«Женский зритель» Элизы Хейвуд: между литературой и журналистикой
- Авторы: Якушкина Т.В.1
-
Учреждения:
- Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
- Выпуск: Том 30, № 2 (2025)
- Страницы: 289-297
- Раздел: Литературоведение
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-9220/article/view/319128
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2025-30-2-289-297
- EDN: https://elibrary.ru/JCDWVL
- ID: 319128
Цитировать
Аннотация
Элиза Хэйвуд, известная английская романистка XVIII в., вошла в историю журналистики как автор первого женского журнала «Женский зритель». При значительности вклада Хэйвуд в развитие журналистики ее опыт в этой области в российской науке остался практически без внимания. Цель исследования - выявить формы и направленность перестройки Хэйвуд-романистки в автора журнала, обратив особое внимание на ее способы взаимодействия с читательской аудиторией. Анализируя первоисточник и обобщая последние исследования англоязычной критики, автор приходит к выводу, что Хэйвуд при создании журнала использовала целый ряд стратегий: создание образов коллективного издателя и коллективного читателя, реализация просветительской программы воспитания женской аудитории, освоение новых принципов подачи материала и взаимодействия с читателем. Перестройка читательниц романов в читателей нового качества потребовала от Хэйвуд использования не только литературных, но и просветительско-дидактических приемов: формирование нового отношения к чтению, просвещение женской аудитории через расширение круга обсуждаемых проблем, поиск иной, лишенной явной дидактичности, формы взаимодействия с нею. Несмотря на литературное происхождение большей части используемого материала, за каждым из перечисленных приемов вырисовываются функции журнала как нового органа культурной и общественной жизни.
Об авторах
Татьяна Викторовна Якушкина
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Автор, ответственный за переписку.
Email: yaku0149@hotmail.com
ORCID iD: 0000-0001-8280-531X
доктор филологических наук, главный научный сотрудник центра религиоведческих и этнополитических исследований
Российская Федерация, 166605, Санкт-Петербург, Петербургское шоссе, д. 10Список литературы
- Beasley, J.C. (1982). Novels of the 1740s. University of Georgia Press.
- Blouch, Ch.E. (1991). Eliza Haywood: Questions in the life and works [Doctoral Dissertation, University of Michigan]. Horace H. Rackham School of Graduate Studies. https://deepblue.lib.umich.edu/handle/2027.42/128796?show=full
- Blouch, Ch. (1996). Eliza Haywood: An Annotated Critical Bibliography. In D.A. Saar, & M.A. Schofield (Eds.), Eighteenth-Century Anglo-American Women Novelists: A Critical Reference Guide. Prentice Hall International.
- Blouch, Ch. (2000). Eliza Haywood: introduction. In A. Pettit (Ed.), Selected Works of Eliza Haywood (Vol. 1: Miscellaneous Writings, pp. 1725–1743). Pickering & Chatto.
- Bowers, T. (1994). Sex, Lies and Invisibility: Amatory Fiction from the Restoration to Mid-Century. In J. Richetti (Ed.), The Columbia History of the British Novel (pp. 50–72). Columbia University Press.
- Haywood, E.F. (1745). The Female Spectator. Printed for T. Gardner, at Cowley’s-Head, near St. Clement’s-Church in the Strand. https://archive.org/details/femalespectator01haywgoog/page/n6/mode/2up
- King, K. (2001). Introduction. In K.R. King, & A. Pettit (Eds.), Selected Works of Eliza Haywood (Vol. 2, The Female Spectator, pp. 1–11). Pickering & Chatto.
- Kosareva, А.А. (2022). Literary and cultural dialog in Eliza Haywood’s novel Fantomina. The New Philological Bulletin, (4), 307–317. (In Russ.)
- Lutsenko, L.A. (2010). Female Spectator by Eliza Haywood. Poetic novelty of the author’s journalistic project. Vestnik of Mariupol State University. Philology, (3), 178–183. (In Russ.)
- Lutsenko, L.A. (2008). The creative legacy of Eliza Haywood in the dynamics of literary interpretations. From Barocco to Postmodernism: collection of scientific papers (Issue XII). Dnipropetrovsk University Press. (In Russ.) http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/articles-eng/lucenko-nasledie-elizy-hejvud.htm
- Mikhailova, M.V. (2022). The phenomenon of women’s magazines in English literature of the 18th century. Aktualnije issledovaniya, (4), 24–28. (In Russ.)
- Patchias, A.Ch. (2005). That Ladies would take Example: Gender and Genre in Eliza Haywood’s Didactiс Writings [Doctoral Dissertation]. University of Virginia. https://digitalcommons.liberty.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1224&context=masters
- Richetti, J.J. (1987). Voice and Gender in Eighteenth-Century Fiction: from Haywood to Burney. Studies in the Novel, (26.3), 263–272.
- Schweickart, P., & Flynn, E.A. (1986). Introduction. In E.A. Flynn, & P. Schweickart (Eds.), Gender and Reading: Essays on Readers, Texts, and Contexts (pp. 9–30). The Johns Hopkins University Press.
- Shevelow, K. (1989). Women and Print Culture: The Construction of Femininity in the Early Periodical. Routledge. doi: 10.4324/9781315753171-1
- Spacks, P.M. (1999). Introduction. In P.M. Spacks (Ed.), Selections from The Female Spectator (pp. 9–22). Oxford University Press.
- Spedding, P. (2004). A Bibliography of Eliza Haywood. Routledge. DOI: 10.4324/ 9781315476216
- Spedding, P. (2014). Eliza Haywood’s Eighteenth-Century Readers in Pennsylvania and New York. Australian Humanities Review, (56), 69–93.
- Sokolov, V.S., & Vinogradova, S.M. (2000) British Periodicals. Saint Petersburg State University Press. (In Russ.)
- Sozinova, K.A. (2020). Library revolution and culture of reading in Еngland in the second half of the 18 beginning of the 19th century. Dialogue with Time, 72, 149–164 (In Russ.)
- Sozinova, K.A. (2023). Eliza Haywood vs. Marquess of Halifax: crisis of moral and ethical values in Britain in late 17 th – first half of the 18th centuries The Bulletin of Ryazan State University named for S.A. Yesenin, (2), 58–68. (In Russ.)
Дополнительные файлы
