Мусульманское духовенство vs. власть в современном Афганистане: взгляд из Узбекистана
- Авторы: Хайдаров А.А.1
-
Учреждения:
- Ташкентский государственный университет востоковедения
- Выпуск: Том 20, № 4 (2020): Новые параметры регионального миротворчества
- Страницы: 747-762
- Раздел: МИР И БЕЗОПАСНОСТЬ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-0660/article/view/320258
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-0660-2020-20-4-747-762
- ID: 320258
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Существенные геополитические перемены, происходящие в современном мире в последние десятилетия, заставляют по-новому взглянуть на роль ислама и духовенства в политических процессах ряда стран мусульманского мира. Особенно актуальной она выглядит в Афганистане, в котором более четырех десятилетий ведется война под лозунгами ислама. Целью данного исследования является анализ взаимоотношений государства и мусульманского духовенства, исламских институтов в ходе развития политических процессов в Афганистане с середины 1970-х гг. Автор акцентирует внимание на основных конфликтогенных причинах, обусловивших противостояние государства и влиятельной части мусульманского духовенства в Афганистане. Показано становление исламской оппозиции и ее противодействие нововведениям и реформам в ходе попыток модернизации сначала по советскому образцу (1978-1992 гг.), а затем усилий по демократизации афганского общества, предпринимаемых в Афганистане с конца 2001 г. при содействии международного сообщества. Работа строится на изучении фактического исторического материала, хроники событий последнего десятилетия и личных наблюдений автора в ходе работы в Афганистане в указанный период; использованы аналитические материалы, опубликованные на страницах английских и российских масс-медиа. Методологической основой выступает сравнительно-исторический метод; исследование базируется на принципах историзма, достоверности и научной объективности. Автор приходит к выводу, что в основе конфликтной ситуации лежат ошибки и недооценка государством роли и влияния мусульманского духовенства и исламских институтов страны. Отмечается, что недавно достигнутые американо-талибские договоренности, а также содействие таких влиятельных игроков, как Россия, вселяют надежду на запуск прямого межафганского переговорного процесса, который, по всей видимости, будет непростым и тернистым. Проведенный анализ также говорит о том, что успешность разрешения конфликтных ситуаций в странах, где традиционно сильно влияние ислама, во многом зависит от правильного выстраивания взаимоотношений с духовенством и нахождения взаимоприемлемого компромисса.
Об авторах
Абдусамат Ахатович Хайдаров
Ташкентский государственный университет востоковедения
Автор, ответственный за переписку.
Email: akhat54@gmail.com
доктор политических наук, профессор
Ташкент, Республика УзбекистанСписок литературы
- Akimbekov, S.M. (2003). Afghan Knot and Security Problems in Central Asia. Almaty. (In Russian).
- Barfield, T.J. (2012). Shari’a in Afghanistan. Review of Faith and International Affairs, 10 (4), 42—52. doi: 10.1080/15570274.2012.739886
- Dodwell, B. & Rassler, D.A. (2017). View from the CT Foxhole: General John W. Nicholson, Commander, Resolute Support and U.S. Forces — Afghanistan. Combating Terrorism Center at West Point, 10 (2), 12—16.
- Giustozzi, A. (2008). Afghanistan: Transition without End: An Analytical Narrative on State-Making. London: LSE Development Studies Institute.
- Giustozzi, A. (2012). Hearts, Minds, and the Barrel of a Gun: The Taliban’s Shadow Government. Prism, 3 (2), 71—80.
- Jackson, A. & Amiri, R. (2019). Insurgent Bureaucracy: How the Taliban Makes Policy. Washington: United States Institute of Peace.
- Jones, S.G. (2008). Counterinsurgency in Afghanistan. Santa Monica, CA: RAND National Defense Research Institute.
- Kadyrov, Sh. (1998). Turkmenistan in the 21st Century. Bergen: Bodoni Hus. (In Russian).
- Korgun, V.G. (2004). History of Afghanistan: 20th Century. Moscow: Kraft + publ. (In Russian).
- Martynkin, A. & Khomenko, S. (2014). Islam in the Afghan Conflict: Last Quarter of the Twentieth — Early Twenty-First Centuries. Central Asia and the Caucasus, 17 (4), 144—155. (In Russian).
- Nazarov, T. & Sattorzoda, A. (2006). Diplomatiyai muosiri tochik [Modern Tajik Diplomacy]. Dushanbe: Irfon. (In Tajik).
- Paramonov, V. (2000). Formation of the Geopolitical Situation in Central Asia — External Factors. Central Asia and the Caucasus, 1, 14—21. (In Russian).
- Plastun, V. & Andrianov, V. (1998). Najibulla. Afghanistan in the Grip of Geopolitics. Moscow: Biograficheskii Institut publ. (In Russian).
- Roy, O. (1994). The Failure of Political Islam. Cambridge: Harvard University Press.
- Slinkin, M.F. (1999). People’s Democratic Party of Afghanistan in Power (1978—1979). Simferopol: Simferopol’skii gosudarstvennyi universitet publ. (In Russian).
- Slinkin, M.F. (2005). Ethnic Problem in Afghanistan (Historical and Political Analysis). Culture of the Peoples of the Black Sea Region, 66, 46—60. (In Russian).
- Smagulov, A. (2013). Expert Review of the Impact of the Afghan Confrontation on the Political and Economic Situation in Central Asia. Bishkek: Universitet Tsentral’noi Azii publ. (In Russian).
- Spolnikov, V.N. (1987). Afghanistan: Islamic Counter-Revolution. Moscow: Nauka publ. (In Russian).
- Tariq, M.O., Borchgrevink, K. & Harpviken, K. (2011). Building Trust and Institutions. Religious Institution-Building in Afghanistan: An Exploration. Oslo: Peace Research Institute Oslo.
- Weigand, F. (2017). Afghanistan’s Taliban — Legitimate Jihadists or Coercive Extremists? Journal of Intervention and Statebuilding, 11 (3), 359—381. DOI: 17502977.2017.1353755
- Yuldasheva, G. (2013). The Iranian-Pakistani Factor in the Geopolitics of Central and South Asia. Central Asia and the Caucasus, 15 (2), 32—41.
- Zaeef, A.S. (2010). My Life with the Taliban. London: C. Hurst & Co.
Дополнительные файлы

