Основные подходы к типологии цифровых медиаплатформ
- Авторы: Поляков М.Л.1,2
-
Учреждения:
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
- Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации
- Выпуск: Том 27, № 2 (2022): РЕЦЕПЦИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА ЗА РУБЕЖОМ
- Страницы: 399-413
- Раздел: Журналистика
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-9220/article/view/318964
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2022-27-2-399-413
- ID: 318964
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Цифровые платформы в последние годы находятся в центре внимания исследователей со всего мира. Их изучение ведется в контексте таких дисциплин, как коммуникативистика, социологии, менеджмент, информационные технологии, экономика. Исследователи используют различные подходы к определению того, что представляет собой платформа, к их концептуализации и систематизации. В центре внимания статьи - теоретические взгляды на цифровые платформы последних десяти лет и авторская типология цифровых платформ. Исследуется определение понятия «цифровая платформа» в работах 2010-2021 годов, проведен критический анализ вариантов классификации платформ, сделаны выводы об общих элементах платформ, сходных определениях и принципах их типизации. Автор отдельно рассматривает платформы, работающие по рекламной модели, вводит термин медиаплатформы . Именно эти платформы создали новые сегменты рекламного рынка - контекстную и таргетированную рекламу, заняв лидирующие позиции на глобальном и российском медиарынке. Определения и типология цифровых платформ в целом и описание сегмента рекламных платформ в частности могут быть использованы в вузах, где готовят специалистов по направлениям «Медиакоммуникации», «Журналистика», «Реклама и связи с общественностью», «Экономика».
Об авторах
Максим Львович Поляков
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации
Автор, ответственный за переписку.
Email: polyakov-ml@ranepa.ru
ORCID iD: 0000-0001-6110-7045
старший преподаватель кафедры интегрированных коммуникаций, автор и руководитель магистратуры «Цифровые коммуникации и новые медиа» Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), профессор кафедры международной журналистики Московского государственного института международных отношений (МГИМО).
Российская Федерация,119571, Москва, проспект Вернадского, 82, корп. 2; Российская Федерация, 119454, Москва, пр-кт Вернадского, д. 76Список литературы
- Asadullap, A., Faik, I., & Kankanhalli, A. (2018). Digital Platforms: A Review and Future Directions. PACIS.
- Boudreau, K.J., & Lakhani, K.R. (2009). How to Manage Outside Innovation. MIT Sloan Management Review, 50(4), 69–76.
- Bratton, B. (2016). The Stack: On Software and Sovereignty. MIT Press.
- Carr, N. (2009). The Big Switch: Rewiring the World, from Edison to Google. W.W. Norton & Company.
- Economides, N., & Katsamakas, E. (2006). Two-Sided Competition of Proprietary vs. Open Source Technology Platforms and the Implications for the Software Industry. Management Science, 52(7), 1057–1071. https://doi.org/10.1287/mnsc.1060.0549
- Eisenmann, T., Parker, G., & Van Alstyne, M.W. (2006). Strategies for Two-Sided Markets. Harvard Business Review, 84(10), 1–12.
- Eriksson, M., Fleischer, R., Johansson, A., Snickars, P., & Vonderau, P. (2019). Spotify Teardown: Inside the Black Box of Streaming Music. Cambridge: MIT Press.
- Evans, D.S., & Schmalensee, R. (2016). The Matchmakers: The New Economics of Multisided Platforms. Boston: Harvard Business Review Press.
- Faraj, S., Krogh, G. Von, Monteiro, E., & Lakhani, K.R. (2016). Online Community as Space for Knowledge Flows. Information Systems Research, 27(4), 668–684.
- Farrell, J., & Garth, S. (1985). Standardization, Compatibility, and Innovation. The RAND Journal of Economics, 16(1), 70–83.
- Gawer, A., & Cusumano, M.A. (2002). Platform Leadership: How Intel, Microsoft, and Cisco Drive Industry Innovation. Brighton: Harvard Business School Press.
- Hagiu, A. (2007). Merchant or Two-Sided Platform? Review of Network Economics, 6(2), 115–133.
- Hagiu, A. (2014). Strategic Decisions for Multisided Platforms. MIT Sloan Management Review, 55(2), 71–80.
- Katz, M.L., Shapiro, C. (1985). Network Externalities, Competition, and Compatibility. The American Economic Review, 75(3), 424–440.
- Koh, T.K., Fichman, M. (2014). Multihoming users’ preferences for two-sided exchange networks. Mis Quarterly, 38(4), 977–996.
- Markova, V. (2018). Company business models based in platforms. Voprosy Economiki, (10), 127–135. (In Russ.)
- McAfee, A., & Brynjolfson, E. (2019). Machine, Plarform, Crowd. Moscow: Mann-Ivanov-Farber. (In Russ.)
- Nielsen, R.K., & Ganter, S.A. (2018). Dealing with Digital Intermediaries: A Case Study of the Relations between Publishers and Platforms. New Media & Society, 20(4), 1600–17.
- NGO Digital Economy. (2018). About platforms types. Retrieved from https://dataeconomy.ru/ 20180428_01 (In Russ.)
- Parker, G.G., Van Alstyne, M.W., & Choudary, S.P. (2016). Platform Revolution: How Networked Markets are Transforming the Economy and How to Make Them Work for You. New York: WW Norton & Co.
- Parker, G.G., & Van Alstyne, M.W. (2005). Two-Sided Network Effects. A Theory of Information Product Design, Management Science, 51(10), 1494–1504.
- Poell, Th. (2020). Three Challenges for Media Studies in the Age of Platforms. Television and Media. SAGE Journals. Retrieved May 25, 2022, from https://doi.org/10.1177/1527476420918833
- Poniatowski, M., Lüttenberg, H., Beverungen, D., & Kundisch, D. (2021). Three layers of abstraction: a conceptual framework for theorizing digital multi-sided platforms. Information Systems and e-Business Management, 20, 257–283.
- Rochet, J.-C., & Tirole, J. (2003). Platform Competition in Two-Sided Markets. Journal of the European Economic Association, 1(4), 990–1029.
- Rochet, J.-C., & Tirole, J. (2006). Two-Sided Markets: A Progress Report. The Rand Journal of Economics, 37(3), 645–667.
- Seamans, R., & Zhu, F. (2013). Responses to Entry in Multi-Sided Markets: The Impact of Craigslist on Local Newspapers. NET Institute Working Paper. (10–11). Retrieved May 25, 2022, from https://ssrn.com/abstract=1694622
- Sehl, A., Cornia, A., & Nielsen, R.K. (2018). Public Service News and Social Media. Oxford: Reuters Institute for the Study of Journalism.
- Shapiro, C., & Varian, H. (2008). Information Rules. A Strategic Guide to The Network Economy. Retrieved May 25, 2022, from https://doi.org/10.2307/1183273
- Srnicek, N. (2019). Platform Capitalism. Moscow: HSE Publishing. (In Russ.)
- Tiwana, A., Konsynski, B., & Bush, A.A. (2010). Platform evolution: Coevolution of platform architecture, governance, and environmental dynamics. Information Systems Research, 21(4), 675–687.
- Vaculenko, M., & Singh, S. (2016). The Guide to Platform Business Models. Platform Hunt blog. Retrieved May 25, 2022, from https://medium.com/platform-hunt/the-platformbusiness-model-guide-6e86f5c5679b
- Van der Aalst, W., Hinz, O. & Weinhardt, C. (2019). Big Digital Platforms. Business & Information Systems Engineering, 61, 645–648.
- Yoo, Y., Boland, R.J., Lyytinen, K., & Majchrzak, A. (2012). Organizing for Innovation in the Digitized World. Organization Science, 23(5), 1398–1408.
Дополнительные файлы
