Выявление изменений в постконфликтных сценариях и путях реабилитации: восприятие японскими студентами России и источников информации о ней в 2021-2022 гг
- Авторы: Жилина Л.В.1
-
Учреждения:
- Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
- Выпуск: Том 24, № 2 (2024): Разворот России на Восток
- Страницы: 306-322
- Раздел: МЕЖДУНАРОДНОЕ АКАДЕМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-0660/article/view/320711
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-0660-2024-24-2-306-322
- EDN: https://elibrary.ru/WZYKOQ
- ID: 320711
Цитировать
Аннотация
В последнее время сфера межгосударственных отношений переживает кризисные явления, что во многом создает эффект напряженности в общении и достижении понимания на уровне обществ. В такой непростой ситуации молодые люди являются не только объектами воздействия со стороны общества, но в то же время выступают в роли целеполагающих акторов, способных к познанию и действию, основанному на своих знаниях о международной обстановке. В статье основное внимание уделяется тому, как японская молодежь воспринимает страну, ближайшего соседа Японии, Россию, и анализируется изменение взглядов молодых людей на образ соседнего государства и ее граждан в 2021-2022 гг. Чтобы изучить произошедшие изменения в восприятии страны-соседа, в рамках исследовательского проекта «Представления студентов о странах-соседях: Россия и Япония» посредством онлайн-анкетирования были опрошены студенты четырех японских университетов. Для этого исследования автором были выбраны студенты университетов, так как предполагалось, что они, возможно, станут частью политической элиты страны. Тенденция к социальной и политической пропаганде среди молодежи также была фактором, который способствовал выбору студентов университетов в качестве подходящей для этого исследования референтной группы. Кроме того, опрос среди студентов университетов обеспечивает более высокий уровень однородности респондентов, повышая внутреннюю достоверность результатов. Анализируются результаты проведенных исследований с целью выявления факторов, определяющих общественное восприятие России молодыми японцами. Сравнение результатов опросов 2021 и 2022 гг. показало, что в восприятии России японской молодежью произошли некоторые показательные изменения, связанные главным образом со смещением восприятия со сферы культуры в сторону сферы безопасности. Приведенные цитаты студентов позволяют конкретизировать полученные результаты. Исследование также подтверждает, что у японской молодежи могут сосуществовать негативные и позитивные когнитивные мнения о стране-соседе.
Ключевые слова
Об авторах
Лариса Владимировна Жилина
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Автор, ответственный за переписку.
Email: larissa-zhilina@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-6337-3870
SPIN-код: 6910-2963
кандидат исторических наук, доцент кафедры иностранных языков факультета филологии, переводоведения и медиакоммуникаций
Омск, Российская ФедерацияСписок литературы
- Buhmann, A. (2016). Measuring country image: Theory, method, and effects. Wiesbaden: Springer VS. https://doi.org/10.1007/978-3-658-15407-3
- Burnett, J. J, & Dune, P. M. (1986). An appraisal on the use of student subjects in marketing research. Journal of Business Research, 14(4), 329-343. https://doi.org/10.1016/0148-2963(86)90024-X
- Chugrov, S. V., & Streltsov, D. V. (2017). Interdependence of Russo-Japanese relations and mutual images of Japan and Russia. Japanese Journal of Political Science, 18(1), 22-40. https://doi.org/10.1017/S146810991600030X; EDN: YVCSDL
- Crawford, N. C. (2000). The passion of world politics: Propositions on emotion and emotional relationships. International Security, 24(4), 116-156.
- Davidson, J., & Milligan, C. (2007). Embodying emotion sensing space: Introducing emotional geographies. Social & Cultural Geography, 5(4), 523-532. https://doi.org/10.1080/1464936042000317677
- Degterev, D. A. (2022). Value sovereignty in the era of global convergent media. Vestnik RUDN. International Relations, 22(2), 352-371. https://doi.org/10.22363/2313-0660-2022-22-2-352-371; EDN: OSWUKF
- Dempsey, K. E, & McDowell, S. (2019). Disaster depictions and geopolitical representation in Europe’s migration ‘crisis’. Geoforum, 98, 153-160. https://doi.org/10.1016/j.geoforum.2018.11.008
- Gregory, D. (1994). Geographical imaginations. Cambridge, MA: Blackwell.
- Hall, C. M. (2002). Travel safety, terrorism and the media: The significance of the issue-attention cycle. Current Issues in Tourism, 5(5), 458-466. https://doi.org/10.1080/13683500208667935
- Harzing, A.-W., & Maznevski, M. (2002). The interaction between language and culture: A test of the cultural accommodation hypothesis in seven countries. Language and Intercultural Communication, 2(2), 120-139. https://doi.org/10.1080/14708470208668081
- Heslop, L. A., Lu, I. R. R., & Cray, D. (2008). Modeling country image effects through an international crisis. International Marketing Review, 25(4), 354-378. https://doi.org/10.1108/02651330810887440
- Jenes, B. (2005). Possibilities of shaping country image. The Hungarian Journal of Marketing and Management, 39(2), 18-29.
- Kim, B., & Vasileva, K. (2017). Popular culture as an important element in creating a national image of Korea. Advanced Science Letters, 23(10), 9866-9869. https://doi.org/10.1166/asl.2017.9813
- Kukkonen, K. (2011). The map, the mirror and the simulacrum: Visual communication and the question of power. In M. Stocchetti & K. Kukkonen (Eds.), Images in use: Towards the critical analysis of visual communication (pp. 55-67). Amsterdam: John Benjamins Publishing. https://doi.org/10.1075/dapsac.44.05kuk
- McAndrew, F. T., & Milenkovic, M. A. (2002). Of tabloids and family secrets: The evolutionary psychology of gossip. Journal of Applied Social Psychology, 32(5), 1064-1082. https://doi.org/10.1111/j.1559-1816.2002.tb00256.x
- McAuliffe, C. (2007). Visible minorities: Constructing and deconstructing the ‘Muslim Iranian’ diaspora. In C. Aitchison, P. Hopkins & M.-P. Kwan (Eds.), Geographies of Muslim identities: Diaspora, gender and belonging (pp. 29-56). Aldershot, Hampshire: Ashgate Publishing Ltd.
- Nye, J. S. (2004). Soft power: The means to success in world politics. New York: Public Affairs.
- Sommerfeld, R. D., Krambeck, H.-J., Semmann, D., & Milinski, M. (2007). Gossip as an alternative for direct observation in games of indirect reciprocity. Proceedings of the National Academy of Sciences, 104(44), 17435-17440. https://doi.org/10.1073/pnas.0704598104
- Sriramesh, K., & Verčič, D. (2009). A theoretical framework for global public relations research and practice. In K. Sriramesh & D. Verčič (Eds.), the global public relations handbook, revised and expanded edition: Theory, research, and practice (pp. 3-24). New York: Routledge.
- Stepchenkova, S. S., & Morrison, A. M. (2008). Russia’s destination image among American pleasure travelers: Revisiting Echtner and Ritchie. Tourism Management, 29(3), 548-560. https://doi.org/10.1016/j.tourman.2007.06.003
- Tasci, A. D. A., Gartner, W. C., & Cavusgil, S. T. (2007). Measurement of destination brand bias using a quasi-experimental design. Tourism Management, 28(6), 1529-1540. https://doi.org/10.1016/j.tourman.2007.02.009
- Zhilina, L. (2015). Public attitude and mutual perceptions: Japan and Russia. CEU Political Science Journal, 10(1-2), 1-30. EDN: WJTPYP
- Zhilina, L. V. (2008). Representations of neighboring countries at the beginning of 21st century - Russia and Japan in students’ imaginations. The forming of public opinion about foreign countries (on the basis of the interrogations of university of Russia (2006) and Japan (2007)). Omsk: Omskblankizdat publ. (In Russian). EDN: VTPPQX
- Zhilina, L. V. (2019). The challenges of political socialization of the contemporary Japanese youth. Russian Japanology Review, 2(1), 57-80. https://doi.org/10.24411/2658-6789-2019-10003; EDN: TAOZRD
- Zhilina, L. V., & Podalko, P. E. (2013). Student’s representations of the neighboring countries: Russia and Japan (comparative studies). Aoyama Journal of International Politics, Economics and Communication, (89), 25-98. EDN: VPXAEL
- Zimako, O. Z. (2009). Face of a nation: Democracy in Nigeria, foreign relations and national image. Lagos: Modern Approach.
Дополнительные файлы
