Локальная гегемония: китайские СЭЗ в Маврикии и Замбии

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Специальные экономические зоны (СЭЗ) Китая в Африке, тесно связанные с проектом «Один пояс, один путь», представляют собой слабо изученный феномен в международных отношениях. Авторы исходят из того, что традиционные для тематики СЭЗ направления исследований не учитывают специфики данного типа экономических зон, создаваемых на территории страны зарубежным государством (иностранных СЭЗ). Зачастую такие зоны возникают на территориях с ограниченной государственностью. Концепция территориальности, через призму которой некоторые исследователи рассматривают иностранные СЭЗ, на настоящий момент не в полной мере учитывает особенности этого феномена, что препятствует проведению глубокого анализа. Цель настоящего исследования заключается в представлении нового теоретического осмысления иностранных СЭЗ и разработке соответствующего понятийно-концептуального аппарата. Предлагается обратиться к концепции гегемонии, основанной на обширной теоретической базе как китайских, так и западных исследователей, включая теорию гегемонистической стабильности, трихотомию власти Я. Сюэтуна и работы, в которых нашли отражение идеи А. Грамши. В развитие данных подходов авторами предлагается концепция «локальной гегемонии». На основе эмпирического материала о СЭЗ, созданных Китаем в Маврикии и Замбии, проводится сравнительное исследование для выявления факторов успеха таких зон и изучения эффекта перетекания, который способствует развитию африканских стран. Отмечается высокий уровень развития институтов в Маврикии и сравнительно низкий - в Замбии. Подчеркивается роль месторождений меди в успешном функционировании СЭЗ в Замбии. В результате сравнения указываются причины неэффективности СЭЗ в Маврикии. Авторами делается вывод об эффективной применимости концепции локальной гегемонии к иностранным СЭЗ, выдвигается гипотеза об устойчивости таких зон и их эффективности с точки зрения развития государства, в котором они располагаются.

Об авторах

Александр Дмитриевич Несмашный

МГИМО МИД России

Автор, ответственный за переписку.
Email: alexnesmash@yandex.ru

стажер Института международных исследований

Москва, Российская Федерация

Юлия Александровна Никитина

МГИМО МИД России

Email: seminar-nikitina@yandex.ru

кандидат политических наук, доцент кафедры мировых политических процессов, ведущий научный сотрудник Центра постсоветских исследований

Москва, Российская Федерация

Список литературы

  1. Aggarwal, A. (2012). SEZ-led Growth in Taiwan, Korea, and India: Implementing a Successful Strategy. Asian Survey, 52 (5), 872–899. doi: 10.1525/as.2012.52.5.872
  2. Allan, B.B., Vucetic, S. & Hopf, T. (2018). The Distribution of Identity and the Future of International Order: China’s Hegemonic Prospects. International Organization, 72 (4), 839—869. doi: 10.1017/S0020818318000267
  3. Anderson, P. (2018). The Peripeteia of Hegemony. Moscow: Gaidar Institute publ. (In Russian).
  4. Arnold, D. (2012). Spatial Practices and Border SEZs in Mekong Southeast Asia. Geography Compass, 6 (12), 740—751. doi: 10.1111/gec3.12012
  5. Arrihi, G. (2006). The Long Twentieth Century: Money, Power and the Origins of Our Time. Moscow: Territorija Budushhego publ. (In Russian).
  6. Arutjunova, I.A., Kirova, I.V. & Popova, T.L. (2014). Factors of China’s Success in Africa. Current Issues of Humanitarian and Natural Sciences, 3—4, 152—158. (In Russian).
  7. Baissak, C. (2015). Planned Obsolescence? Export Processing Zones and Structural Reform in Mauritius. In: Farole, T. & Akinci, G. (Eds.). Special Economic Zones: Progress, Emerging Challenges, and Future Directions. Washington, DC: The World Bank. P. 227—244.
  8. Bakakin, R.N. (2016). Feautures of State Regilation of Economy with the Use of the System of Special Economic Zones. Ekonomika i socium, 5 (1), 5—9.
  9. Boulding, K.E. (1963). Conflict and Defense: A General Theory. New York: Harper.
  10. Bräutigam, D. & Tang, X. (2014). “Going Global in Groups”: Structural Transformation and China’s Special Economic Zones Overseas. World Development, 63, 78—91. doi: 10.1016/j.worlddev.2013.10.010
  11. Bräutigam, D. & Xiaoyang, T. (2012). Economic Statecraft in China’s New Overseas Special Economic Zones: Soft Power, Business or Resource Security? International Affairs, 88 (4), 799—816. doi: 10.1111/j.1468-2346.2012.01102.x
  12. Bräutigam, D., & Xiaoyang, T. (2011). African Shenzhen: China’s Special Economic Zones in Africa. The Journal of Modern African Studies, 49 (1), 27—54. doi: 10.1017/S0022278X10000649
  13. Bräutigam, D., Farole, T. & Xiaoyang, T. (2010). China’s Investment in African Special Economic Zones: Prospects, Challenges, and Opportunities. Washington, DC: The World Bank Economic Premise.
  14. Brown, J.A. (2019). Territorial (In) Coherence: Labour and Special Economic Zones in Laos's Border Manufacturing. Antipode, 51, 438—457. doi: 10.1111/anti.12462
  15. Callahan, W.A. (2008). Chinese Visions of World Order: Post-hegemonic or a New Hegemony? International Studies Review, 10 (4), 749—761. doi: 10.1111/j.1468-2486.2008.00830.x
  16. Campbell, H. (2008). China in Africa: Challenging US Global Hegemony. Third World Quarterly, 29 (1), 89—105. doi: 10.1080/01436590701726517
  17. Carmody, P., Hampwaye, G. & Sakala, E. (2012). Globalisation and the Rise of the State? Chinese Geogovernance in Zambia. New Political Economy, 17 (2), 209—229. doi: 10.1080/13563467.2011.552107
  18. Cowaloosur, H. (2015). Re-inscribing Dependency: The Political Economy of Mauritius Jinfei Economic and Trade Cooperation Zone Co. Ltd. [PhD Thesis]. St Andrews. URL: http://hdl.handle.net/10023/6444 (accessed: 27.10.2019).
  19. Cox, R. (1981). Social Forces, States, and World Orders: Beyond International Relations Theory. Millennium: Journal of International Studies, 10 (2), 125—155. doi: 10.1177/03058298810100020501
  20. Cox, R. (1983). Gramsci, Hegemony and International Relations: An Essay in Method. Millennium: Journal of International Studies, 12 (2), 162—175. doi: 10.1177/03058298830120020701
  21. Dannenberg, P., Yejoo, K. & Schiller, D. (2013). Chinese Special Economic Zones in Africa: A New Species of Globalization? African East-Asian Affairs, 0 (2), 4—14. doi: 10.7552/0-2-103
  22. Davies, M. (2008). China’s Developmental Model Comes to Africa. Review of African Political Economy, 35 (115), 134—137. doi: 10.1080/03056240802021450
  23. Demissie, A. (2017). Special Economic Zones: Integrating African Countries in China’s Belt and Road Initiative. In: Mayer, M. (Eds.). Rethinking the Silk Road. Singapore: Palgrave Macmillan, 69–84. doi: 10.1007/978-981-10-5915-5_4
  24. Deych, T.L. (2018). China in Africa: Neocolonial Power or “Win-Win” Strategy? Outlines of Global Transformations: Politics, Economics, Law, 11 (5), 119—141. doi: 10.23932/2542-0240-2018-11-5-119-141 (In Russian).
  25. Doucette, J. & Lee, S.-O. (2015). Experimental Territoriality: Assembling the Kaesong Industrial Complex in North Korea. Political Geography, 47, 53—63. doi: 10.1016/j.polgeo.2015.04.001
  26. Eisenlohr, P. (2002). Language and Identity in an Indian Diaspora: ‘Multiculturalism’ and Ethno-linguistic Communities in Mauritius. Internationales Asienforum, 33 (1—2), 101—114.
  27. Galiullina, G.F., Sharamko, M.M. & Andreeva, F.I. (2018). Institutional-Synergetic Approach in Benchmarking of Territorial Industrial Policy. R-Economy, 3 (3), 167—175. doi: 10.15826/recon.2017.3.3.019
  28. Gill, S. (Eds.). (1993). Gramsci, Historical Materialism and International Relations. New York: Cambridge University Press. doi: 10.1017/cbo9780511558993
  29. Gilpin, R. (1981). War and Change in World Politics. Cambridge: Cambridge University Press.
  30. Grinin, L.E. (2012). Chinese Model and Prospects of China’s Global Leadership. Age of Globalization, 2, 43—61. (In Russian).
  31. Haglund, D. (2009). In It for the Long Term? Governance and Learning among Chinese Investors in Zambia's Copper Sector. The China Quarterly, 199, 627—646. doi: 10.1017/S0305741009990130
  32. Huang, M. & Zhang, X. (2019). Construction of the Zambia—China Economic and Trade Cooperation Zone and South–South Cooperation. In: Meibo, H., Xiuli, X. & Xiaojing, M. (Eds.). South-South Cooperation and Chinese Foreign Aid. Singapore: Palgrave Macmillan, 257—273. doi: 10.1007/978-981-13-2002-6_16
  33. Jegathesan, D.J. & Ono, M. (2013). Strategic Action Initiatives for Economic Development: Trade and Investment Promotion in Zambia. In: Ohno, K. & Ohno, I. (Eds.). Diversity and Complementarity in Development Aid: East Asian Lessons for African Growth. London: Routledge. P. 205—228.
  34. Keohane, R. (1984). After Hegemony. Princeton: Princeton University Press.
  35. Khan, K. & Anwar, S. (2017). Special economic zones (SEZs) and CPEC: Background, challenges and strategies. In: 33rd AGM and conference on redefining prosperity paths in changing global economy: Opportunities and challenge for Pakistan, 12, 69—84. URL: https://www.pide.org.pk/psde/pdf/AGM32/papers/Special-Economic-Zones-SEZs.pdf (accessed: 12.12.2019).
  36. Kharkevich, M.V. (2014). Problematizing Governance in Territories of Limited Statehood: Formulation of the Problem. Journal of Law and Administration, 2 (31), 110—111. (In Russian).
  37. Kim, M. (2019). Real Driver of US–China Trade Conflict: The Sino-US Competition for Global Hegemony and Its Implications for the Future. International Trade, Politics and Development, 3 (1), 30—40. doi: 10.1108/itpd-02-2019-003
  38. Kindleberger, C. (1981). Dominance and Leadership in the International Economy: Exploitation, Public Goods, and Free Rides. International Studies Quarterly, 25 (2), 242—254. doi: 10.2307/2600355
  39. Korendyasov, E.N. (2012). New Prospects for Africa in Mineral Markets. Eurasian Metals Magazine, 5, 1—18.(In Russian).
  40. Korneiko, O.V. & Pestereva, A.V. (2016). Special Economic Zones and Industrial Clusters Development in China. Bulletin of Udmurt University. Series: Economics and Law, 26 (6), 34—40. (In Russian).
  41. Kostjunina, G.M. (2015). Special Economic Zones in the World and in Russia. URL: http://www.ehd.mgimo.ru/IORManagerMgimo/file?id=99044B3D-B93D-6C66-93F1-D97C2781EBCE (accessed: 01.10.2019). (In Russian).
  42. Layne, C. (2008). China’s Challenge to US Hegemony. Current History, 107 (705), 13–18.
  43. Layne, C. (2018). The US—Chinese Power Shift and the End of the Pax Americana. International Affairs, 94 (1), 89—111. doi: 10.1093/ia/iix249
  44. Liuhto, K. (2009). Russia’s Innovation Reform — the Current State of the Special Economic Zones. Revista de Management Comparat Internațional, 10 (1), 85–94.
  45. Loewen, B. & Raagmaa, G. (2018). Introduction to the Special Issue: Territoriality and Governance in the Globalizing European Eastern Peripheries. Administrative Culture, 18 (2), 89—101. doi: 10.32994/ac.v18i2.175
  46. Maslikhina, V.Y. (2016). Special Economic Zones in Russia: Results Evaluation and Development Prospects. International Journal of Economics and Financial Issues, 6 (S1), 275—279.
  47. Meng, G. (2017). Construction and Development of the Zambia–China Economic and Trade Cooperation Zone. Tropical Geography, 37 (2), 246—257. (In Chinese).
  48. Nicolas, F. (2017). Les investisseurs chinois en Éthiopie: l’alliance idéale? Paris: Notes d’Ifri.URL: https://www.ifri.org/sites/default/files/atoms/files/nicolas_investissements_chinois_ethiopie_2017.pdf (accessed: 12.12.2019).
  49. Oda, H. (1984). The Administration of Foreign Trade in the People’s Republic of China. The Developing Economies, 22 (2), 155—168. doi: 10.1111/j.1746-1049.1984.tb00657.x
  50. Okunev, I.Yu. (2018). Territorial and Spatial Identity: New Approach to the Basic Concepts. Comparative Politics Russia, 9 (1), 18—25. (In Russian).
  51. Panchenko, M.Yu. (2009). Neoliberal Governance Models of Regional International Order. Moscow University Bulletin. Series 21. Public Administration. 3, 35—44. (In Russian).
  52. Pastusiak, R., Bolek, M., Jasiniak, M. & Keller, J. (2018). Effectiveness of Special Economic Zones of Poland. Zbornik Radova Ekonomskog Fakulteta u Rijeci, 36 (1), 263—285. doi: 10.18045/zbefri.2018.1.263
  53. Peña, D.L.B., Cruz, A.A. & Moreno, P.G. (2017). Política Fiscal para Desarrollo: Implementación de Zonas Económicas Especiales en México. Líder, 19 (31), 67—84.
  54. Pidorycheva, I. (2017). Special Economic Zones: Key Lessons Learned from Global Experience. Ekonomicheskii vestnik Donbassa, 4 (50), 52—59.
  55. Pun, N. (2004). Women Workers and Precarious Employment in Shenzhen Special Economic Zone, China. Gender & Development, 12 (2), 29—36. doi: 10.1080/13552070412331332170
  56. Qiao, H. (2014). Lun woguo jingwai jingmao hezuoqu de fengxian fangfan wenti — yi Zanbiya-Zhongguo jingmao hezuoqu wei shijiao. Shangye shidai [On the Question of Risk Prevention in China’s Overseas Economic and Trade Cooperation Zone — the Case of China’s Economic and Trade Cooperation Zone in Zambia. The Trade Age], 15, 19—21. (In Chinese).
  57. Ramachandraiah, C. & Venkateswarlu, A. (2011). Dispossessing Tribals and the Poor from Lands: Land Laws and Administration in Andhra Pradesh, India. UU Report Submitted to the IS Academy Land Governance. Begumpet: Centre for Economic and Social Studies.
  58. Ruggie, J.G. (1993). Territoriality and Beyond: Problematizing Modernity in International Relations. International Organization, 47 (1), 139—174. doi: 10.1017/s0020818300004732
  59. Sautman, B. & Yan, H. (2012). The Chinese Are the Worst?: Human Rights and Labor Practices in Zambian Mining. Maryland Series in Contemporary Asian Studies, 3, 1—100.
  60. Scott, E. (2013). China Goes Global in Egypt: A Special Economic Zone in Suez. Stellenbosch: Centre for Chinese Studies.
  61. Shvetsov, A.N. (2017). Growth Points or Black Holes: How Efficient Are State Stimulation Tools for Territorial Development? Regional Research of Russia, 7 (2), 108—119. doi: 10.1134/s2079970517020071
  62. Sigler, T.J. (2014). Panama’s Special Economic Zones: Balancing Growth and Development. Bulletin of Latin American Research, 33 (1), 1—15. doi: 10.1111/blar.12035
  63. Snidal, D. (1985). The Limits of Hegemonic Stability Theory. International organization, 39 (4), 579—614. doi: 10.1017/s002081830002703x
  64. Sosnovskikh, S. (2017). Industrial Clusters in Russia: The Development of Special Economic Zones and Industrial Parks. Russian Journal of Economics, 3 (2), 174—199. doi: 10.1016/j.ruje.2017.06.004
  65. Starrs, S.K. (2018). Can China Unmake the American Making of Global Capitalism? Socialist Register 2019, 55, 173—200.
  66. Tantri, M.L. (2013). Trajectories of China’s Integration with the World Economy through SEZs: A Study of Shenzhen SEZ. China Report, 49 (2), 227—250. doi: 10.1177/0009445513491526
  67. Ter-Akopov, S.G. (2013). China’s Special Economic Zones as Important Driver of Economic Growth. Bukhgalterskii uchet v byudzhetnykh i nekommercheskikh organizatsiyakh, 24, 38—43. (In Russian).
  68. Wang, J.Q. & Li, B.L. (2013). Service-Oriented Government Building Research Based on the Background of the “New SEZ”. Applied Mechanics and Materials, 380–384, 4461—4465. doi: 10.4028/ href='www.scientific.net/amm.380-384.4461' target='_blank'>www.scientific.net/amm.380-384.4461
  69. Watson, A. (1992). The Evolution of International Society. London, New York: Routledge.
  70. Webb, M. & Krasner, S. (1989). Hegemonic Stability Theory: An Empirical Assessment. Review of International Studies, 15 (2), 183—198. doi: 10.1017/s0260210500112999
  71. Wei, X. (2000). Acquisition of Technological Capability Through Special Economic Zones (SEZs): The Case of Shenzhen SEZ. Industry and Innovation, 7 (2), 199–221. doi: 10.1080/713670253
  72. Xuetong, Y. (2006). The Rise of China and Its Power Status. The Chinese Journal of International Politics, 1 (1), 5—33. doi: 10.1093/cjip/pol002
  73. Zan, B. (2013). Zanzhong jingmao hezuoqu jianshe: pingtai zuoyong yu fazhan qianjing. Guoji jingji hezuo [The Construction of Zambia-Chinese Economic and Trade Cooperation Zone: the Role and Prospects of the Framework. International Economic Cooperation], 12, 19—23. (In Chinese)
  74. Zeng, D.Z. (2011). How Do Special Economic Zones and Industrial Clusters Drive China’s Rapid Development? World Bank Policy Research Paper, 5583. doi: 10.1596/1813-9450-5583
  75. Zeng, D.Z. (2015). Global Experiences with Special Economic Zones: Focus on China and Africa. The World Bank Policy Report Working Paper. doi: 10.1596/1813-9450-7240
  76. Zeng, D.Z. (2016). Special Economic Zones: Lessons from the Global Experience. PEDL Synthesis Paper Series. No. 1. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/media/586f9727e5274a130700012d/PEDL_Synthesis_Paper_Piece_No_1.pdf (accessed: 12.12.2019).
  77. Zhang, X. & Booth, C.D. (2001). Chinese Bankruptcy Law in an Emerging Market Economy: The Shenzhen Experience. Columbia Journal of Asian Law, 15 (1), 1—33.
  78. Zverev, Y.M. (2015). The Kaliningrad Region’s Industry, Problems and Prospects of Development and Restructuring in the Context of a Special Economic Zone (SEZ). Mediterranean Journal of Social Sciences, 6 (6), 321—327. doi: 10.5901/mjss.2015.v6n6s7p321

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».