Анализ представленности экологической проблематики в социальных сетях региональных интернет-СМИ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Выполнен количественный анализ экологического контента в профильных группах социальных сетей региональных интернет-СМИ, а именно в популярной среди молодежи соцсети «ВКонтакте». Представлена попытка измерить степень вовлеченности медиааудитории в экологическую проблематику региона, дана оценка социальной рефлексии по поводу экологических текстов. Выявлена динамика (через лайки, репосты и комментарии) социального самочувствия, характерного для аудитории региональных интернет-СМИ. В качестве эмпирического материала использовались наиболее популярные ресурсы - сетевые издания 74.ru и 1obl.ru. Представлен теоретический обзор источников по изучаемому вопросу, в том числе работы отечественных и зарубежных ученых разных специальностей. Достигнуты качественные результаты: выявлены языковые особенности конструирования текстов, отражающие реакцию аудитории на экологические события. Новизна исследования заключается в выбранном подходе и ракурсе рассмотрения проблемы, в комбинации используемых методов для сбора данных, в частности проведен сравнительный анализ подачи экологической информации в официальных источниках СМИ и их представленность в социальных сетях. Основной вывод, полученный в ходе исследования, заключается в том, что экотексты проблемного в экологическом отношении региона не обеспечивают высокую вовлеченность пользователей, при этом они косвенно выражают поведенческие намерения, реакции аудитории, в том числе социальное самочувствие.

Об авторах

Лидия Камиловна Лободенко

Южно-Уральский государственный университет

Email: lobodenkolk@susu.ru
ORCID iD: 0000-0002-0809-1686

доктор филологических наук, директор Института медиа и социально-гуманитарных наук, профессор кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью

Российская Федерация, 454080 Челябинск, пр-кт Ленина, д. 76

Ольга Владимировна Перевозова

Южно-Уральский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: perevozovaov@susu.ru
ORCID iD: 0000-0002-1593-1727

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью

Российская Федерация, 454080 Челябинск, пр-кт Ленина, д. 76

Анна Борисовна Череднякова

Южно-Уральский государственный университет

Email: cheredniakovaab@susu.ru
ORCID iD: 0000-0002-5681-8800

доктор педагогических наук, доцент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью

Российская Федерация, 454080 Челябинск, пр-кт Ленина, д. 76

Ольга Юрьевна Харитонова

Южно-Уральский государственный университет

Email: kharitonovaoi@susu.ru
ORCID iD: 0000-0001-6124-3055

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью

Российская Федерация, 454080 Челябинск, пр-кт Ленина, д. 76

Список литературы

  1. Anisimova, A.S. (2016). Internet relations in modern society: Problems of streamlining. Science Journal of Volgograd State University. Series 5. Jurisprudence, 30(1), 58–63. (In Russ.)
  2. Bennett, L.W. (2003). Communicating global activism: Strengths and vulnerabilities of networked politics. Information, Communication & Society, 6(2), 143–168. http://doi.org/10.1080/1369118032000093860
  3. Dobrinskaya, D.E. (2016). Sociological understanding of Internet: Theoretical approaches to the network analysis. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science, 22(4), 43–64. (In Russ.) http://doi.org/10.24290/1029-3736-2016-22-4-43-64
  4. Dridze, T.M. (1996). Social communication as a textual activity in semiosociopsychology. Social Sciences and Modernity, (3), 145–152. (In Russ.)
  5. Han, R., & Xu, J. (2020). A comparative study of the role of interpersonal communication, traditional media and social media in pro-environmental behavior: A China-based study. International Journal of Environmental Research and Public Health, 17(6), 1883. http://doi.org/10.3390/ijerph17061883
  6. Han, W., McCabe, S., Wang, Y., & Chong, A.Y.L. (2018). Evaluating user-generated content in social media: An effective approach to encouraging greater pro-environmental behavior in tourism? Journal of Sustainable Tourism, 26(4), 600–614. http://doi.org/10.1080/09669582.2017.1372442
  7. Hynes, N., & Wilson, J. (2016). I do it, but don't tell anyone! Personal values, personal and social norms: Can social media play a role in changing pro-environmental behaviours? Technological Forecasting and Social Change, 111, 349–359. http://doi.org/10.1016/J.TECHFORE.2016.06.034
  8. Karpus, Ch.T. (2018). Fifteen minutes of shame: Social media and 21st century environmental activism. Villanova Law Environmental Law Journal, 29(1), 101.
  9. Liu, Y., & Li, X. (2021). Pro-environmental behavior predicted by media exposure, SNS involvement, and cognitive and normative factors. Environmental Communication, 15(7), 954–968. http://doi.org/10.1080/17524032.2021.1922479
  10. Lobodenko, L.K., & Bashtanar, I.M. (2016). Regional Internet media in social networks: Transformation of media content. Philology. Theory & Practice, 69(5, part 3), 29–34 (In Russ.)
  11. Ma, D. (2012). Visualizing of social media data: Mapping changing social networks. Dis. Theses. University of Twente.
  12. Malathi, A., & Radha, D. (2016). Analysis and visualization of social media networks. 2016 International Conference on Computation System and Information Technology for Sustainable Solutions (pp. 58–63). http://doi.org/10.1109/CSITSS.2016.7779440
  13. Muniz-Rodriguez, K., Ofori, S.K., Bayliss, L.C., Schwind, J.S., Diallo, K., Liu, M., Yin, J., Chowell, G., & Fung, I.C.H. (2020). Social media use in emergency response to natural disasters: A systematic review with a public health perspective. Disaster Medicine and Public Health Preparedness, 14(1), 139–149. http://doi.org/10.1017/dmp.2020.3
  14. Nielsen, R.K., & Schrøder, K.C. (2014). The relative importance of social media for accessing, finding and engaging with news: An eight-country cross-media comparison. Digital Journalism, 2(4), 472–489. http://doi.org/10.1080/21670811.2013.872420
  15. Obukhov, K.N. (2008). Network as the social structure: Model of net communication in Manuel Castell’s theory. Bulletin of Udmurt University. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy, 3(1), 107–110. (In Russ.)
  16. Selezenev, R.S., & Skripak, R.I. (2013). Social networks as a phenomenon of information society and specific social relations within them. Bulletin of Kemerovo State University, (2–3), 125–131. (In Russ.)
  17. Slaughter, L.D. (2008). TreeHuggerTV: Re-visualizing environmental activism in the post-network era. Environmental Communication: A Journal of Nature and Culture, 2(2), 212–228. http://doi.org/10.1080/17524030802141760
  18. Snook, K., Duke, C., Finch, K., Fu, K.-W., Tse, Z.T.H., Adhikari, A., & Fung, I.C.-H. (2015). How social media is used during natural disasters, environmental disasters, and other environmental concerns: a scoping review. 8th Annual Conference on the Science of Dissemination and Implementation in Health Retrieved May 9, 2022, from https://academyhealth.confex.com/academyhealth/2015di/meetingapp.cgi/Paper/7749
  19. Sovacool, B.K., Xu, X., De Rubens, G.Z., & Chen, C.-F. (2020). Social media and disasters: Human security, environmental racism, and crisis communication in hurricane Irma Response. Environmental Sociology, 6(3), 291–306. http://doi.org/10.1080/23251042.2020.1753310
  20. Zhbannikova, O.D. (2016). Forms and methods of covering environmental problems in Russian Internet resources. Barnaul: Altai State University. (In Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».