Классические теории медиасистем: актуальность для современных исследований

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Представлены результаты сравнительного анализа классификаций медиа-систем, разработанные зарубежными исследователями в XX-XXI вв. Особое внимание уделяется критериям, детерминантам и параметрам сравнения, которые применялись в разных классификациях для выявления общих характеристик медиасистем разных стран. В эмпирическую базу исследования включены как популярные, так и малоизвестные в российской научной литературе, но широко цитируемые в зарубежных исследованиях авторы, сформировавшие оригинальные классификационные структуры. Основанием для выбора концепций и классификаций стали результаты мониторинга научно-исследовательских и образовательных программ российских и зарубежных университетов, историческая последовательность научных работ, логическая связь с предшественниками и последователями, вклад в научную литературу по теории журналистики и высокая цитируемость в современных медиаисследованиях. Основным критерием для отбора наиболее популярных классификаций был анализ цитирования научных публикаций зарубежных исследователей по данной теме в наукометрической системе Google Scholar, аккумулирующей научные работы разных стран мира, а также статистика сервиса Яндекс. Сделан вывод, что основные характеристики медиасистем, а также критерии и параметры, применявшиеся в наиболее известных классификациях (второй половины XX - начала XXI в.), сохраняют свою актуальность и могут быть адаптированы к изучению современной медиасферы.

Об авторах

Тамара Сергеевна Якова

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: t-yakova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5640-267X

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры зарубежной журналистики и литературы, факультет журналистики

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 1

Ирина Ивановна Волкова

Российский университет дружбы народов

Email: volkova-ii@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-2693-1204

доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры массовых коммуникаций

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Bakulev, G.P. (2005). Normative theories of mass communication. Sociological Studies, (1), 105-114. (In Russ.)
  2. Blum, R. (2014). Lautsprecher und Widersprecher: Ein Ansatz zum Vergleich der Mediensysteme. Köln: Herbert von Halem.
  3. Blumler, J.G. & Gurevitch, M. (1981). Politicians and the press. In D. Nimmo & K. Sanders (Eds.), Handbook of Political Communication (pp. 467-493). Beverly Hills California: Sage Publications.
  4. Blumler, J.G. & Gurevitch, M. (1995). The crisis of public communication. 1st ed. London, New York: Routledge.
  5. Бакулев Г.П. Нормативные теории массовой коммуникации // Социологические исследования. 2005. № 1. С. 105-114.
  6. Christians, C.G., Glasser, T., McQuail, D., Nordenstreng, K., & White, R.A. (2009). Normative theories of the media: Journalism in democratic societies. Urbana, Chicago: University of Illinois Press.
  7. Couldry, N., & McCarthy, A. (2004). Mediaspace: Place, scale and culture in a media age. 1st ed. London, New York: Routledge.
  8. Curran, J., & Seaton, J. (1981). Power without responsibility. 1st ed. London: Fontana.
  9. Curran, J., & Seaton, J. (2018). Power without responsibility: Press, broadcasting and the internet in Britain. 8th ed. London: Routledge.
  10. Falkheimer, J., & Jansson, A. (2006). Geographies of communication: The spatial turn in media studies. Goteborg: Nordicom.
  11. Flew, T. (2007). Understanding global media. 1st ed. Basingstoke, New York: Palgrave Macmillan.
  12. Flew, T. (2018). Understanding global media. 2nd ed. London: Palgrave Macmillan. https://doi.org/10.51480/1899-5101.14.1(28).13
  13. Galtung, J. (1999). State, capital, and the civil society: The problem of communication. In R.C. Vincent, K. Nordenstreng & М. Traber (Eds.), Towards Equity in Global Communication: MacBride Update (pp. 3-21). Cresskill, N.J.: Hampton Press.
  14. Hallin, D., & Mancini, P. (2004). Comparing media systems. Three models of media and politics. New York: Cambridge University Press.
  15. McQuail, D. (1983). Mass communication theory: An introduction. 1st ed. Sage Publications.
  16. Murdock, G., & Golding, P., (1973). For a political economy of mass communications. The Socialist Register, 10, 205-235.
  17. Nikolaichuk, I., Yakova, T., & Yanglieva, M. (2016). Media as a system-trend: New approaches in media studies. The MediaAlmanah, (1), 12-24. (In Russ.)
  18. Николайчук И., Якова Т., Янгляева М. Медиа как система-тренд: новые подходы в медиалогии // МедиаАльманах. 2016. № 1. С. 12-24.
  19. Nordenstreng K. (2006). Media and society: In search of models. In Y.N. Zassoursky & O.M. Zdravomyslova (Eds.), Glasnost and Journalism 1985-2005 (pp. 168-177). Moscow: Gorbachev Foundation & Faculty of Journalism, MSU.
  20. Nordenstreng K. Media and society: in search of models // Гласность и журналистика: 1985-2005 / под ред. Я.Н. Засурского, О.М. Здравомысловой. М.: Горбачев-Фонд: ф-т журналистики МГУ, 2006. С. 168-177.
  21. Seymour-Ure, С. (1974). the political impact of mass media. Beverly Hills: Sage Publications.
  22. Siebert, F., Schramm, W., & Peterson, T. (1956). Four theories of the press. The authoritarian, libertarian, social responsibility, and Soviet communist concepts of what the press should be and do. Urbana: University of Illinois Press.
  23. Vartanova, E.L. (2018). On the relevance of the “national” within the concept of “media system”. MediaAlmanah, (6), 8-12. (In Russ.) https://doi.org/10.30547/mediaalmanah.6.2018.812
  24. Вартанова Е.Л. Об актуальности «национального» в концепции «медиасистемы» // МедиаАльманах. 2018. № 6. С. 8-12. https://doi.org/10.30547/mediaalmanah.6.2018.812
  25. Waisbord, S. (2013). Reinventing professionalism. Journalism and news in a global perspective. Cambridge: Polity.
  26. Yakova, T.S., & Yanglieva, T.S. (2019). Media geography. Moscow: Icarus Publ. (In Russ.)
  27. Якова Т.С., Янгляева М.М. Медиагеография. М.: ИКАР, 2019. 188 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».