ШОС через призму китайских СМИ: анализ публикаций в «Жэньминь Жибао» и «Хуаньцю Шибао»

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) является одной из первых международных организаций, в создании которых ключевую роль сыграла Китайская Народная Республика (КНР). Однако, по мнению некоторых исследователей, за прошедшие 20 лет заинтересованность китайского руководства в этом механизме международного сотрудничества снизилась. Оценивается роль ШОС во внешней политике КНР через анализ репрезентации этой организации в СМИ КНР, а именно в публикациях на китайском языке в газетах «Жэньминь Жибао» и «Хуаньцю Шибао». Изучение репрезентации ШОС в СМИ КНР помогает лучше понять, в чем заключается ценность этой организации для КНР на настоящий момент и как ШОС соотносится с другими китайскими проектами в Центральной Азии. Анализ статей проводился при помощи количественного и качественного контент-анализа: авторы измерили частотность отдельных слов, выделили и подсчитали фреймы, подробно разобрали отдельные примеры их использования. В ходе фрейм-анализа были получены следующие результаты. В фокус статей попадают достижения ШОС в вопросах решения региональных проблем, а сложности сотрудничества не освещаются. ШОС позиционируется как важный элемент внешней политики КНР наряду с инициативой «Пояс и путь», однако детали их взаимодействия не обсуждаются. Организация фреймируется как объединение стран, противостоящих западному гегемонизму и выступающих за обновление системы международных отношений. Представляется, что исключительно положительное освещение ШОС связано с попыткой легитимации политического режима КНР: в статьях делается акцент как на лидерстве КНР в рамках ШОС, так и на успехах Китая в решении внутренних проблем, таких как бедность и распространение коронавирусной инфекции. Следует отметить, что в изученных нами публикациях о заслугах КНР часто говорят иностранцы - как политические деятели, так и простые граждане.

Об авторах

Светлана Валентиновна Кривохиж

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Автор, ответственный за переписку.
Email: skrivokhizh@hse.ru
ORCID iD: 0000-0003-0946-228X

кандидат исторических наук, доцент Института востоковедения и африканистики

Санкт-Петербург, Российская Федерация

Елена Дмитриевна Соболева

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Email: edsoboleva@hse.ru
ORCID iD: 0000-0003-0525-2728

доктор наук (Свободный университет Берлина), доцент Института востоковедения и африканистики

Санкт-Петербург, Российская Федерация

Екатерина Сергеевна Мельникова

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Email: esmelnikova_2@edu.hse.ru
ORCID iD: 0000-0001-8284-1054

студент Института востоковедения и африканистики

Санкт-Петербург, Российская Федерация

Список литературы

  1. Alasuutari, P., Qadir, A., & Creutz, K. (2013). The domestication of foreign news: News stories related to the 2011 Egyptian revolution in British, Finnish and Pakistani newspapers. Media, Culture & Society, 35(6), 692-707. https://doi.org/10.1177/0163443713491299
  2. Burnell, P. (2006). Autocratic opening to democracy: Why legitimacy matters. Third World Quarterly, 27(4), 545-562. https://doi.org/10.1080/01436590600720710
  3. Cabestan, J.-P. (2013). The Shanghai Cooperation Organization, Central Asia, and the great powers, an introduction: One bed, different dreams? Asian Survey, 53(3), 423-435. https://doi.org/10.1525/as.2013.53.3.423
  4. Chen, Yixin, & Rowlands, I. H. (2022). The socio-political context of energy storage transition: Insights from a media analysis of Chinese newspapers. Energy Research & Social Science, 84, 1-14. https://doi.org/10.1016/j.erss.2021.102348
  5. Chung, Chien-peng. (2004). The Shanghai Co-operation Organization: China’s changing influence in Central Asia. The China Quarterly, (180), 989-1009.
  6. Clausen, L. (2004). Localizing the global: ‘Domestication’ processes in international news production. Media, Culture & Society, 26(1), 25-44. https://doi.org/10.1177/0163443704038203
  7. Cooper, A. F., & Zhang, Yanbing. (2017). Chinese leadership in the evolution of “hub” and “parallel” globally oriented institutions. Chinese Political Science Review, 3(1), 28-47. https://doi.org/10.1007/s41111-017-0081-z
  8. Denisov, I. E. (2015). Travel to the West. Russia in Global Affairs, 13(1), 135-143. (In Russian).
  9. Denisov, I. E., & Safranchuk, I. A. (2016). Four SCO enlargement problems. MGIMO Review of International Relations, 3(48), 112-122. (In Russian). https://doi.org/10.24833/2071-8160-2016-3-48-112-122
  10. Entman, R. (1993). Framing: Toward clarification of a fractured paradigm. Journal of Communication, 43(4), 51-58. https://doi.org/10.1111/j.1460-2466.1993.tb01304.x
  11. Holbig, H. (2011). International dimensions of legitimacy: Reflections on Western theories and the Chinese experience. Journal of Chinese Political Science, 16(2), 161-181. https://doi.org/10.1007/s11366-011-9142-6
  12. Hooijmaaijers, B. (2021). Understanding success and failure in establishing new multilateral development banks: The SCO Development Bank, the NDB, and the AIIB. Asian Perspective, 45(2), 445-467. https://doi.org/10.1353/apr.2021.0008
  13. Pak, M., Menga, F., Feuer, D., & Dowell, A. (2020). State-run media outlets in Central Asia: External regime legitimation through regional conflict and cooperation framing. Central Asian Survey, 39(3), 378-397. https://doi.org/10.1080/02634937.2020.1781060
  14. Shirk, S. (2007). Changing media, changing foreign policy in China. Japanese Journal of Political Science, 8(1), 43-70. https://doi.org/10.1017/S1468109907002472
  15. Soboleva, E., & Krivohizh, S. (2020). Leadership in the multipolar world: China’s strategy in Central Asia. International Trends, 18(1), 119-134. (In Russian). https://doi.org/10.17994/it.2020.18.1.60.7
  16. Steinbock, D. (2018). U.S. - China trade war and its global impacts. China Quarterly of International Strategic Studies, 4(4), 515-542. https://doi.org/10.1142/S2377740018500318
  17. Wang, Guofeng. (2020) Legitimization strategies in China’s official media: The 2018 vaccine scandal in China. Social Semiotics, 30(5), 685-698. https://doi.org/10.1080/10350330.2020.1766262
  18. Wu, Guoguang. (1994). Command communication: The politics of editorial formulation in the People’s Daily. The China Quarterly, (137), 194-211. https://doi.org/10.1017/S0305741000034111
  19. Zabella, A. A., Katkova, E. Yu., & Shabaga, A. V. (2021). Eurasian concept: Central Asia in Russian and Chinese foreign policy. Vestnik RUDN. International Relations, 21(1), 79-90. (In Russian). https://doi.org/10.22363/2313-0660-2021-21-1-79-90
  20. Zhao, Huasheng. (2013). China’s view of and expectations from the Shanghai Cooperation Organization. Asian Survey, 53(3), 436-460. https://doi.org/10.1525/as.2013.53.3.436

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».