Мультимодальные тексты медиакоммуникации: исследовательский инструмент для анализа видеопостов социальных цифровых медиа
- Авторы: Радина Н.К.1,2
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского
- Выпуск: Том 30, № 1 (2025)
- Страницы: 118-129
- Раздел: Журналистика
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-9220/article/view/319151
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2025-30-1-118-129
- EDN: https://elibrary.ru/UFFPGL
- ID: 319151
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Поликодовые семиотически сложные мультимодальные тексты, в том числе и видео, требуют особых инструментов исследования. Ранее они изучались, опираясь преимущественно на качественную методологию и методы, которые позволяют получить описание медийных феноменов. Однако изучение закономерностей не входит в круг возможностей качественной методологии. В статье анализируются принципы, на основе которых строится новый исследовательский инструмент, характеризуется роль герменевтики в интерпретации мультимодального текста, разъясняется, как для анализа видеопостов может быть использована смешанная методология (Mixed Methods Research), которая предполагает интеграцию качественного и количественного подходов, позволяет перейти от описательного анализа к объяснительному. Авторами создан классификатор видеопостов социальных медиа на примере TikTok, с помощью которого можно провести свою систематизацию и проанализировать видео в рамках собственных исследований. Подчеркивается, что использование данного инструмента при кодировании видеоматериалов позволяет выйти в область смешанной методологии, определить закономерности в репрезентациях видеоконтента, что недоступно при ставке только на качественные методы.
Ключевые слова
Об авторах
Надежда Константиновна Радина
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского
Автор, ответственный за переписку.
Email: rasv@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-8336-1044
SPIN-код: 6184-6314
доктор политических наук, профессор кафедры истории и теории международных отношений, Институт международных отношений и мировой истории, Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского ; старший научный сотрудник лаборатории теории и практики систем поддержки принятия решений, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Российская Федерация, 603005, Нижний Новгород, ул. Ульянова, д. 2; Российская Федерация, 603155, Нижний Новгород, ул. Б. Печерская, д. 25/12Список литературы
- Ali-zade, A.A. (2020). Mixed methods methodology as a new research paradigm in social sciences and humanities. Social sciences and humanities. Domestic and foreign literature. Series 8: Science studies. INION RAN’s Journals of Abstracts Collection, (4), 30–44. (In Russ.)
- Astashkin, A.G., & Bresler, M.G. (2018). Social media in the structure of modern network communication. Scientific notes of Kazan State University, 160(4), 814–822. (In Russ.)
- Bengtsson, S., & Johansson, S. (2021). A phenomenology of news: Understanding news in digital culture. Journalism, 22(11), 2873–2889. https://doi.org/10.1177/1464884919901194
- Dugalich, N.M. (2018). Realisation of Political Cartoons in Creolized Texts on the Material of the Arabic and French Languages [Doctoral dissertation]. Moscow. (In Russ.)
- Guinaudeau, B., Votta, F., & Munger, K. (2022). Fifteen Seconds of Fame: TikTok and the Supply Side of Social Video. Computational communication research, 4(2), 463–485. https://doi.org/10.5117/CCR2022.2.004.GUIN
- Henrickson, L., & Meroño-Peñuela, A. (2022). The Hermeneutics of Computer-Generated Texts. Configurations, 30(2), 115–139. https://doi.org/10.1353/con.2022.0008
- Hradziushka, A.A. (2023). Platform journalism: Specifics and trends. Journal of the Belarusian State University. Journalism, (1), 4–9. (In Russ.)
- Kress, G. (2009). Multimodality: A Social Semiotic Approach to Contemporary Communication. London: Routledge.
- Lynch, M. (2017). Media of Cooperation. Ethnomethodology, GPS, and Tacit Knowledge. Media in Action. Interdisciplinary Journal on Cooperative Media, (1), 149–154. http://dx.doi.org/10.25969/mediarep/16241
- Muchitsch, V. (2024). Sad Girls on TikTok: Musical and Multimodal Participatory Practices as Affective Negotiations of Ordinary Feelings and Knowledges in Online Music Cultures. Popular Music and Society, 47(2), 231–247. https://doi.org/10.1080/03007766.2024.2320589
- Polyakov, M.L. (2023). Interaction of digital platforms and states: events and phenomena 2019–2022. Bulletin of Voronezh State University. Philology. Journalism Series, (1), 116–120. (In Russ.)
- Radina, N.K. (2021) Interdisciplinary classifier for quantitative media research based on political cartoons. Mediascope, (3). (In Russ.) https://doi.org/10.30547/mediascope.3.2021.8
- Ryzhkova, M.V., Eremin V.V., & Bauer V.P. (2021). Consumer resistance on the digital platform: deployment and overcoming. Information Society, (6), 24–42. (In Russ.) https://doi.org/10.52605/16059921_2021_06_24
- Strauss, A., & Corbin, J. (2001). Fundamentals of Qualitative Research: Grounded Theory, Procedures, and Techniques. Moscow: Editorial URSS Publ. (In Russ.)
- Wibawa, D. (2024). Ulama and Terrorism in Media: Phenomenology Research about the Perceptions of Ulama to Terrorism News in Indonesia Mass Media. Asian Journal of Communication, 34(3), 353–366. http://x.doi.org/10.1080/01292986.2023.2295852
Дополнительные файлы
