Том 22, № 2 (2022): Незападный мир в киберпространстве

Обложка

Весь выпуск

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ДОСЬЕ

Стратегии цифрового развития ключевых государств «Глобального Юга» в условиях американо-китайского технологического соперничества

Столетов О.В.

Аннотация

Исследуются стратегии государств «Глобального Юга» в области осуществления цифрового развития в условиях технологического соперничества США и Китая. Дается характеристика основным особенностям американо-китайского технологического соперничества на современном этапе. Американо-китайское технологическое соперничество рассматривается как фактор, влияющий на выработку и реализацию государствами «Глобального Юга» национальных стратегий цифрового развития, предусматривающих активизацию международного сотрудничества по приоритетным направлениям. Выявляются международно-политические аспекты программ цифрового развития наиболее значимых и динамично развивающихся государств «Глобального Юга», расположенных в важных международных регионах: Юго-Восточной Азии, Южной Азии, Ближнем Востоке и Северной Африке, Африке южнее Сахары, Латинской Америке. Внимание уделяется прежде всего таким стратегическим направлениям цифрового развития рассматриваемых государств «Глобального Юга», как системы обработки и хранения цифровых данных, системы передачи цифровых данных, технологии нового поколения мобильной связи, космические программы, цифровая торговля, комплексные технологии «умный город», технологии кибербезопасности. Проанализированы стратегические подходы рассматриваемых стран «Глобального Юга» в отношении цифрового сотрудничества с США и Китаем, а также взаимодействие государств в цифровой сфере с технологически продвинутыми странами, выступающими в качестве альтернативных технологических партнеров: Японией, ведущими странами Европы, Республикой Корея, Израилем, Россией. В рамках исследования выявляются и характеризуются наиболее значимые цифровые проекты зарубежных корпораций, реализуемые совместно с рассматриваемыми странами. Изучены особенности международного сотрудничества в цифровой сфере между ключевыми странами «Глобального Юга» в рамках обозначенных в исследовании международных регионов, а также на трансрегиональном уровне. Особое внимание уделяется перспективным региональным международным технологическим проектам в цифровой сфере. Определены приоритетные направления внешнеполитической деятельности ключевых государств «Глобального Юга» с точки зрения более эффективной реализации этими государствами своих стратегий цифрового развития. Раскрываются специфические черты, присущие стратегиям цифрового развития рассматриваемых государств «Глобального Юга». Автор приходит к выводу, что эти государства в условиях американо-китайского технологического соперничества стремятся диверсифицировать свои международные связи в цифровой сфере, усилить технологический потенциал национальных цифровых компаний, укрепить национальный «цифровой суверенитет», использовать свои конкурентные преимущества для привлечения зарубежных инвестиций в цифровой сегмент национальных экономик, активизировать свой транспортно-логистический потенциал благодаря внедрению технологий Четвертой промышленной революции, расширить сотрудничество в цифровой сфере с другими странами своих международных регионов, а также на трансрегиональном уровне.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2022;22(2):221-237
pages 221-237 views

Секьюритизация информационного пространства: от конструирования норм до создания правовых режимов

Рамич М.С., Пискунов Д.А.

Аннотация

С развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) сеть Интернет стала приобретать большее значение с точки зрения национальной безопасности, экономического развития и мирового лидерства. Конфликты и спорные вопросы, возникающие в информационном пространстве, требуют согласования норм и выработки инструментов правового регулирования. Авторы статьи рассматривают процесс конструирования норм в информационном пространстве с точки зрения теории «сетевого общества» М. Кастельса и теории секьюритизации. По мнению М. Кастельса, в «сетевом обществе» произошла смена ключевых вызовов и угроз, а управление им стало осуществляться за счет инструментов контроля над информацией и формирования фреймов. Вместе с тем авторы, анализируя развитие сети Интернет с точки зрения концепции секьюритизации, приходят к выводу, что информационное пространство стало полноценным политическим пространством с центральным положением «цифрового суверенитета» и информационной безопасности. В статье впервые предлагается комплексная периодизация процесса трансформации международных отношений в информационном пространстве. Возникновение в информационном пространстве точек напряженности, которые несут экономические и политические риски, побуждает государственных акторов к формированию предварительного регулирования и согласованию норм поведения в информационном пространстве. Такой процесс конструирования предварительного регулирования был начат под эгидой ООН в рамках двух механизмов, созданных США и Россией. Эти механизмы стали площадкой для продвижения концепций регулирования и создания правовых режимов. В заключении авторы анализируют иерархию акторов в глобальном управлении информационным пространством с целью оценить влияние акторов на создание правовых режимов. Основными критериями оценки выступают способность влиять на глобальные цепочки производства высокотехнологичных товаров, проводить наступательные и оборонительные кибероперации и влиять на формирование международно-правовых режимов. Среди таких акторов авторы выделяют две группы: rule maker, способных воздействовать на глобальное информационное пространство и конструировать правовые режимы, и rule taker, которые выступают объектом конкуренции держав в информационном пространстве.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2022;22(2):238-255
pages 238-255 views

Большие ИИ-пространства и стратегия России в условиях санкционной войны

Выходец Р.С.

Аннотация

Статья посвящена изучению роли технологического развития в области искусственного интеллекта, или ИИ, в международных политических процессах, формирования больших пространств политики в области искусственного интеллекта, а также направлений дальнейшего развития России в этой сфере. Проанализированы национальные стратегии в области ИИ, рассмотрены приоритетные для государств мира сферы и направления развития этих технологий, обеспеченность ресурсами поставленных целей, а также особенности национальной политики в области искусственного интеллекта ведущих государств мира. Сопоставляются данные об объемах финансирования разработок в области ИИ, патентной деятельности, имеющейся инфраструктуре для высокопроизводительных вычислений в странах мира, занимающих лидирующие позиции в области искусственного интеллекта. Представлен краткий обзор ключевых научно-технологических направлений, имеющих решающее значение для создания технологий ИИ следующего поколения: квантовые вычисления и нейроморфные технологии в рамках существующих крупных национальных проектов по изучению мозга. Отдельное место в работе отведено исследованию международных политических аспектов технологического развития в области искусственного интеллекта. В ракурсе воздействия политики в области ИИ на интеграционные процессы делается вывод о формировании двух пространств: первое объединяет страны Организации экономического сотрудничества и развития с безусловным лидерством США и ЕС в области научных исследований, разработок, инфраструктуры, ресурсов, международных стандартов. Второе, сдерживаемое пространство, опирается на технологическое и финансовое могущество Китая, куда начинают втягиваться страны, в том числе и Россия, для которых спектр возможностей сотрудничества с западными странами в последнее время резко сузился. Сделан вывод, что противоборство двух ИИ-пространств испытывает на себе влияние более общей тенденции декаплинга экономик США и Китая, что на глобальном уровне способствует развитию тенденций технологической изоляции. Особое внимание уделено анализу развития технологий ИИ в России - официальных документов, ведущих игроков, позиций на международном уровне. Рассматриваются возможные направления сотрудничества России с ведущими мировыми игроками, которые позволяют успешно развивать технологии ИИ и одновременно сохранять технологический суверенитет в этой сфере.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2022;22(2):256-270
pages 256-270 views

Цифровой Шелковый путь Китая в эпоху цифровой экономики: политический анализ

Чэн Г.

Аннотация

Цифровая экономика становится все более важным фактором глобального экономического роста. Региональное сотрудничество в цифровой сфере получило ощутимый импульс в результате запуска инициативы «Пояс и путь». Цифровой Шелковый путь (ЦШП), будучи технологической частью «Пояса и пути», выступает «цифровым мостом» в продвижении нового типа глобализации. За последние годы здесь был достигнут значительный прогресс. Благодаря ЦШП удалось укрепить региональное сотрудничество в сфере цифровой экономики, в частности в Азии и Африке, через трансграничную электронную торговлю и мобильные финансовые инструменты. ЦШП отражает глобальные технологические изменения в рамках Четвертой индустриальной революции в таких ключевых секторах, как большие данные, цифровые валюты, облачные вычисления и Интернет вещей. Как представляется, Цифровой Шелковый путь - это оптимальная платформа для новых форматов и технологий, таких как цифровая торговля и цифровая инфраструктура, которые развиваются стремительными темпами. Однако большинство стран, участвующих в инициативе «Пояс и путь», все еще находятся на начальной стадии цифровой трансформации; потенциал широкого цифрового роста в полной мере не раскрыт. Более того, отставание в сфере цифрового регулирования является основным препятствием экономического роста. Данная статья посвящена цифровой экономике как новой экономической модели, ее потенциалу и вызовам, анализу возможных последствий для китайского ЦШП на национальном и международном уровне, в том числе в контексте китайско-американского стратегического соперничества. Методологическую основу исследования составляет широкий спектр общенаучных методов политического анализа, таких как аналитический, эмпирический, хронологический, сравнительный, ситуационный, нарративный и описательный. Цифровой Шелковый путь предоставляет широкие возможности для многостороннего участия в построении региональной платформы в целях развития цифровой экономики и правовой основы для цифровых стандартов и правил управления. Китаю следует сконцентрировать свои усилия на продвижении ключевых секторов ЦШП - трансграничной электронной торговле, мобильных финансовых инструментах, цифровом юане, облачных вычислениях и других передовых компонентах. Это позволит повысить интегративную роль ЦШП в общем контексте глобальной цифровой трансформации. Продвигая собственные правила цифрового управления, Китай должен быть готов преодолевать трудности и вызовы, которые отчасти являются следствием великодержавной конкуренции. В заключении приводятся результаты исследования и рекомендации по стратегической политике.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2022;22(2):271-287
pages 271-287 views

Злонамеренное использование технологий искусственного интеллекта в странах Африки южнее Сахары: вызовы панафриканской кибербезопасности

Панцерев К.А.

Аннотация

На протяжении двух десятилетий страны Африки южнее Сахары прилагали значительные усилия, направленные на быстрое развитие информационно-коммуникационных технологий. В настоящее время все ведущие мировые державы уделяют повышенное внимание созданию гибридных интеллектуальных систем, способных решать наиболее сложные задачи. Страны Африки южнее Сахары не остались в стороне от этого процесса. Их правительства убеждены, что передовые технологии являются наиболее эффективным инструментом, способным обеспечить устойчивый социально-экономический рост и решить наиболее насущные проблемы. Однако любые технологические новации, которые призваны упростить нашу жизнь, могут быть использованы и в злонамеренных целях. Настоящее исследование показывает возможные риски злонамеренного использования технологий искусственного интеллекта в странах Африки, расположенных южнее Сахары. Некоторые из этих рисков уже стали реальностью. Автор приходит к выводу, что проблема обеспечения информационно-психологической и кибербезопасности является общей для всех африканских стран. Именно она встает на пути обеспечения дальнейшего устойчивого социально-экономического роста государств рассматриваемого региона. На протяжении последнего десятилетия страны Африки южнее Сахары старались выработать совместное видение борьбы с киберпреступлениями и злонамеренным применением передовых технологий. Однако все их попытки создать действенные наднациональные институты, которые регулировали бы борьбу с кибератаками на панафриканском уровне и учитывали бы интересы подавляющего большинства африканских стран, провалились. Данное обстоятельство демонстрирует наличие серьезных противоречий среди африканских государств, которые препятствуют установлению взаимовыгодного сотрудничества даже в такой важной сфере, какой является проблема обеспечения кибербезопасности. Тем не менее пока подобное сотрудничество не будет налажено, представляется маловероятным, что африканские страны хотя бы приблизятся к решению данной проблемы, что означает, что они и в дальнейшем будут подвергаться масштабным кибератакам, которые создают серьезную угрозу для личной, национальной и панафриканской безопасности.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2022;22(2):288-302
pages 288-302 views

Цифровой вызов для арабского мира: фактор интеграции или дифференциации?

Валиахметова Г.Н., Цуканов Л.В.

Аннотация

По мере интеграции в глобальное цифровое пространство арабские страны разделяют его преимущества и риски, включаются в построение системы международной информационной безопасности. Учитывая значительное влияние арабского мира на формирование мировой политической повестки и глобальную систему безопасности, изучение специфики развития арабского цифрового кластера на современном этапе приобретает не только академическую, но и политическую актуальность. Статья посвящена исследованию текущего состояния, потенциала и пределов кооперации арабских стран в области цифровой защиты в рамках межарабского сотрудничества в многосторонних и двусторонних форматах, а также взаимодействия с мировыми лидерами технологической «гонки». Анализ основан на методологии Глобального индекса кибербезопасности, разработанной Международным союзом электросвязи ООН и включающей пять ключевых параметров оценки готовности современных государств к отражению киберугроз, таких как: нормативно-правовая система национальной киберзащиты, технические возможности, организационная структура, меры по развитию потенциала и международное сотрудничество. Оценивая «цифровой ландшафт» арабских государств, авторы отмечают, что политическая, финансово-экономическая и историко-культурная специфика арабских стран способствует формированию в регионе особой среды для противостояния киберугрозам и решения проблем кибербезопасности. С одной стороны, цифровой вызов побуждает арабские государства к преодолению некоторых разногласий, придавая определенный импульс интеграционным процессам. С другой стороны, «догоняющий» тип и скачкообразная динамика развития цифровой отрасли в регионе, а также присущая арабскому миру разнородность и противоречивость в совокупности с традиционно высокой степенью конфликтности в регионе и сильным влиянием внешних факторов создают гетерогенную и фрагментированную среду, препятствующую формированию коллективного ответа на вызовы цифровой эпохи.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2022;22(2):303-319
pages 303-319 views

Не конфликтом единым: потенциал цифрового взаимодействия Израиля и Палестины

Бабенкова С.Ю., Марьясис Д.А., Морозов В.М.

Аннотация

Ускорение процессов цифровизации, вызванное, в частности, пандемией нового коронавируса, позволяет все серьезнее рассматривать новые технологии в качестве инструмента решения ряда социально-экономических проблем как на локальном, так и на региональном и - шире - глобальном уровне. Актуальность исследования заключается в том, что сегодня и Израиль, не будучи исключением, стал участником процесса вовлечения цифровых технологий для решения государственных задач, и изучение таких возможностей может стать новым вкладом в решение палестино-израильского конфликта. Достигнутые в 2020 г. договоры о сотрудничестве Израиля с рядом арабских стран Ближнего Востока способствуют повышению степени интеграции этого государства в региональные процессы. Целью статьи является демонстрация тех возможностей, которые открывают цифровые технологии для обеспечения взаимодействия деловых сообществ Израиля и Палестины уже на современном этапе даже в условиях продолжающегося конфликта. Среди материалов, помимо совокупности научной классической апробированной литературы специалистов по Ближнему Востоку, авторы использовали научно-практические разработки в сфере экономики и антикризисного управления, что дало возможность более точной оценки ситуации и получения достоверных результатов. Использован метод декомпозиции израильско-палестинского конфликта, выделение уровней цифровизации и последующее конструирование концепции возможного использования цифрового взаимодействия между двумя странами. Результатом исследования явилась разработка многоуровневой концепции развития такого взаимодействия, основанная как на авторской трактовке процессов цифровой трансформации, так и на специфике процессов регионального развития. Центральным ее звеном являются так называемые платформы взаимодействия (ПВ), которые, по сути являясь современными онлайн-платформами, де-факто формируют виртуальное пространство для обеспечения взаимодействия двух сообществ в экономической, финансовой, образовательной, социальной сферах. Таким образом, в статье показано, что цифровизация позволяет преодолеть существующие барьеры экономического развития, особенно для Палестины, давая возможность деловому сообществу обеих стран существенно снизить значимость текущей неблагоприятной геополитической обстановки и интенсифицировать экономическую составляющую двусторонних отношений. Более того, предлагаемые нами механизмы могут действовать в условиях продолжающегося конфликта, что существенно, поскольку дают возможность постепенного улучшения экономической ситуации в Палестине.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2022;22(2):320-341
pages 320-341 views

НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ

Международная информационная безопасность: в поисках консолидированных подходов : интервью с Андреем Владимировичем Крутских, Специальным представителем Президента Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества в области информационной безопасности / интервью провел Д. А. Пискунов

Крутских А.В.

Аннотация

Андрей Владимирович Крутских — Специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества в области информационной безопасности с 2014 г., ведущий эксперт в данной сфере в России и в мире. Он занимал должность председателя Группы правительственных экспертов ООН по достижениям в сфере информации и телекоммуникаций и Группы экспертов государств — членов ШОС по международной информационной безопасности (МИБ). С 2020 г. А.В. Крутских является директором Департамента международной информационной безопасности (ДМИБ) МИД России, с 2017 г. — директором Центра международной информационной безопасности и научно-технологической политики (ЦМИБ) МГИМО МИД России. Андрей Владимирович — автор фундаментальных работ, посвященных вопросам МИБ, научный редактор комплексного учебного пособия «Международная информационная безопасность: теория и практика» (в трех томах), подготовленного авторским коллективом ЦМИБ. В ходе интервью А.В. Крутских рассказал о подходах России в области МИБ, роли Российской Федерации в выработке правил ответственного поведения государств в глобальном информационном пространстве. 

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2022;22(2):342-351
pages 342-351 views

ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ

Ценностный суверенитет в эпоху глобальных конвергентных медиа

Дегтерев Д.А.

Аннотация

Суверенитет в цифровом пространстве - это относительно новый, сравнительно малоизученный феномен, который рассматривается в данной статье. Он носит комплексный характер и зависит как от используемой технологической базы (прежде всего, сетевого оборудования, в том числе 5G и др.), программных продуктов и платформ, так и от продвигаемого контента. Перед странами встает непростая задача регулирования деятельности глобальных медиа-холдингов для сохранения ценностного суверенитета. Автор приводит политэкономический анализ ценностного суверенитета, показывая важность государства как регулятора, позволяющего устранять негативные информационные экстерналии. Особое внимание уделяется анализу международного медиапейзажа и формированию многополярности в сетевом пространстве, в том числе усиливающемуся феномену технологической конвергенции в медиаиндустрии, а также позициям отдельных стран и регионов в глобальной медиаиндустрии. Рассматриваются корпоративные структуры крупнейших медиахолдингов мира, и выявляется усиливающаяся степень диверсификации их активов. Исследуются поколенческая дифференциация механизмов социализации в постпандемийную эпоху, в том числе доля времени, уделяемого социальным платформам, традиционным СМИ (на примере телевидения), а также основные способы доступа в Интернет и проникновения новых технологий. Показаны наиболее перспективные для социализации и быстрорастущие сегменты, в частности интернет-телевидение, технологии создания виртуальной реальности, видеоигры и киберспорт. В финальной части статьи рассматриваются основные проблемы и вызовы регулированию национального медиапространства с целью обеспечения ценностного суверенитета в эпоху глобальных конвергентных медиа.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2022;22(2):352-371
pages 352-371 views

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Цифровой разрыв и цифровое неравенство в продовольственных системах мира

Ревенко Л.С., Ревенко Н.С.

Аннотация

Исследуется влияние цифрового разрыва и цифрового неравенства на процессы преобразований в продовольственном секторе мира через призму новой парадигмы, выработанной в период подготовки состоявшегося в сентябре 2021 г. Саммита ООН по продовольственным системам. Целью исследования является выявление основных причин углубления цифрового неравенства в продовольственной сфере и путей его преодоления. Используемая авторами методология междисциплинарного комплексного анализа социально-экономических процессов позволяет выявить места формирования наиболее «разрывных» точек в процессах обеспечения населения мира продовольствием в контексте цифровизации. Обосновывается тезис о том, что в основе проявления цифрового неравенства в различных продовольственных системах лежит разноскоростной характер процессов цифровизации в отдельных странах и среди групп хозяйствующих субъектов, что создает новые условия конкуренции и, соответственно, новое соотношение рыночных преимуществ и рисков. Делается вывод о том, что в продовольственных системах мира цифровое неравенство имеет не только рыночные, но и явно выраженные социальные аспекты, поскольку оно обостряет проблему продовольственной безопасности в части экономической доступности питания из-за снижения или потери доходов сельского населения, теряющего работу в условиях цифровизации, а также порождает новые риски функционирования в цифровых экосистемах. Такая ситуация затрудняет достижение Целей устойчивого развития (ЦУР) до 2030 г., а именно ЦУР-2 и связанных с ней целей. При этом воздействие мер государственного регулирования продовольственного сектора на проблему преодоления цифрового неравенства носит неоднозначный характер.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2022;22(2):372-384
pages 372-384 views

Технологическая политика и устойчивое развитие в Нигерии

Огувбу Э.А., Гберевбие Д.Э., Они С.О.

Аннотация

В XXI в. правительство и население Нигерии делают особую ставку на технологический компонент развития. В современном мире технологии оказывают наиважнейшее воздействие на людей и все сферы общественного развития - от коммуникаций и транспорта до строительства и здравоохранения. В рамках данного исследования термин «технологии» используется в широком контексте, в том числе применительно к сфере знаний, компетенций и навыков, необходимых для технологического развития. Методологически исследование основывается на анализе вторичных источников - монографий, научных статей, интернет-ресурсов. Главный акцент сделан на изучении политики Нигерии в сфере технологического и устойчивого развития. Страна, располагающая богатыми минеральными ресурсами, для ускорения темпов экономического роста должна инициировать разработку и внедрение современных технологий. Однако результативность прилагаемых усилий довольно низкая, что не позволяет выйти на сопоставимый с развитыми экономиками технологический уровень. В этой связи требуется пересмотр технологической политики в контексте долгосрочного развития Нигерии. При более основательном подходе к развитию производственных функций и операций, таких как контроль качества, техническое обслуживание, планирование и др., уровень национального развития был бы гораздо выше нынешнего. В случае с Нигерией качественное улучшение промышленного производства напрямую связано с такими факторами, как знания и опыт. В целом авторы приходят к выводу, что профессиональное техническое обучение населения субрегиона Африки южнее Сахары является залогом выхода стран на новый технологический уровень развития. При этом в борьбе за технологии Нигерия должна стремиться к обеспечению баланса между развитием промышленности и состоянием окружающей среды для достижения устойчивости.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2022;22(2):385-396
pages 385-396 views

МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Космическая и противокосмическая деятельность великих держав в космосе

Ислам М.

Аннотация

Рассматривается космос, включая Луну и иные небесные тела, в качестве пространства, открытого для исследования и использования всеми государствами, поскольку небесные тела - это природные ресурсы, являющиеся общим наследием человечества. Их исследование и использование на благо и для открытия всех стран является результатом права собственности всего человечества. Проанализированы аспекты милитаризации космического пространства великими державами, в частности США, Россиейи Китаем, в конце ХХ - начале XXI в. Этот процесс связан с изменениями в способах ведения боевых действий, в результате чего формируется новая система проведения военных операций в различных пространствах, взаимосвязанных друг с другом через космическое пространство. Одним из примеров является война в Персидском заливе, также известная как Первая «космическая» война, в которой американская армия успешно использовала свои спутниковые системы для тестирования автоматизированной системы управления войсками (АСУВ). С тех пор космическое пространство стало неотъемлемой частью военных операций США. Россия и Китай также пытаются развивать аналогичные системы и возможности для противодействия господству США в космосе. При этом США продолжают совершенствовать свои контркосмические возможности для сохранения превосходства в космическом пространстве. Растущая зависимость от космоса характерна не только для военных операций, но и коммерческой и гражданской деятельности. Также великие державы в целях реализации своих национальных интересов инициируют различные космические и контркосмические мероприятия, что превращает космос в арену межгосударственного противостояния.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2022;22(2):397-410
pages 397-410 views

Глобальная террористическая угроза в Сахеле и истоки терроризма в Буркина-Фасо

Исаев Л.М., Коротаев А.В., Бобарыкина Д.А.

Аннотация

В статье рассматриваются причины роста террористической активности в Буркина-Фасо после революции 2014 г. Регион Сахеля на протяжении десятилетий являлся одним из наиболее нестабильных в Африке и афразийской зоне нестабильности. Однако в 2010-е гг. Сахель испытал на себе сильнейший рост террористической активности: к 2015 г. количество терактов здесь выросло более чем в семь раз по сравнению с 2010 г. В то же время динамика террористической активности в Буркина-Фасо имела свои особенности по сравнению с остальными странами Сахеля. Рост терроризма в этой стране во многом стал следствием свержения режима Б. Компаоре. Новые власти оказались неспособны поддерживать безопасность на прежнем уровне. Объяснением этому могут служить, с одной стороны, устойчивые договоренности, которые сложились между Компаоре и террористическими структурами. Его отставка разрушила все неформальные связи и договоренности, которые режим налаживал с региональными джихадистскими организациями, развязав им руки для достаточно быстрого и легкого проникновения в Буркина-Фасо. С другой стороны, важную роль сыграл роспуск Президентской гвардии (именно эта структура в значительной степени отвечала за борьбу с терроризмом) после неудачной попытки военного переворота в сентябре 2015 г. Новое руководство лишило страну защиты, которую они имели против джихадистских организаций, готовых проникнуть через границу в Буркина-Фасо. В результате после 2015 г. весьма благополучная с точки зрения терроризма страна столкнулась с беспрецедентным ростом террористической активности.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2022;22(2):411-421
pages 411-421 views

РЕЦЕНЗИИ

Рецензия на книгу : Buchanan B. The Hacker and the State: Cyber Attacks and the New Normal of Geopolitics. Cambridge, Massachusetts : Harvard University Press, 2020. 309 p.

Яникеева И.О.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2022;22(2):422-424
pages 422-424 views

Рецензия на книгу : Kharas H., McArthur J. W., Ohno I. Breakthrough: The Promise of Frontier Technologies for Sustainable Development. Brookings Institution Press, 2022. 256 p.

Мелконян Л.А.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2022;22(2):425-428
pages 425-428 views

Рецензия на книгу : Simon H. Hidden Champions: The New Game in the Chinese Century. Frankfurt - New York : Campus, 2021. 280 p.

Андреева Е.Л., Ратнер А.В.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2022;22(2):429-432
pages 429-432 views

Рецензия на книгу : Bhatia R. India - Africa Relations: Changing Horizons. New York : Routledge, 2021. 244 p.

Медушевский Н.А.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2022;22(2):433-435
pages 433-435 views

Рецензия на книгу : Россия и Африка. Документы и материалы. 1961 - начало 1970-х / отв. ред. С.В. Мазов, А.Б. Давидсон. Москва : Политическая энциклопедия, 2021. 1006 с.

Кассае Н.В.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2022;22(2):436-438
pages 436-438 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».