Выявление изменений в постконфликтных сценариях и путях реабилитации: восприятие японскими студентами России и источников информации о ней в 2021-2022 гг

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В последнее время сфера межгосударственных отношений переживает кризисные явления, что во многом создает эффект напряженности в общении и достижении понимания на уровне обществ. В такой непростой ситуации молодые люди являются не только объектами воздействия со стороны общества, но в то же время выступают в роли целеполагающих акторов, способных к познанию и действию, основанному на своих знаниях о международной обстановке. В статье основное внимание уделяется тому, как японская молодежь воспринимает страну, ближайшего соседа Японии, Россию, и анализируется изменение взглядов молодых людей на образ соседнего государства и ее граждан в 2021-2022 гг. Чтобы изучить произошедшие изменения в восприятии страны-соседа, в рамках исследовательского проекта «Представления студентов о странах-соседях: Россия и Япония» посредством онлайн-анкетирования были опрошены студенты четырех японских университетов. Для этого исследования автором были выбраны студенты университетов, так как предполагалось, что они, возможно, станут частью политической элиты страны. Тенденция к социальной и политической пропаганде среди молодежи также была фактором, который способствовал выбору студентов университетов в качестве подходящей для этого исследования референтной группы. Кроме того, опрос среди студентов университетов обеспечивает более высокий уровень однородности респондентов, повышая внутреннюю достоверность результатов. Анализируются результаты проведенных исследований с целью выявления факторов, определяющих общественное восприятие России молодыми японцами. Сравнение результатов опросов 2021 и 2022 гг. показало, что в восприятии России японской молодежью произошли некоторые показательные изменения, связанные главным образом со смещением восприятия со сферы культуры в сторону сферы безопасности. Приведенные цитаты студентов позволяют конкретизировать полученные результаты. Исследование также подтверждает, что у японской молодежи могут сосуществовать негативные и позитивные когнитивные мнения о стране-соседе.

Об авторах

Лариса Владимировна Жилина

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Автор, ответственный за переписку.
Email: larissa-zhilina@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-6337-3870
SPIN-код: 6910-2963

кандидат исторических наук, доцент кафедры иностранных языков факультета филологии, переводоведения и медиакоммуникаций

Омск, Российская Федерация

Список литературы

  1. Buhmann, A. (2016). Measuring country image: Theory, method, and effects. Wiesbaden: Springer VS. https://doi.org/10.1007/978-3-658-15407-3
  2. Burnett, J. J, & Dune, P. M. (1986). An appraisal on the use of student subjects in marketing research. Journal of Business Research, 14(4), 329-343. https://doi.org/10.1016/0148-2963(86)90024-X
  3. Chugrov, S. V., & Streltsov, D. V. (2017). Interdependence of Russo-Japanese relations and mutual images of Japan and Russia. Japanese Journal of Political Science, 18(1), 22-40. https://doi.org/10.1017/S146810991600030X; EDN: YVCSDL
  4. Crawford, N. C. (2000). The passion of world politics: Propositions on emotion and emotional relationships. International Security, 24(4), 116-156.
  5. Davidson, J., & Milligan, C. (2007). Embodying emotion sensing space: Introducing emotional geographies. Social & Cultural Geography, 5(4), 523-532. https://doi.org/10.1080/1464936042000317677
  6. Degterev, D. A. (2022). Value sovereignty in the era of global convergent media. Vestnik RUDN. International Relations, 22(2), 352-371. https://doi.org/10.22363/2313-0660-2022-22-2-352-371; EDN: OSWUKF
  7. Dempsey, K. E, & McDowell, S. (2019). Disaster depictions and geopolitical representation in Europe’s migration ‘crisis’. Geoforum, 98, 153-160. https://doi.org/10.1016/j.geoforum.2018.11.008
  8. Gregory, D. (1994). Geographical imaginations. Cambridge, MA: Blackwell.
  9. Hall, C. M. (2002). Travel safety, terrorism and the media: The significance of the issue-attention cycle. Current Issues in Tourism, 5(5), 458-466. https://doi.org/10.1080/13683500208667935
  10. Harzing, A.-W., & Maznevski, M. (2002). The interaction between language and culture: A test of the cultural accommodation hypothesis in seven countries. Language and Intercultural Communication, 2(2), 120-139. https://doi.org/10.1080/14708470208668081
  11. Heslop, L. A., Lu, I. R. R., & Cray, D. (2008). Modeling country image effects through an international crisis. International Marketing Review, 25(4), 354-378. https://doi.org/10.1108/02651330810887440
  12. Jenes, B. (2005). Possibilities of shaping country image. The Hungarian Journal of Marketing and Management, 39(2), 18-29.
  13. Kim, B., & Vasileva, K. (2017). Popular culture as an important element in creating a national image of Korea. Advanced Science Letters, 23(10), 9866-9869. https://doi.org/10.1166/asl.2017.9813
  14. Kukkonen, K. (2011). The map, the mirror and the simulacrum: Visual communication and the question of power. In M. Stocchetti & K. Kukkonen (Eds.), Images in use: Towards the critical analysis of visual communication (pp. 55-67). Amsterdam: John Benjamins Publishing. https://doi.org/10.1075/dapsac.44.05kuk
  15. McAndrew, F. T., & Milenkovic, M. A. (2002). Of tabloids and family secrets: The evolutionary psychology of gossip. Journal of Applied Social Psychology, 32(5), 1064-1082. https://doi.org/10.1111/j.1559-1816.2002.tb00256.x
  16. McAuliffe, C. (2007). Visible minorities: Constructing and deconstructing the ‘Muslim Iranian’ diaspora. In C. Aitchison, P. Hopkins & M.-P. Kwan (Eds.), Geographies of Muslim identities: Diaspora, gender and belonging (pp. 29-56). Aldershot, Hampshire: Ashgate Publishing Ltd.
  17. Nye, J. S. (2004). Soft power: The means to success in world politics. New York: Public Affairs.
  18. Sommerfeld, R. D., Krambeck, H.-J., Semmann, D., & Milinski, M. (2007). Gossip as an alternative for direct observation in games of indirect reciprocity. Proceedings of the National Academy of Sciences, 104(44), 17435-17440. https://doi.org/10.1073/pnas.0704598104
  19. Sriramesh, K., & Verčič, D. (2009). A theoretical framework for global public relations research and practice. In K. Sriramesh & D. Verčič (Eds.), the global public relations handbook, revised and expanded edition: Theory, research, and practice (pp. 3-24). New York: Routledge.
  20. Stepchenkova, S. S., & Morrison, A. M. (2008). Russia’s destination image among American pleasure travelers: Revisiting Echtner and Ritchie. Tourism Management, 29(3), 548-560. https://doi.org/10.1016/j.tourman.2007.06.003
  21. Tasci, A. D. A., Gartner, W. C., & Cavusgil, S. T. (2007). Measurement of destination brand bias using a quasi-experimental design. Tourism Management, 28(6), 1529-1540. https://doi.org/10.1016/j.tourman.2007.02.009
  22. Zhilina, L. (2015). Public attitude and mutual perceptions: Japan and Russia. CEU Political Science Journal, 10(1-2), 1-30. EDN: WJTPYP
  23. Zhilina, L. V. (2008). Representations of neighboring countries at the beginning of 21st century - Russia and Japan in students’ imaginations. The forming of public opinion about foreign countries (on the basis of the interrogations of university of Russia (2006) and Japan (2007)). Omsk: Omskblankizdat publ. (In Russian). EDN: VTPPQX
  24. Zhilina, L. V. (2019). The challenges of political socialization of the contemporary Japanese youth. Russian Japanology Review, 2(1), 57-80. https://doi.org/10.24411/2658-6789-2019-10003; EDN: TAOZRD
  25. Zhilina, L. V., & Podalko, P. E. (2013). Student’s representations of the neighboring countries: Russia and Japan (comparative studies). Aoyama Journal of International Politics, Economics and Communication, (89), 25-98. EDN: VPXAEL
  26. Zimako, O. Z. (2009). Face of a nation: Democracy in Nigeria, foreign relations and national image. Lagos: Modern Approach.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».