Гай Фокс и антиномии цифровой эры

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье исследуется феномен превращения образа Гая Фокса в мем - общезначимый символ. История становления символа, объединившая события Порохового заговора начала XVII века и общественные движения начала XXI века, рассматривается как своего рода естественный лонгитюдный эксперимент, проливающий свет на процесс эволюции личности и ключевые проблемы цифровой эры. Выдвигается гипотеза об изначально амбивалентном характере празднования «Ночи Гая Фокса» как символической реализации интенций, табуированных социальной иерархией. Анализируются аллюзии на тему Порохового заговора в массовой культуре, особенности использования имени и маски Гая Фокса в качестве элементов самоидентификации. Делается вывод о том, что символическая идентификация с Гаем Фоксом свидетельствует о возрастании потребности общества в независимости и самоорганизации и резком обострении антиномических отношений между официальной и неофициальной культурой, впервые описанных М. Бахтиным на примере средневекового карнавала. Рассматривается роль, которую сыграли древние кельтские мистерии и современные цифровые технологии в эволюции символа. Показано, как архаические ритуалы способствовали переосмыслению образа Гая Фокса в русле бинарных оппозиций коллективной психики. Особенности развития «феномена Гая Фокса» в условиях цифрового общества рассматриваются как предиктор очередного этапа эволюции общества и личности.

Об авторах

Елена Евгеньевна Пронина

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: pronina.elena@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-8715-830X

доктор филологических наук, кандидат психологических наук, профессор кафедры периодической печати факультета журналистики

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, 9

Список литературы

  1. Assange, J. (2012). The Unauthorised Autobiography. Мoscow: Alpina Publisher Publ. (In Russ.)
  2. Bahtin, M.M. (2015). The work of Francois Rabelais and the folk culture of the Middle Ages and the Renaissance. Moscow: EKSMO Publ. (In Russ.)
  3. Cain, А. (2016). We asked 3 etiquette experts whether it's OK to call people ‘guys’ — and learned all about the word’s weird history. Businessinsider. Nov. 5, 2016. Retrieved from https://www.businessinsider.com/the-weird-history-of-the-word-guys-2016-11
  4. Doyle, K.A. (1966). The Musgrave Ritua. In Doyle, K.A. The complete collection of works in 8 vol. (Vol. 2, pp. 90–110). Moscow: Pravda Publ. (In Russ.)
  5. Frazer, G.G. (2006). The golden Bough. Moscow: EKSMO Publ. (In Russ.)
  6. Lévi-Strauss, C. (2011). Structural anthropology. Мoscow: Neoklassik, Astrel’, AST.
  7. Levi-Strauss, C. (2011). Structural anthropology. Мoscow: Neoklassik, Astrel’, AST.
  8. Moore, A., & Lloyd, D. (1990). V For Vendetta. New York: DC Comics, Inc.
  9. Porter, R. (Ed.) (1993). Myths of the English. Cambridge: Polity Press.
  10. Pronin, E., & Pronina, E. (1999). Communication openness and information security: borders and guarantees. In Media, communication and the open society (pp. 243–247). Мoscow: IKAR Publ. (In Russ.)
  11. Pronin, E.I., & Pronina, E.E. (2013). Media psychology: The latest information technologies and the human phenomenon. Social Sciences and Contemporary World, (2), 151– 161. (In Russ.)
  12. Pronina, E.E. (2002). Psychology of Journalism. Мoscow: MSU Publ. (In Russ.)
  13. Reich, J.E. (November 5, 2015). David Lloyd on ‘V for Vendetta’ and The Guy Fawkes Mask’s Legacy. Techtimes. Retrieved from https://www.techtimes.com/articles/ 103476/20151105/guy-fawkes-day-v-for-vendetta-legacy.htm
  14. Rybakov, B.A. (1988). Paganism of Ancient Russia. Мoscow: Nauka. Publ. (In Russ.) Rybakov, B.A. (1981). Paganism of the ancient Slavs. Мoscow: Nauka Publ. (In Russ.)
  15. Sharpe, J. (2006). Remember, Remember the Fifth of November: Guy Fawkes and the Gunpowder Plot. Croydon: Profile Books; New Edition.
  16. Tylor, E.B. (1989). Primitive culture. Мoscow: Politizdat Publ. (In Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».