«Обитель» Захара Прилепина: осмысление опыта христианской жертвенности в романе
- Авторы: Щепалина Е.А.1
-
Учреждения:
- Самарская духовная семинария
- Выпуск: Том 29, № 2 (2024): Африканские медиа в новой реальности: перепозиционирование медиаисследований
- Страницы: 243-250
- Раздел: Литературоведение
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-9220/article/view/319202
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2024-29-2-243-250
- EDN: https://elibrary.ru/TEQABU
- ID: 319202
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассматриваются особенности осмысления христианского традиционного опыта в романе Захара Прилепина «Обитель». Исторический роман современного писателя, посвященный трагической теме Соловков, по-своему говорит о христианской жертвенности и покаянии. Мученичество, страдание и сострадание, являющиеся соприродными христианству, становятся важными духовными основаниями в творчестве Ф.М. Достоевского и деятелей русского религиозного Ренессанса с его представлениями о «богочеловечестве», что находит отражение в романе «Обитель»: борьба между «богочеловеческим» и «человекобожеским» прослеживается в тексте повсеместно. В роман вплетаются и классические произведения русской литературы, и философские представления о «сверхчеловеке», усиливающие интертекстуальность «Обители»: стать «человеком-зверем» или прояснить в себе Божий лик - вот тот духовно-нравственный выбор, перед которым оказываются герои романа. Однако в задачу писателя не входит показать полное преображение героев: их поступки балансируют между звериностью и возможностью жертвы и покаяния, и весьма часто эта возможность не реализуется. Особенно ярко это видно ближе к финалу романа: обнажаются все желания героев, остается только нутро человеческое, жаждущее земного, телесного, а для этого зачастую нужно «сойти с Креста».
Ключевые слова
Об авторах
Екатерина Александровна Щепалина
Самарская духовная семинария
Автор, ответственный за переписку.
Email: katerina-shhepalina@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0003-6459-1081
кандидат филологических наук, доцент кафедры классического и зарубежного языкознания, Самарская духовная семинария; исполнитель проекта, отдел сопровождения научных проектов, Русская христианская гуманитарная академия имени Ф.М. Достоевского
Российская Федерация, 443110, Самара, ул. Радонежская, д. 2Список литературы
- Dostoevsky, F.M. (1976). Complete works (vol. 14). Leningrad: Nauka. (In Russ.)
- Zamyatin, E. (2003). We. Collected Works (vol. 2, pp. 211–368). Moscow: Russkaya Kniga Publ. (In Russ.)
- Camus, A. (1990). The rebellious man. Philosophy. Policy. Art. Moscow: Politizdat Publ. (In Russ.)
- Likhachev, D.S. (1980). Solovki in the history of Russian culture. Architectural and Artistic Monuments of the Solovetsky Islands (pp. 9–42). Moscow: Iskusstvo Publ. (In Russ.)
- Martin, E. (2022). The idea of the overman in F. Nietzsche's philosophy: New values beyond humanity. Vestnik of Northern (Arctic) Federal University. Series: Humanitarian and Social Sciences, 22(6), 74–82. (In Russ.)
- Mochulsky, K.V. (1980). Dostoevsky. Life and art. Paris: YMCA-Press. (In Russ.)
- Nietzsche, Fr. (2007). Complete works (vol. 4). Moscow: Kul'turnaya Revolyutsiya Publ. (In Russ.)
- Prilepin, Z. (2015). The abode. Moscow: AST Publ. (In Russ.)
- Sartre, J.-P. (1999). With dirty hands. Plays. Moscow: AST Publ. 432 p. (In Russ.)
- Soloviev V.S. (1994) Readings about God-manhood. In V.S. Soloviev, Readings about God-manhood. Articles. Poems and Poetry. From “Three Conversations...”: A Short Story about the Antichrist (A.B. Muratov, Сomp. and Approx). St. Petersburg: Khudozhestvennaya Literatura Publ. (In Russ.) URL: http://lib.ru/HRISTIAN/SOLOWIEW/chteniya.txt (аccessed: 15.02.2024).
Дополнительные файлы
