Пространство и повествование в рассказе Е.И. Замятина «Встреча»
- Авторы: Подолина Е.С.1
-
Учреждения:
- Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
- Выпуск: Том 30, № 3 (2025): НОВЫЙ ГОЛОС ИНДИИ: МЕДИА, КУЛЬТУРА И КОММУНИКАЦИИ
- Страницы: 500-507
- Раздел: Литературоведение
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-9220/article/view/349216
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2025-30-3-500-507
- EDN: https://elibrary.ru/ZJYRHA
- ID: 349216
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассказ Е.И. Замятина «Встреча» практически не изучался исследователями как самостоятельное произведение. Вместе с тем он представляет значительный интерес в контексте рецепции кинематографа в литературе первой половины XX в. и в произведениях русского зарубежья первой волны эмиграции. В это время писатель, как и многие его современники, обращался к проблеме взаимодействия литературы и кино, пытался разгадать феномен киноискусства, а также работал над сценариями. В этой связи отражение темы кино в художественном творчестве писателя объяснимо и закономерно. В статье рассматривается место рассказа в рамках позднего периода творчества Замятина. Кроме того, долгое время недооцененной оставалась роль художественного пространства. В то же время анализ повествования в произведении был освещен в отдельных работах современных литературоведов, но основное внимание авторов было сосредоточено на заимствованных из кинематографа повествовательных приемах, указании на присутствие ненадежного рассказчика. Цель - выявление особенностей художественного пространства и его связь с повествованием. Исследование опирается на описательно-функциональный, культурно-исторический и герменевтико-интерпретационный методы. Анализируется изображение пространства в соответствии со сложившимся образом кинематографа в Серебряном веке и установками писателя: отношением к киноискусству, мировоззрением, творческими принципами. Исследуется роль данной категории в организации повествования, очевидно их взаимодействие. Результаты показали, что образы и действия героев согласуются с окружающей их действительностью. Доказана связь между художественным пространством рассказа и особенностями повеств ования. В заключении делается вывод о возможном соотнесении характерных для XX в. образов кинематографа с общими мировоззренческими установками и творческими взглядами Замятина, их отображением в рассказе «Встреча» на разных уровнях.
Об авторах
Екатерина Сергеевна Подолина
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: espodolina@gmail.com
ORCID iD: 0009-0005-1572-5017
SPIN-код: 2381-6546
аспирант кафедры теории литературы
Российская Федерация, 119991, Москва, ул. Ленинские горы, д. 1Список литературы
- Davydova, T.T. (2001). The creative evolution of Yevgeny Zamyatin in the context of Russian literature of the 1910–1930s [Doctoral Dissertation]. Moscow. (In Russ.)
- Gubanova, T.V. (2005). ‘Chekhov’s Word’ in the Works of E.I. Zamyatin [Doctoral Dissertation]. Tambov. (In Russ.)
- Gubina, N.V. (2007). Poetics of the titles in the prose of E.I. Zamjatin: Title – Text – Metatext. The world of science, culture and education, (4), 97–104. (In Russ.)
- Lotman, Yu.M. (2000). On the metalanguage of a typological description of culture. In Yu.M. Lotman, Semiosphere. Saint Petersburg: Iskusstvo-SPB Publ. (In Russ).
- Merezhkovskij, D.S. (1995). L. Tolstoy and Dostoevsky. Eternal companions: essays. Moscow: Respublika Publ. (In Russ.)
- Shopengauer, A. (1992). On the insignificance and sorrows of life. In A. Shopengauer, I.S. Narskij (Compiler, author of introduction and notes), The Collected Works of Arthur Schopenhauer. Moscow: Prosveshhenie Publ. (In Russ.)
- Skafty’mov, A.S. (1972). Ideas and forms in Tolstoy’s works. In A.S. Skafty’mov, Moral Quests of Russian Writers: Articles and Research on Russian Classics. Moscow: Khudozhestvennaya literatura Publ. (In Russ.)
- Strelets, L.I. (2019). Playing with the reader in ‘theatrical’ stories by E. Zamyatin. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, (1), 105–112. (In Russ.)
- Vy’sochanskaya, A.M. (2018). Reception of the cinema art in Russian literature of the first half of the 20th century [Doctoral Dissertation]. Moscow. (In Russ.)
- Zamyatin, E.I. (2003). Cinema. In E. Zamyatin, Collected edition (Vol. 4, Conversations Heresy). Moscow: Russkaya kniga Publ. (In Russ.)
Дополнительные файлы

