House. (In Russ.)
- Ornatskaya, T.I. (1992). Dostoevskij and Goncharov. In Goncharov I.A.: Materials of the 1987 jubilee Goncharov conference (pp. 105–114). Ulyanovsk: Simbirsk book Publishing House. (In Russ.)
- Tunimanov, V.A. (2003). “Pathetic words” (Oblomov by Goncharov and Notes from Underground by Dostoevsky). In Pro memoria (pp. 168–178). Saint Petersburg: Nauka Publishing House. (In Russ.)
- Trofimova‑Shiff, T.B. (2019). “..And they made him write notes” (on the topic “F.M. Dostoevsky and I.A. Goncharov”). In Dostoevsky. Materials and research (Vol. 22, pp. 208–217). Saint Petersburg: Nestor‑History Publishing House. (In Russ.)
- Mel’nik, V.I. (2010). I.A. Goncharov and F.M. Dostoevskij. Bulletin of Slavic Cultures, 1(15), 51–63. (In Russ.)
- Blank, K. (2001). Myshkin and Oblomov. In F.M. Dostoevsky’s novel “The Idiot”: the current state of research (pp. 472‑481). Moscow, Heritage Publishing House. (In Russ.)
- Halacinska-Vertelyak, H. (1991). Dream Hypostases: Don Quixote – Oblomov – Myshkin. In Internationale Fachkonferenz “Ivan A. Gončarov: Leben, Werk und Wirkung” (p. 10). Thesenpapiere. Bamberg. (In Russ.)
- F.M. Dostoevsky in the memoirs of a typographer, 1872–1881. (1892). Russian antiquity (5), 293–336. (In Russ.)
- Dostoevskij, F.M. (1985). Complete works (Vol. 28, book 2). Leningrad: Nauka Publishing House. (In Russ.)
- Belyaeva, I.A. (2016). The plot of salvation in the Russian classic novel. In Philological sciences. Scientific reports of higher education, (6), 44‑52. (In Russ.)
- Belyaeva, I.A. (2017). Oblomov’s plan for a new life, and a new life of Olga and Stolz. In Materials of VIth International scientific conference dedicated to the 205th anniversary of the birth of I.A. Goncharov (pp. 76–84). Ulyanovsk: Publishing House “Corporation of Promotion Technologies”. (In Russ.)
- Stepanyan, K.A. (2010). Phenomenon and dialogue in the novels of F.M. Dostoevsky. Saint Petersburg: Kriga Publishing House. (In Russ.)
- Dostoevskij, F.M. (1973). Complete works (Vol. 8). Leningrad: Nauka Publishing House. (In Russ.)
- Arsent’eva, N.N. (1996). The problem of the national ideal in the works of M. de Cervantes and F.M. Dostoevsky. In F.M. Dostoevsky and national culture (Vol. 2, pp. 65–88). Chelyabinsk: Chelyabinsk State University Publishing House. (In Russ.)
- Mel’nik, V.I. (2012). Goncharov. Moscow: Veche Publishing House. (In Russ.)
- Goncharov, I.A. (1998). Complete works and letters (Vol. 4). Saint Petersburg: Nauka Publishing House. (In Russ.)
- Goncharov, I.A. (1955). Collected works (Vol. 8). Moscow: State Publishing House of Fiction (In Russ.)
Дополнительные файлы
