Концепции «Шанхайского духа» и «Пути АСЕАН» как основа нового регионализма
- Авторы: Хонрада Г.Д.1, Бокерия С.А.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 23, № 2 (2023): Контуры незападного миротворчества
- Страницы: 253-264
- Раздел: ТЕМАТИЧЕСКОЕ ДОСЬЕ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-0660/article/view/320478
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-0660-2023-23-2-253-264
- EDN: https://elibrary.ru/JKVFZS
- ID: 320478
Цитировать
Аннотация
Нарративы необходимы организациям и государствам, чтобы обеспечить основу для процессов принятия решений и организационной структуры, а также укрепить свою легитимность, апеллируя к общим ценностям и мировоззрению. Эти нарративы будут играть еще бóльшую роль в многополярном мире, характеризующемся разнообразием мировоззрений и ценностей, которые формируют внутреннее и внешнее восприятие международных акторов. В исследовании сравниваются критические нарративы, выдвинутые Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС) и Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), - «Шанхайский дух» и «Путь АСЕАН». Опираясь на научные работы, посвященные изложению мировоззрения, ценностей и норм, составляющих «Шанхайский дух» и «Путь АСЕАН», авторы используют синкретические подходы, чтобы показать, как эти понятия применяются в данных нарративах. «Шанхайский дух» строится на взаимном доверии, взаимной выгоде, качестве, уважении к разнообразию цивилизаций и стремлении к совместному развитию. Аналогичным образом, «Путь АСЕАН» основан на невмешательстве, неконфронтации, неприменении силы и принятии решений на основе консенсуса. «Шанхайский дух» и «Путь АСЕАН» имеют заметные сходства, такие как акцент на сохранении суверенитета, прагматичный подход к регионализму и гибкое, необязательное применение. Однако у них есть и существенные различия, такие как обоснование, лежащее в их основе, различные предпочтительные средства сотрудничества, а также акцент на безопасности государства в противовес безопасности человека. Утверждается, что уникальные особенности «Шанхайского духа» и «Пути АСЕАН», которые продвигают свободный регионализм, в сочетании с государственно-центричными Вестфальскими особенностями современной международной системы приводят к новой - открытой - форме регионализма, при этом сохраняющей и укрепляющей индивидуальный суверенитет государств. В этом смысле «Шанхайский дух» и «Путь АСЕАН» могут стать интеллектуальной основой для новой формы регионализма и международных отношений, которые могут более чутко реагировать на возникающие вызовы многополярного мира.
Об авторах
Габриэль Джоэл Пастор Хонрада
Российский университет дружбы народов
Email: honradagabriel@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-6810-2650
ассистент кафедры теории и истории международных отношений
Москва, Российская ФедерацияСветлана Александровна Бокерия
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: bokeria-sa@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-9052-4363
кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории международных отношений
Москва, Российская ФедерацияСписок литературы
- Acharya, A. (1999). Imagined proximities: The making and unmaking of Southeast Asia as a region. Southeast Asian Journal of Social Science, 27(1), 55-76.
- Alimov, R. (2018). The Shanghai Cooperation Organization: Its role and place in the development of Eurasia. Journal of Eurasian Studies, 9(2), 114-124. https://doi.org/10.1016/j.euras.2018.08.001
- Aminuddin, F., & Purnomo, J. (2017). Redefining ASEAN Way: Democratization and intergovernmental relations in Southeast Asia. Journal of ASEAN Studies, 5(1), 23-36.
- Aris, S. (2011). Eurasian regionalism: The Shanghai Cooperation Organization. London: Palgrave MacMillan.
- Aris, S. (2013). Shanghai Cooperation Organization: Mapping multilateralism in transition No. 2. New York: International Peace Institute.
- Bailes, A., Dunay, P., Guang, P., & Troitskiy, M. (2007). The Shanghai Cooperation Organization. Stockholm: Stockholm International Peace Research Institute.
- Caballero-Anthony, M. (2014). Understanding ASEAN’s centrality: Bases and prospects in an evolving regional architecture. The Pacific Review, 27(4), 563-584. https://doi.org/10.1080/09512748.2014.924227
- Caballero-Anthony, M. (2022). The ASEAN Way and the changing security environment: Navigating challenges to informality and centrality. International Politics, 1-21. https://doi.org/10.1057/s41311-022-00400-0
- Dingwerth, K., & Witt, A. (2019). Legitimation contests: A theoretical framework. In K. Dingwerth, A. Witt, I. Lehmann, E. Reichel & T. Weise (Eds.), International organizations under pressure (pp. 29-61). Oxford: Oxford University Press.
- Fei, Gao. (2010). The Shanghai Cooperation Organization and China’s new diplomacy. Clingendael: Netherlands Institute of International Relations ‘Clingendael’.
- Freire, M. (2018). The Shanghai Cooperation Organization. In A. Tsygankov (Ed.), Routledge handbook of Russian foreign policy (pp. 400-409). Oxfordshire: Routledge.
- Goh, E. (2008). Great powers and hierarchical order in Southeast Asia: Analyzing regional security strategies. International Security, 32(3), 113-157.
- Jia, Qingguo. (2007). The Shanghai Cooperation Organization: China’s experiment in multilateral leadership. In A. Iwashita (Ed.), Eager eyes fixed on Eurasia (pp. 113-123). Sapporo: Slavic-Eurasian Research Center.
- Jones, D., & Smith, M. (2007). Making process, not progress: ASEAN and the evolving East Asian regional order. International Security, 32(1), 148-184. Retrieved from https://www.jstor.org/stable/30129804
- Kliem, F. (2018). ASEAN imperfect: The changing nature of Southeast Asian regionalism. Bonn: Konrad-Adenauer-Stiftung.
- Mahadevan, J. (2012). The Mandala model of power and leadership: A Southeast Asian perspective. In G. Prastacos, F. Wang & K. Soderquist (Eds.), Leadership through the classics (pp. 363-374). Berlin: Springer-Verlag Berlin Heidelberg. https://doi.org/10.1007/978-3-642-32445-1_24
- Maulaya, M. (2021). Barriers to Shanghai Cooperation Organization (SCO) to pave road for suprationalism. Intermestic: Journal of International Studies, 5(2), 230-251. http://dx.doi.org/10.24198/intermestic/v5n2.4
- Noortman, M. (2016). ASEAN and its people: Regional internationalism and the politics of exclusion. In M. Maass (Ed.), Foreign policies and diplomacies in Asia: Changes in practice, concepts, and thinking in a rising region (pp. 93-108). Amsterdam: Amsterdam University Press. https://doi.org/10.1017/9789048519101.005
- Padmakumara, S. (2021). A conceptual analysis on ‘ASEAN Way’ as a normative approach for conducting regional affairs. Faculty of Graduate Studies - Colombo Journal of Multi-Disciplinary Research, 6(1), 1-12. Retrieved from https://fgs.cmb.ac.lk/wp-content/uploads/Vol-06-No-01-1-12.pdf
- Rahman, K. (2007). The Shanghai Cooperation Organization: Prospects and opportunities. Policy Perspectives, 4(1), 129-136.
- Tobing, D. H. (2018). The limits and possibilities of the ASEAN Way: The case of Rohingya as humanitarian issue in Southeast Asia. KnE Social Sciences, 3(5), 148-174. https://doi.org/10.18502/kss.v3i5.2331
- Xue, Yamei, & Makengo, B. M. (2021). Twenty years of the Shanghai Cooperation Organization: Achievements, challenges and prospects. Open Journal of Social Sciences, 9(10), 184-200. https://doi.org/10.4236/jss.2021.910014
- Yates, R. (2016). ASEAN as the ‘regional conductor’: Understanding ASEAN’s role in Asia-Pacific order. The Pacific Review, 30(4), 443-461. https://doi.org/10.1080/09512748.2016.1264458
- Zhao, Xiaodong. (2012). The Shanghai Cooperation Organization and counter-terrorism cooperation. Stockholm: Institute for Security & Development Policy.
Дополнительные файлы
