Тест Бекдел в русскоязычном фанфикшене: изображение женщин


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Дискуссий о включении курса по изучению фанфиков в программы профессиональной подготовки преподавателей недостаточно. Образовательный потенциал фанатского творчества до сих пор недооценен, хотя возможность использования таких произведений, особенно фанфиков, в педагогической деятельности впервые была поставлена в медиаобразовательную повестку более десяти лет назад. Авторы фанфиков – это креативные и коммуникативно активные школьники и студенты, та социальная группа, на которую направлены усилия преподавателей и педагогов. Фанфикшен можно рассматривать как дополнительный эмпирический материал для изучения мотивации и развития специальных навыков у студентов. В данной статье представлены результаты анализа русскоязычных фанфиков, основанных на серии фильмов «Чужой» (1979), «Чужие» (1986), «Чужой 3» (1992), «Чужой: Воскрешение» (1997), «Прометей» (2012) и «Чужой: Завет» (2017). Была проверена гипотеза о причастности русскоязычных авторов фантастических фильмов к феминистским представлениям о гендере, а также о гендерной беспристрастности. В качестве средства анализа использован тест Бекдел, адаптированный авторами. Подобная методика впервые применена для исследования фанфиков. Результаты частично опровергли гипотезу. Кейс впервые был апробирован в 2022–2023 учебном году в рамках программы специального курса для студентов вечернего отделения филологического факультета (Российский университет дружбы народов) и одобрен преподавателями как ценный источник информации о мировоззрении современной молодежи.

Об авторах

Лейла Омаровна Алгави

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: algavi-lo@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0001-5335-8506
SPIN-код: 1165-8610

кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и истории журналистики, филологический факультет

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Ирина Ивановна Волкова

Российский университет дружбы народов

Email: volkova-ii@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-2693-1204
SPIN-код: 4272-3231

доктор филологических наук, профессор кафедры массовых коммуникаций, филологический факультет

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Алина Вадимовна Харченко

Российский университет дружбы народов

Email: alva.kharchenko@gmail.com
ORCID iD: 0009-0001-8105-892X
SPIN-код: 2475-3139

преподаватель кафедры массовых коммуникаций, филологический факультет

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Мариам Джорджикиа

Российский университет дружбы народов

Email: m.jorjikia@gmail.com
ORCID iD: 0009-0002-5024-935X
SPIN-код: 7220-9410

кандидат филологических наук, кафедра массовых коммуникаций, филологический факультет

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Abdullaeva, N.M. (2021). The Bechdel Test and Gender Equality in the Film Industry: The issues of an oversimplified analysis in assessing the representation of women in cinema. ABV Gender and Diversity Competence [Electronic resource]. https://blogs.fu-berlin.de/abv-gender-diversity/2021/12/13/the-bechdel-test-and-gender-equality-in-the-film-industry/
  2. Alaniz-Álvarez, S.A. (2017). Desafíos para la enseñanza de la ciencia en preescolar. Foro Consultivo Internacional. Enseñanza de las Ciencias en Preescolar con Enfoque de Género, 39–42. https:// lcve.mincyt.gob.ar/Documentos/Ensenianza-de-las-Ciencias-en- Preescolar-con-Enfoque-de-Genero.pdf
  3. Alexander, A., & Heuser, R. (2022). Rewiring the Bechdel Test: Experiments in Computational Feminism. Cambridge Digital Humanities [Electronic resource]. https://www.cdh.cam.ac.uk/events/35093/
  4. Algavi, L.O., Volkova, I.I., Kadyrova, S.N., & Rastorgueva, N.E. (2021). Youth literary networks as a key to understanding generation Z. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seriya 10. Zhurnalistika, (3), 3–21. (In Russ.) https://www.doi.org/10.30547/vestnik.journ.3. 2021.321
  5. Amiri, S. (2023). Media Influence on Women’s Lifestyle: A Pathological Analysis. Psychology of Woman Journal, 4(4), 117–123. https://doi.org/10.61838/kman.pwj.4.4.14
  6. Bacon-Smith, C. (1986, November 16). Spock Among the Women. New York Times. https://www.nytimes.com/1986/11/16/books/spock-among-the-women.html
  7. Faryno, J. (2004). Introduction to Literary Studies: Textbook. Saint Petersburg: Herzen University. (In Russ.)
  8. Garcia, D., Weber, I., & Garimella, V. (2014). Gender Asymmetries in Reality and Fiction: The Bechdel Test of Social Media. Proceedings of the International AAAI Conference on Web and Social Media, 8(1), 131–140. https://www.doi.org/10.1609/icwsm.v8i1.14522
  9. Gender Inequality Index (2022). United Nations Development Programme [Electronic resource]. https://gtmarket.ru/ratings/gender-inequality-index
  10. Gendernoe ravenstvo v Rossii: ideal ili lozhnaja cel? [Gender equality in Russia: ideal or false goal?] (2019). VCIOM (Russian Public Opinion Research Center) [Electronic resource]. (In Russ.) https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/gender­noe-raven­stvo-v-rossii-ideal-ili-lozhnaya-czel-
  11. Hansom, J. (2019). What do Millennials think about feminism and gender equality? And who do they look up to? Savanta: data & market research [Electronic resource]. https://savanta.com/knowledge-centre/view/what-do-millennials-think-about-feminism-and-gender-equality-and-who-do-they-look-up-to/
  12. Jorjikia, M. (2013). Rossijskaya specifika formirovaniya imidzha zhenshchiny politika [The Russian specifics of shaping the image of a female politician]. Kazan Science, (2), 116–118. (In Russ.)
  13. Lawrence, F.K. (2011). SPARQLing Conversation: Automating The Bechdel Wallace Test. In C. Hargood, D.E. Millard (Eds.), Proceedings of ACM Hypertext Narrative and Hypertext Workshop (pp. 13–16). Eindhoven: ACM Hypertext Publ.
  14. McMaster, A. (2015). About a Boy: The Bechdel Test and Teaching Classical Literature. New England Classical Journal, 42(4), 268–276. https://crossworks.holycross.edu/necj/vol42/iss4/5
  15. Populyarnye fanfiki i oridzhinaly [Popular Fanfics and Origins] (2023). Ficbook [Electronic resource]. Access is restricted in Russia. (In Russ.) https://ficbook.net/popular
  16. Scheiner-Fisher, C., & Russell III, W.B. (2012). Using Historical Films to Promote Gender Equity in the History Curriculum. The Social Studies, 103(6), 221–225. https://www.doi.org/10.1080/00377996.2011.616239
  17. Selisker, S. (2015). The Bechdel Test and the Social Form of Character Networks. New Literary History, 46(3), 505–523. https://www.doi.org/10.17613/M6HH4G
  18. Sevastyanova, S.K., & Khudnitskaya, E.E. (2023). ‘Female topic’ in Russian ‘Great mirror’ collection. Vestnik slavianskikh kul’tur, 67, 186–201. (In Russ.) https:/doi.org/10.37816/2073-9567-2023-67-186-201
  19. Woolf, V. (1929). A Room of One’s Own. Project Gutenberg Australia [Electronic resource]. http://gutenberg.net.au/ebooks02/0200791h.html#ch2

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».