Эволюция образа бабочки в португальской лирике: Камоэнс и поэты Португалии XVIII-XIX веков
- Авторы: Махортова В.А.1, Кутьева М.В.2
-
Учреждения:
- Московский государственный лингвистический университет
- Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
- Выпуск: Том 29, № 3 (2024)
- Страницы: 502-512
- Раздел: Литературоведение
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-9220/article/view/319188
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2024-29-3-502-512
- EDN: https://elibrary.ru/FRBNIT
- ID: 319188
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Цель исследования - проанализировать своеобразие и динамику образа бабочки в пространстве португальского поэтического текста XVI-XIX вв. Ранее эта тема в филологических изысканиях не рассматривалась, что обусловило ее актуальность и новизну. В качестве материала привлечены стихотворения Л.В. де Камоэнса, М.М. ду Бокаже, Ж. Диниша, Ж. де Деушa. Работа сфокусирована на проблеме преемственности, развития и расширения традиционной символики рекуррентного и устойчиво воспроизводимого в мировой литературе образа, метафорически используемого для изображения внутреннего мира человека. Результаты исследования указывают на то, что образ бабочки в португальской поэзии обладает существенной спецификой. На первый план выступает семантика любви в разнообразных ее проявлениях. При этом традиционная символика «бабочка - женщина» сменяется устойчивой ассоциативной параллелью «бабочка - он, цветок или пламя - она». Важна и ассоциация с чувствами и с испытывающей обновление душой (Диниш). Менее узуальной, но самобытной видится нам индивидуально-авторская параллель: «ревностное служение и выполнение долга» (Камоэнс). В результате исследования был сделан следующий вывод: в португальской поэзии художественная семантика образа бабочки многообразна; она характеризуется как континуальностью, так и творческими приращениями смысла - семантическими трансформациями и смысловой инверсией.
Ключевые слова
Об авторах
Варвара Александровна Махортова
Московский государственный лингвистический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: varvara.m.2504@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-7944-1161
кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры португальского языка, переводческий факультет
Российская Федерация, 119034, Москва, ул. Остоженка, д. 38Марина Викторовна Кутьева
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Email: kuteva.mv@rea.ru
ORCID iD: 0000-0002-2952-8349
кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков № 2
Российская Федерация, 115054, Москва, Стремянный пер., д. 36Список литературы
- Alefirenko, N.F. (2022). Language imagery: discursive and modus creative. Research Result. Theoretical and Applied Linguistics, 8(4), 3–14. (In Russ.)
- Alizade, T., & Mekh, N.V. (2019). “Mythological” butterflies. Science and life, 9. (In Russ.) https://www.nkj.ru/open/36630
- Blanco, Ch. (2019). Metamorphoses of the butterfly in Classical Antiquity: from the female body to the soul of the dead. (Ph.D. Dissertation). Cambridge. https://doi.org/10.17863/CAM.38569
- Camões, L. de. (1843). Obras completas. Paris: Officina typographica de Fain e Thunot. https://www.gutenberg.org/files/37192/37192-h/37192-h.htm
- Citador, João de Deus. https://www.citador.pt/poemas/a/joao-de-deus
- Dicionário Priberam. https://dicionario.priberam.org/
- Dinis, J. (1979). Poesias completos. Porto: Livraria Civilização Editora.
- Dooley, K.J. (2009). The butterfly effect of the “Butterfly Effect”. Nonlinear Dynamics Psychology and Life Sciences, 13(3), 279–288.
- Encyclopedia of Mythology. (In Russ.) https://gufo.me/dict/mythology_encyclopedia/
- Escritas, Luís de Camões. https://www.escritas.org/pt/luis-de-camoes
- Espinosa, A.E. (2013). El efecto mariposa, una metáfora socialmente creativa. Saarbrücken: Editorial Académica Española.
- Gladkova, A.A. (2009). On the question of the artistic symbolism of the butterfly image in Russian and English literature. Actual problems of the humanities and natural sciences, 3–2, 39–40. (In Russ.)
- Kerlot, J.E. (1994). Dictionary of symbols. Мoscow: REFL-book. (In Russ.)
- Mello, C. de, Mello, B.S., & Mello, R.A. (2022). Quando a borboleta voa em direção ao infinito. Revista Gestão & Políticas Públicas, 12(1), 161–165.
- Ovcharenko, O.A. (2023). Literature of Portugal. Moscow: Direct-Media. (In Russ.)
- Poesias de Manuel Maria de Barbosa du Bocage: em 6 t. (1853). T. 2. Lisboa: Casa do Editor A. J. F. Lopes.
- Rustamova, D.A. (2021). Lingua-cognitive aspect of metaphoric euphemization. Globus: Social Sciences, 1(35), 28–30.
- Tresidder, J. (1999). Dictionary of symbols. Trans. from English by S. Palko. Мoscow: FAIR-Press. (In Russ.)
- Trueblood, A.S. (1977). La mariposa y la llama: motivo poético del Siglo de Oro. Actas del Quinto Congreso Internacional de Hispanistas. Bordeaux: Université de Bordeaux. Vol. 2. P. 829–837.
- Ugryumov, V.E. (2022). The origin of the butterfly: the image of liberation from crowding in the works of S.T. Aksakov. Aksakov Collection, 8, 76–88. (In Russ.)
- Vasilenko, A.P., & Rybakina, V.S. (2023). Figurative combinations as a translator of the insectological code of culture (based on the images “ladybug”, “butterfly”, “dragonfly” in French and Russian). Philological aspect, 1(93), 88–93. (In Russ.)
Дополнительные файлы
