VR в продвижении территории в условиях «новой нормальности»: эмпирические и исследовательские подходы во времена кризиса

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В условиях «новой нормальности» наиболее востребованными инструментами продвижения территорий являются цифровые и иммерсивные инструменты, в том числе виртуальной реальности. В исследовании проанализированы теоретические и эмпирические подходы проектов виртуальной реальности в Швейцарии и России, туриндустрии которых находятся на различных полюсах индустриального ландшафта в 2023 г. Распространяющийся ценностно ориентированный качественный подход в англои франкоязычном научном дискурсе по VR-продвижению территорий связан с культурным наследием и устойчивым потреблением, что является новым для России. Анализ полуструктурированных интервью с менеджерами VR-проектов также выявил различия. В Швейцарии VR-проекты более сложны и используются для территориального и корпоративного продвижения, несмотря на экономическую, а не ценностно ориентированную мотивацию. В России VR рассматривается как следующий этап эволюции туристического отдыха и инструмент рекламы достопримечательностей. Идеи VR-туров связаны с прошлым, историческим и культурным наследием. Лучшие VR-проекты демонстрируют возможность сочетания визитов на места, виртуальной реальности и продвижения идей устойчивого развития. VR-проект в данном случае является инструментом сохранения образов и брендов территорий, вовлечения аудитории в активное устойчивое потребление.

Об авторах

Юлия Вирт

Университет прикладных наук и искусств Западной Швейцарии

Email: Julia.wirth@he-arc.ch
ORCID iD: 0000-0002-1006-9349

доцент, Высшая школы менеджмента

Швейцарская Конфедерация, 2000, Невшатель, пл. Европы, д. 21

Марина Григорьевна Шилина

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

Email: marina.shilina@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-9608-352X

доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры рекламы, связей с общественностью и дизайна, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова; профессор кафедры рекламы и связей с общественностью, факультет журналистики, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 1; Российская Федерация, 115093, Москва, Стремянный пер., д. 36

Мария Сокн

Университет прикладных наук и искусств Западной Швейцарии

Email: Maria.sokhn@he-arc.ch
ORCID iD: 0000-0001-7586-0564

профессор, Высшая школы менеджмента

Швейцарская Конфедерация, 2000, Невшатель, пл. Европы, д. 21

Леонид Петрович Преображенский

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: plvermar@gmail.com
ORCID iD: 0009-0007-1743-5691

аспирант, кафедра массовых коммуникаций, филологический факультет

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Choi, H., & Nam, S. (2022). A study on attention attracting elements of 360-degree videos based on VR eye-tracking system. Multimodal Technologies and Interaction, 6(7), 54. https://doi.org/10.3390/mti6070054
  2. Flavián, C., Ibáñez-Sánchez, S., & Orús, C. (2019). Integrating virtual reality devices into the body: Effects of technological embodiment on customer engagement and behavioral intentions toward the destination. Journal of Travel & Tourism Marketing, 36(7), 847-863. https://doi.org/10.1080/10548408.2019.1618781
  3. Gorlova, I.I., Kovalenko, T.V., Bychkova, O.I., Naumenko, V.E., Kostina, N.A., & Gutsalov, A.A. (2020). Ethnocultural branding of the territory in the context of the regional development strategy: Scientific and methodological approaches and practices. Moscow: Russian Heritage Institute. (In Russ.) https://doi.org/10.34685/HI.2019.36.91.012
  4. Han, H. (2021). Consumer behavior and environmental sustainability in tourism and hospitality: A review of theories, concepts, and latest research. Journal of Sustainable Tourism, 29(7), 1021-1042. https://doi.org/10.1080/09669582.2021.1903019
  5. Kartasheva, E., Raik, V., & Tsarev, D. (2020). Virtual reality in the hospitality and tourism industry in Russia: A consumer's view. A study of students of the Higher School of Economics. (In Russ.) Retrieved May 12, 2023, from https://welcometimes.ru/opinions/virtualnaya-realnost-v-industrii-gostepriimstva-i-turizme-rossii-vzglyad-potrebitelya
  6. Kim, M.J., Lee, C., & Preis, M.W. (2020). The impact of innovation and gratification on authentic experience, subjective well-being, and behavioral intention in tourism virtual reality: The moderating role of technology readiness. Telematics and Informatics, 49, 101349. https://doi.org/10.1016/j.tele.2020.101349
  7. Kim, M.J., Lee, C., & Jung, T.H. (2020). Exploring consumer behavior in virtual reality tourism using an extended stimulus-organism-response model. Journal of Travel Research, 59(1), 69-89. https://doi.org/10.1177/0047287518818915
  8. Lee, W.-J., & Kim, Y.H. (2021). Does VR tourism enhance users’ experience? Sustainability, 13, 806. https://doi.org/10.3390/su 13020806
  9. Pestek, A., & Sarvan, M. (2020). Virtual reality and modern tourism. Journal of Tourism Futures, 7(2). https://doi.org/10.1108/JTF-01-2020-0004
  10. Steuer, J. (1992). Defining virtual reality: Dimensions determining telepresence. Journal of Communication, 42, 73-93.
  11. Stienmetz, J.L., Ferrer-Rosell, B., & Massimo, D. (Eds.) (2022). Information and communication technologies in tourism 2022. Proceedings of the ENTER 2022 eTourism Conference, January 11-14, 2022. https://doi.org/10.1007/978-3-030-94751-4
  12. Verma, S., Warrier, L., Bolia, B., & Mehta, S. (2022). Past, present, and future of virtual tourism - a literature review. International Journal of Information Management Data Insights, 2(2), 100085. https://doi.org/10.1016/j.jjimei.2022.100085
  13. Volkova, I.I. (2019). Virtual reality and game communications: Experiences of museums and the game industry. In N.A. Fedotova (Ed.), Multimedia Journalism: Media Communications and the Media Industry (pp. 122-125). Minsk: BSU Publ.
  14. Wirth, J., & Shilina, M. (2023). La réalité virtuelle en tant qu'outil de marketing durable du territoire: Analyse du contexte suisse. 39ème Congrès international de l'Association Française du Marketing (AFM), Association Française du Marketing (AFM), May 2023, Vannes, France. Vannes.
  15. Zhu, C., Wu, D.C.W., Hall, C.M., Fong, L.H.N., Koupaei, S.N., & Lin, F. (2023). Exploring non-immersive virtual reality experiences in tourism: Empirical evidence from a world heritage site. International Journal of Tourism Research, 25(3), 372-383. https://doi.org/10.1002/jtr.2574

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».