Накопительный эффект экономических новостей в СМИ: паттерны веры и разочарования
- Авторы: Коноплев Д.Э.1
-
Учреждения:
- Челябинский государственный университет
- Выпуск: Том 28, № 3 (2023): Время Чехова и Чехов во Времени
- Страницы: 540-552
- Раздел: Журналистика
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-9220/article/view/319068
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2023-28-3-540-552
- EDN: https://elibrary.ru/LERQPL
- ID: 319068
Цитировать
Полный текст
Аннотация
На примере трех тематических пластов рассматривается специфика представления в публикациях СМИ экономических идей и трансформации подхода к ним с течением времени. Через обращение к идеям модернизации, импортозамещения и помощи бизнесу в период пандемии коронавируса и санкционных ограничений доказывается, что информационный контекст данных информационных пластов может быть описан через паттерны веры и разочарования. Применение методик контент-анализа и анализа тональности текстов позволяет зафиксировать конечный и цикличный сценарии освещения в периодике экономических идей. В первом случае накопительный информационный эффект завершается разочарованием СМИ в транслируемой идее и ее исключении из новостной повестки, во втором - возобновлением паттерна веры при появлении соответствующих инфоповодов. Установлено, что кумулятивные резонансы, отвечающие за трансляцию экономических идей, накапливают негативный контекст, хотя изначально они могут быть ориентированы на подачу позитивных новостей. Их исчерпаемость в СМИ может быть связана и с устареванием породившего их инфоповода, и с формированием в соответствующих текстах паттерна разочарования. Сделан вывод, что кумулятивные резонансы в СМИ, эксплуатирующие паттерн веры, могут формировать в журналистских текстах объяснительные модели, которые базируются на экономических стереотипах.
Об авторах
Дмитрий Эдуардович Коноплев
Челябинский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: dmitrijkonoplev@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-1350-4163
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры медиапроизводства, факультет журналистики
Российская Федерация, 454084 Челябинск, пр-кт Победы, 162ВСписок литературы
- Bolotnov, A.N. (2016). The question of dynamics of informational waves in media discourse. TSPU Bulletin, 172(7), 146–149. (In Russ.)
- Call, A., Emett, S., Maksymov, E., & Sharp, N. (2022). Meet the press: Survey evidence on financial journalists as information intermediaries. Journal of Accounting and Economics, 73(2–3), 101455. https://doi.org/10.1016/j.jacceco.2021.101455
- Ewoldsen, D., Hoewe, J., & Grady, S. (2022). A cognitive processing framework for media interpretation. Journal of Media Psychology, 34(2), 65–76. https://doi.org/10.1027/1864-1105/a000326
- Franceschetti, M. (2017). Wave theory of information. Cambridge University Press.
- Goldman, E., Martel, J., & Schneemeier, J. (2022). A theory of financial media. Journal of Financial Economics, 145(1), 239–258. https://doi.org/10.1016/j.jfineco.2021.06.038
- Hopkin, J. (2020). Anti-system politics: The crisis of market liberalism in rich democracies. Oxford University Press.
- Kagarlitsky, B.Y. (2019). End of consumer consensus. Svobodnaya Mysl', (1), 61–78. (In Russ.)
- Kazun, A.D., & Dorofeeva, O.E. (2019). Patriotism, lobbying, demonstrativeness… Framing import substitution in Russian print media. Universe of Russia, 28(3), 132–154. (In Russ.) https://doi.org/10.17323/1811-038X-2019-28-3-132-154
- Kozubenko, A.V. (2021). Cognitive-pragmatic analysis of phraseological units in the economic discourse of the media. Innovation. Science. Education, (34), 2504–2514. (In Russ.)
- Larsen, V., & Thorsrud, L. (2019). The value of news for economic developments. Journal of Econometrics, 210(1), 203–218. https://doi.org/10.1016/j.jeconom.2018.11.013
- Lyubimova, T.M., & Danilova, A.A. (2020). The spiral of silence in the sociodynamics of the modern information space. Information Wars, (3), 53–57. (In Russ.)
- Pinker, S. (2021). Rationality: What it is, why it seems scarce, why it matters. New York: Viking.
- Popova, T.I. (2022). Information waves and their textual implementation in media discourse: linguistic and didactic aspects. Proceedings of Petrozavodsk State University, 44(1), 50–55. (In Russ.)
- Staruk, M.M. (2015). Political and economic euphemisms as a means of manipulating the consciousness of the society in the media of Russia. Philology and Literature, (4). (In Russ.) Retrieved April 28, 2023, from https://philology.snauka.ru/2015/04/1373
- Tarasova, M.S. (2018). Essential lexis of the period of economic sanctions of 2014–2017. “import-substitutional”: Semantics, usage, connotations. Political Linguistics, 69(3), 76–83. (In Russ.)
- Zavyalova, A.A., & Ovsyannikova, A.V. (2021). Psychology of critical thinking as opposition to economic manipulation of people. Innovation. Science. Education, (36), 2113–2117. (In Russ.)
Дополнительные файлы
