Вопросы миротворчества во внешней политике Японии

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена анализу политики Токио в отношении миротворчества. Автором исследованы факторы, влияющие на формирование и эволюцию японского подхода к этой сфере деятельности ООН. Впервые Япония направила Силы самообороны для участия в операциях по поддержанию мира (ОПМ) в начале 1990-х гг., а миротворчество стало одним из символов ее вклада в обеспечение международной безопасности. Несмотря на значение, которое японское правительство придает сотрудничеству с ООН, показатели, характеризующие участие этой страны в миротворчестве, остаются на низком уровне. Автор исследует причины этого феномена и выявляет закономерности, характеризующие паттерны японского участия в миротворческих операциях. В начале 1990-х гг. миротворчество рассматривалось в контексте увеличения глобальной роли страны, а также как способ увеличить ее влияние в Азии. В 2000-е гг. в проблематике миротворчества больше внимания стало уделяться вопросам миростроительства, постконфликтного восстановления, позволяющего делать акцент на использовании официальной помощи развитию. В 2010-е гг. наблюдалась тенденция к формальному расширению рамок зарубежной деятельности Сил самообороны, однако это не привело к увеличению масштабов японского участия в миротворчестве. Принятие в 2015 г. нового законодательства по обеспечению мира и безопасности позволяет направлять Силы самообороны для участия в операциях, не обязательно в рамках ответственности ООН. Используя исторический метод, контент-анализ документов и выступлений японских официальных лиц, автор на базе реалистской, либеральной и конструктивистской парадигм исследует гипотезу о том, что в настоящее время провозглашение задачи участия в ОПМ важно в качестве способа адаптации общественности к расширению сферы деятельности Сил самообороны, однако на практике правящие круги стремятся избежать рисков, связанных с военным участием в зарубежных миссиях, предпочитая переместить акценты на миростроительство, финансовый, образовательный и технологический вклад в осуществление ооновских операций. Продвигаемая С. Абэ концепция активного пацифизма не привела к более масштабному участию японских военных в ОПМ. Анализ текущих тенденций в сфере миротворчества позволяет предположить, что участие Сил самообороны в нем останется на низком уровне и будет компенсировано другими возможностями содействовать международному миротворчеству.

Об авторах

Ольга Алексеевна Добринская

Дипломатическая академия МИД России

Автор, ответственный за переписку.
Email: doa_78@mail.ru

кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры восточных языков Дипломатической академии МИД России; научный сотрудник Института востоковедения РАН

Москва, Российская Федерация

Список литературы

  1. Berger, T., Mochizuki, M. & Tsuchiyama, J. (Eds.). (2007). Japan in International Relations. The Foreign Policies of an Adaptive State. Boulder, CO: Lynne Rienner Publishers.
  2. Calder, K. (1988). Japanese Foreign Economic Policy Formation: Explaining the Reactive State. World Politics, 40 (4), 517—541. doi: 10.2307/2010317
  3. Dobrinskaya, O.A. (2012). Tokyo: Emphasis on Nonmilitary Aspects of Afghanistan Issue Settlement. Asia and Africa Today, 11, 12—17. (In Russian).
  4. Dobrinskaya, O.A. (2016). Japan’s Legislation for Peace and Security: Its Global, Regional and National Significance. In: Streltsov, D.I. (Eds.). Yearbook Japan. Moscow: AIRO-XXI publ. P. 61—78. (In Russian).
  5. Fukushima, A. (1999). Japanese Foreign Policy: The Emerging Logic of Multilateralism. London: Palgrave Macmillan.
  6. Hatakeyama, K. (2014). Japan’s Peacekeeping Policy: Strategic Calculation or Internationalization of an International Norm? The Pacific Review, 27 (5), 629—650. doi: 10.1080/09512748.2014.948567
  7. Hook, G., Gilson, J., Hughes, C. & Dobson, H. (2001). Japan’s International Relations. London: Routledge.
  8. Hynek, N. (2012). Japan’s Return to the Chequebook? From Military Peace Support to Human Security Appropriation. International Peacekeeping, 19 (1), 62—76. doi: 10.1080/13533312.2012.642158
  9. Inoguchi, T. & Bacon, P. (2006). Japan’s Emerging Role as a “Global Ordinary Power”. International Relations of the Asia Pacific, 6 (1), 1—21. doi: 10.1093/irap/lci133
  10. Ishizuka, K. (2006). Japan’s New Role in Peace-building Missions. East Asia, 23 (3), 3—21. doi: 10.1007/s12140-006-0007-0
  11. Kikkawa, G. (2007). Japan and East Timor: Change and Development of Japan’s Security Policy and the Road to East Timor. Japanese Studies, 27 (3), 247—261. doi: 10.1080/10371390701685021
  12. Kistanov, V.O. (1993). Cambodia as a Testing Ground for Japan’s Diplomacy. In: Sarkizov, K.O. (Eds.). Yearbook Japan. Moscow: Izdatel’stvo MFTI publ. P. 54—65. (In Russian).
  13. Lam, P.E. (2008). Japan’s Peacebuilding in Mindanao: Partnering Malaysia, the Philippines and the Moro Islamic Liberation Front. Japanese Studies, 28 (1), 45—57. doi: 10.1080/10371390801939096
  14. Midford, P. (2011). Rethinking Japanese Public Opinion and Security: From Pacifism to Realism. Stanford, CA: Stanford University Press.
  15. Midford, P. (2019). The Influence of Public Opinion in Foreign Policy in Asia: The Case of Japan. In: Inoguchi, T. (Eds.). The SAGE Handbook of Asian Foreign Policy. London: Sage publishing. P. 381—404.
  16. Okubo, S. (1997). Japan’s Constitutional Pacifism and United Nations Peacekeeping. In: Hunsberger, W. & Finn, R. (Eds.). Japan’s Quest: The Search for International Role, Recognition and Respect. New York: M.E. Sharpe. P. 96—112.
  17. Pyle, K. (1996). The Japanese Question: Power and Purpose in a New Era. Washington D.C.: The AEI Press.
  18. Samuels, R. (2007). Securing Japan: Tokyo’s Grand Strategy and the Future of East Asia. London: Cornell University Press.
  19. Sato, Y. (2008). Three Norms of Collective Defense and Japan’s Overseas Troop Dispatches. In: Sato, Y. & Hirata, K. (Eds.). Norms, Interests, and Power in Japanese Foreign Policy. New York: Palgrave Macmillan. P. 93—107.
  20. Singh, B. & Shetler-Jones, P. (2011). Japan’s Reconceptualization of National Security: The Impact of Globalization. International Relations of the Asia Pacific, 11 (3), 491—530. doi: 10.1093/irap/lcr008
  21. Stengel, F.A. (2008). The Reluctant Peacekeeper: Japan’s Ambivalent Stance on UN Peace Operations. Japan Aktuell: Journal of Current Japanese Affairs, 1, 37—55.
  22. Tanaka, A. (1994). Japan’s Security Policy in the 1990s. In: Funabashi, Y. (Eds.) Japan’s International Agenda. New York: New York University Press. P. 28—56.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».