Тест Бекдел в русскоязычном фанфикшене: изображение женщин
- Авторы: Алгави Л.О.1, Волкова И.И.1, Харченко А.В.1, Джорджикиа М.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 30, № 1 (2025)
- Страницы: 199-212
- Раздел: Журналистика
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-9220/article/view/319157
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2025-30-1-199-212
- EDN: https://elibrary.ru/UUDCIK
- ID: 319157
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Дискуссий о включении курса по изучению фанфиков в программы профессиональной подготовки преподавателей недостаточно. Образовательный потенциал фанатского творчества до сих пор недооценен, хотя возможность использования таких произведений, особенно фанфиков, в педагогической деятельности впервые была поставлена в медиаобразовательную повестку более десяти лет назад. Авторы фанфиков – это креативные и коммуникативно активные школьники и студенты, та социальная группа, на которую направлены усилия преподавателей и педагогов. Фанфикшен можно рассматривать как дополнительный эмпирический материал для изучения мотивации и развития специальных навыков у студентов. В данной статье представлены результаты анализа русскоязычных фанфиков, основанных на серии фильмов «Чужой» (1979), «Чужие» (1986), «Чужой 3» (1992), «Чужой: Воскрешение» (1997), «Прометей» (2012) и «Чужой: Завет» (2017). Была проверена гипотеза о причастности русскоязычных авторов фантастических фильмов к феминистским представлениям о гендере, а также о гендерной беспристрастности. В качестве средства анализа использован тест Бекдел, адаптированный авторами. Подобная методика впервые применена для исследования фанфиков. Результаты частично опровергли гипотезу. Кейс впервые был апробирован в 2022–2023 учебном году в рамках программы специального курса для студентов вечернего отделения филологического факультета (Российский университет дружбы народов) и одобрен преподавателями как ценный источник информации о мировоззрении современной молодежи.
Ключевые слова
Об авторах
Лейла Омаровна Алгави
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: algavi-lo@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0001-5335-8506
SPIN-код: 1165-8610
кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и истории журналистики, филологический факультет
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Ирина Ивановна Волкова
Российский университет дружбы народов
Email: volkova-ii@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-2693-1204
SPIN-код: 4272-3231
доктор филологических наук, профессор кафедры массовых коммуникаций, филологический факультет
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Алина Вадимовна Харченко
Российский университет дружбы народов
Email: alva.kharchenko@gmail.com
ORCID iD: 0009-0001-8105-892X
SPIN-код: 2475-3139
преподаватель кафедры массовых коммуникаций, филологический факультет
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Мариам Джорджикиа
Российский университет дружбы народов
Email: m.jorjikia@gmail.com
ORCID iD: 0009-0002-5024-935X
SPIN-код: 7220-9410
кандидат филологических наук, кафедра массовых коммуникаций, филологический факультет
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Список литературы
- Abdullaeva, N.M. (2021). The Bechdel Test and Gender Equality in the Film Industry: The issues of an oversimplified analysis in assessing the representation of women in cinema. ABV Gender and Diversity Competence [Electronic resource]. https://blogs.fu-berlin.de/abv-gender-diversity/2021/12/13/the-bechdel-test-and-gender-equality-in-the-film-industry/
- Alaniz-Álvarez, S.A. (2017). Desafíos para la enseñanza de la ciencia en preescolar. Foro Consultivo Internacional. Enseñanza de las Ciencias en Preescolar con Enfoque de Género, 39–42. https:// lcve.mincyt.gob.ar/Documentos/Ensenianza-de-las-Ciencias-en- Preescolar-con-Enfoque-de-Genero.pdf
- Alexander, A., & Heuser, R. (2022). Rewiring the Bechdel Test: Experiments in Computational Feminism. Cambridge Digital Humanities [Electronic resource]. https://www.cdh.cam.ac.uk/events/35093/
- Algavi, L.O., Volkova, I.I., Kadyrova, S.N., & Rastorgueva, N.E. (2021). Youth literary networks as a key to understanding generation Z. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seriya 10. Zhurnalistika, (3), 3–21. (In Russ.) https://www.doi.org/10.30547/vestnik.journ.3. 2021.321
- Amiri, S. (2023). Media Influence on Women’s Lifestyle: A Pathological Analysis. Psychology of Woman Journal, 4(4), 117–123. https://doi.org/10.61838/kman.pwj.4.4.14
- Bacon-Smith, C. (1986, November 16). Spock Among the Women. New York Times. https://www.nytimes.com/1986/11/16/books/spock-among-the-women.html
- Faryno, J. (2004). Introduction to Literary Studies: Textbook. Saint Petersburg: Herzen University. (In Russ.)
- Garcia, D., Weber, I., & Garimella, V. (2014). Gender Asymmetries in Reality and Fiction: The Bechdel Test of Social Media. Proceedings of the International AAAI Conference on Web and Social Media, 8(1), 131–140. https://www.doi.org/10.1609/icwsm.v8i1.14522
- Gender Inequality Index (2022). United Nations Development Programme [Electronic resource]. https://gtmarket.ru/ratings/gender-inequality-index
- Gendernoe ravenstvo v Rossii: ideal ili lozhnaja cel? [Gender equality in Russia: ideal or false goal?] (2019). VCIOM (Russian Public Opinion Research Center) [Electronic resource]. (In Russ.) https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/gendernoe-ravenstvo-v-rossii-ideal-ili-lozhnaya-czel-
- Hansom, J. (2019). What do Millennials think about feminism and gender equality? And who do they look up to? Savanta: data & market research [Electronic resource]. https://savanta.com/knowledge-centre/view/what-do-millennials-think-about-feminism-and-gender-equality-and-who-do-they-look-up-to/
- Jorjikia, M. (2013). Rossijskaya specifika formirovaniya imidzha zhenshchiny politika [The Russian specifics of shaping the image of a female politician]. Kazan Science, (2), 116–118. (In Russ.)
- Lawrence, F.K. (2011). SPARQLing Conversation: Automating The Bechdel Wallace Test. In C. Hargood, D.E. Millard (Eds.), Proceedings of ACM Hypertext Narrative and Hypertext Workshop (pp. 13–16). Eindhoven: ACM Hypertext Publ.
- McMaster, A. (2015). About a Boy: The Bechdel Test and Teaching Classical Literature. New England Classical Journal, 42(4), 268–276. https://crossworks.holycross.edu/necj/vol42/iss4/5
- Populyarnye fanfiki i oridzhinaly [Popular Fanfics and Origins] (2023). Ficbook [Electronic resource]. Access is restricted in Russia. (In Russ.) https://ficbook.net/popular
- Scheiner-Fisher, C., & Russell III, W.B. (2012). Using Historical Films to Promote Gender Equity in the History Curriculum. The Social Studies, 103(6), 221–225. https://www.doi.org/10.1080/00377996.2011.616239
- Selisker, S. (2015). The Bechdel Test and the Social Form of Character Networks. New Literary History, 46(3), 505–523. https://www.doi.org/10.17613/M6HH4G
- Sevastyanova, S.K., & Khudnitskaya, E.E. (2023). ‘Female topic’ in Russian ‘Great mirror’ collection. Vestnik slavianskikh kul’tur, 67, 186–201. (In Russ.) https:/doi.org/10.37816/2073-9567-2023-67-186-201
- Woolf, V. (1929). A Room of One’s Own. Project Gutenberg Australia [Electronic resource]. http://gutenberg.net.au/ebooks02/0200791h.html#ch2
Дополнительные файлы
