Индонезийская повестка дня: фейковые новости о специальной военной операции РФ в социальных сетях Индонезии
- Авторы: Мукситх М.А.1, Пратомо Р.Р.1, Музыкант В.Л.2
-
Учреждения:
- Джакартский национальный университет развития «Ветеран»
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 24, № 2 (2024): Разворот России на Восток
- Страницы: 239-251
- Раздел: МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-0660/article/view/320706
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-0660-2024-24-2-239-251
- EDN: https://elibrary.ru/WJAPTI
- ID: 320706
Цитировать
Аннотация
Одним из ключевых событий, оказывающих влияние на международные отношения, является специальная военная операция (СВО) РФ на Украине. На момент написания этой статьи Россия и Украина находятся в состоянии конфликта. Россия объясняет свои действия соображениями обороны, выступая против вступления Украины в НАТО, что сделало бы границы России более уязвимыми. Противостояние между сторонами ведется во всех сферах, в том числе и в информационном пространстве. В данном случае это противостояние предполагает распространение фейковых новостей. Авторы анализируют динамику распространения фейковых новостей в Индонезии по вопросу российской военной операции на Украине. Для проведения качественного исследования авторы используют данные, взятые с информационной платформы TurnBackHoax.ID. Всего был отобран и успешно рассмотрен 71 образец фейковых новостей. Авторы пришли к следующим выводам. Во-первых, TikTok оказался одним из основных источников распространения фейковых новостей о конфликте России и Украины. Во-вторых, фейковые новости о СВО не так популярны в Индонезии, как распространяемая в свое время информация о COVID-19, причиной чего является географическое удаление страны от основного места событий. В-третьих, потребители новостей все еще находятся в ловушке субъективных предположений и не столь критичны при проверке информации. Полученные результаты могут стать основой для дальнейших исследований фейковых новостей, а также способов борьбы с ними с опорой на навыки критического мышления.
Ключевые слова
Об авторах
Мунадхил Абдул Мукситх
Джакартский национальный университет развития «Ветеран»
Автор, ответственный за переписку.
Email: munadhil@upnvj.ac.id
ORCID iD: 0000-0003-1525-0136
PhD (филология), доцент, заместитель заведующего кафедрой коммуникативных наук
Джакарта, ИндонезияРизки Ридхо Пратомо
Джакартский национальный университет развития «Ветеран»
Email: rizkyridho0897@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-3077-9345
младший научный сотрудник факультета политологии и социальных наук
Джакарта, ИндонезияВалерий Леонидович Музыкант
Российский университет дружбы народов
Email: muzykant_vl@pfur.ru
ORCID iD: 0000-0001-9422-351X
SPIN-код: 4071-1550
доктор социологических наук, профессор кафедры массовых коммуникаций
Москва, Российская ФедерацияСписок литературы
- Baptista, J. P., & Gradim, A. (2020). Understanding fake news consumption: A review. Social Sciences, 9(10), 1–22. https://doi.org/10.3390/socsci9100185
- Burkhard, J. M. (2017). Combating fake news in the digital age. Library Technology Reports, 53(8), 5–33. https://doi.org/10.5860/ltr.53n8
- Del Vicario, M., Quattrociocchi, W., Scala, A., & Zollo, F. (2019). Polarization and fake news: Early warning of potential misinformation targets. ACM Transactions on the Web (TWEB), 13(2), 1–22. https://doi.org/10.1145/3316809
- Dorf, M. C., & Tarrow, S. G. (2017). Stings and scams: Fake news, the first amendment, and the new activist journalism. University of Pennsylvania Journal of Constitutional Law, 20(1), 1–32. http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2906444
- Duffy, A., Tandoc, E., & Ling, R. (2020). Too good to be true, too good not to share: The social utility of fake news. Information, Communication & Society, 23(13), 1965–1979. https://doi.org/10.1080/1369118X.2019.1623904
- Elo, S., & Kyngas, H. (2008). The qualitative content analysis process. Journal of Advanced Nursing, 62(1), 107–115. https://doi.org/10.1111/j.1365-2648.2007.04569.x
- Götz, E. (2015). It’s geopolitics, stupid: Explaining Russia’s Ukraine policy. Global Affairs, 1(1), 3–10. https://doi.org/10.1080/23340460.2015.960184
- Guadagno, R. E., & Guttieri, K. (2021). Fake news and information warfare: An examination of the political and psychological processes from the digital sphere to the real world. In M. Khosrow-Pour (Ed.), Research anthology on fake news, political warfare, and combatting the spread of misinformation (pp. 218–242). Hershey, PA: IGI Global. https://doi.org/10.4018/978-1-7998-7291-7.ch013
- Horne, B. D., & Adali, S. (2017). This just in: Fake news packs a lot in title, uses simpler, repetitive content in text body, more similar to satire than real news. Proceedings of the International AAAI Conference on Web and Social Media, 11(1), 759–766. https://doi.org/10.1609/icwsm.v11i1.14976
- Hossová, M. (2018). Fake news and disinformation: Phenomenons of post-factual society. Media Literacy and Academic Research, 1(2), 27–35. Retrieved from: https://www.mlar.sk/wp-content/uploads/2019/01/ MLAR_2018_2_3_Fake-News-and-Disinformation-Phenomenons-of-Post-Factual-Society.pdf
- Islam, M. D., Sarkar, T., Khan, S. H., Kamal, A.-H. M., Hasan, & et al. (2020). COVID-19-related infodemic and its impact on public health: A global social media analysis. The American Journal of Tropical Medicine and Hygiene, 103(4), 1621–1629. https://doi.org/10.4269/ajtmh.20-0812
- Jaitner, M., & Mattsson, P. A. (2015). Russian information warfare in 2014. In M. Maybaum, A.-M. Osula & L. Lindström (Eds.), 7th International conference on cyber conflict: Architectures in cyberspace (pp. 39–52). Tallinn: NATO CCD COE Publications.
- Khaldarova, I., & Pantti, M. (2020). Fake news: The narrative battle over the Ukrainian conflict. In S. Allan, C. Carter, S. Cushion, L. Dencik, I. Garcia-Blanco, J. Harris, R. Sambrook, K. Wahl-Jorgensen & A. Williams (Eds.), The future of journalism: Risks, threats and opportunities (pp. 228–238). London: Routledge.
- Lutzke, L., Drummond, C., Slovic, P., & Árvai, J. (2019). Priming critical thinking: Simple interventions limit the influence of fake news about climate change on Facebook. Global Environmental Change, 58, 1–20. https://doi.org/10.1016/j.gloenvcha.2019.101964
- Makhortykh, M., & Bastian, M. (2022). Personalizing the war: Perspectives for the adoption of news recommendation algorithms in the media coverage of the conflict in Eastern Ukraine. Media, War & Conflict, 15(1), 25–45. https://doi.org/10.1177/1750635220906254
- Muqsith, M. A., Kuswanti, A., Pratomo, R. R., & Muzykant, V. L. (2021). Trump’s Twitter propaganda during COVID-19. Jurnal The Messenger, 13(3), 223–237. https://doi.org/10.26623/themessenger.v13i3.3991
- Muzykant, V. L., Barabash, V. V., Shlykova, O. V., Barsukov, K. P., Muqsith, M. A., & Tayibnapis, R. G. (2023). Infrastructure and computation in a smart city as e-government contemporary competence. In A. K. Nagar, D. Singh Jat, D. K. Mishra & A. Joshi (Eds.), Intelligent sustainable systems: Selected papers of WorldS4 2022 (Vol. 2, pp. 639–646). Singapore: Springer Nature. https://doi.org/10.1007/978-981-19-7663-6_60
- Muzykant, V. L., Muqsith, M. A., Pratomo, R. R., & Barabash, V. V. (2021). Fake news on COVID-19 in Indonesia. In D. M. Berube (Ed.), Pandemic communication and resilience (pp. 363–378). Cham, Switzerland: Springer. https://doi.org/10.1007/978-3-030-77344-1_22
- Ncube, L. (2019). Digital media, fake news and pro-movement for democratic change (MDC) alliance cyber-propaganda during the 2018 Zimbabwe election. African Journalism Studies, 40(4), 44–61. https://doi.org/10.1080/23743670.2019.1670225
- Omar, B., & Dequan, W. (2020). Watch, share or create: The influence of personality traits and user motivation on TikTok mobile video usage. International Journal of Interactive Mobile Technologies, 14(4), 121–137. https://doi.org/10.3991/ijim.v14i04.12429
- Pasitselska, O. (2022). Better ask your neighbor: Renegotiating media trust during the Russian-Ukrainian conflict. Human Communication Research, 48(2), 179–202. https://doi.org/10.1093/hcr/hqac003
- Payne, K. (2018a). Artificial intelligence: A revolution in strategic affairs? Survival, 60(5), 7–32. https://doi.org/10.1080/00396338.2018.1518374
- Payne, K. (2018b). Strategy, Evolution, and war: From apes to artificial intelligence. Washington, DC: Georgetown University Press. https://doi.org/10.2307/j.ctvvngzd
- Prier, J. (2017). Commanding the trend: Social media as information warfare. Strategic Studies Quarterly, 11(4), 50–85. Retrieved from http://www.jstor.org/stable/26271634
- Ramich, M. S., & Piskunov, D. A. (2022). The securitization of cyberspace: From rulemaking to establishing legal regimes. Vestnik RUDN. International Relations, 22(2), 238–255. https://doi.org/10.22363/2313-0660-2022-22-2-238-255; EDN: KSSXFK
- Siddiqui, S., & Singh, T. (2016). Social media its impact with positive and negative aspects. International Journal of Computer Applications Technology and Research, 5(2), 71–75. https://doi.org/10.7753/IJCATR0502.1006
- Smart, B., Watt, J., Benedetti, S., Mitchell, L., & Roughan, M. (2022). #IStandWithPutin versus #IStandWithUkraine: The interaction of bots and humans in discussion of the Russia/Ukraine war. In F. Hopfgartner, K. Jaidka, P. Mayr, J. Jose & J. Breitsohl (Eds.), Social informatics: 13th International conference, SocInfo 2022, Glasgow, UK, October 19–21, 2022, proceedings (pp. 34–53). Cham, Switzerland: Springer. https://doi.org/10.1007/978-3-031-19097-1_3
- Suntwal, S., Brown, S. A., & Patton, M. W. (2020). How does information spread? An exploratory study of true and fake news. In T. X. Bui (Ed.), Proceedings of the 53rd Hawaii International conference on system sciences HICSS 2020: Grand Wailea, Maui, Hawaii; January 7—10, 2020 (pp. 5893–5902). Honolulu: ScholarSpace.
- Thornton, R. (2015). The changing nature of modern warfare: Responding to Russian information warfare. The RUSI Journal, 160(4), 40–48. https://doi.org/10.1080/03071847.2015.1079047
- Vosoughi, S., Roy, D., & Aral, S. (2018). The spread of true and false news online. Science, 359(6380), 1146—1151. https://doi.org/10.1126/science.aap9559
- Waldrop, M. M. (2017). The genuine problem of fake news. Proceedings of the National Academy of Sciences, 114(48), 12631–12634. https://doi.org/10.1073/pnas.1719005114
- Wang, Min, Rao, Mingke, & Sun, Zhipeng. (2022). Typology, etiology, and fact-checking: A pathological study of top fake news in China. Journalism Practice, 16(4), 719–737. https://doi.org/10.1080/17512786.2020.1806723
- Zannetou, S., Sirivianos, M., Blackburn, J., & Kourtellis, N. (2019). The web of false information: Rumors, fake news, hoaxes, clickbait, and various other shenanigans. Journal of Data and Information Quality, 11(3), 1–37. https://doi.org/10.1145/3309699
- Zhang, Xichen, & Ghorbani, A. A. (2020). An overview of online fake news: Characterization, detection, and discussion. Information Processing & Management, 57(2), 1–26. https://doi.org/10.1016/j.ipm.2019.03.004
Дополнительные файлы
