Гендерные особенности копинг-стратегий мужчин и женщин

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Эффективность совладающего поведения зависит от применения успешных стратегий, а также от индивидуальных особенностей человека. Возраст, пол, интеллект, социальный статус, гендерная идентичность - все эти факторы могут влиять на способность справляться с трудностями и психологическую устойчивость каждого человека. В современных психологических исследованиях встречается путаница между понятиями «пол» и «гендер». Несмотря на существование множества исследований копинг-стратегий мужчин и женщин, различия копинг-поведения в зависимости от гендера мало изучены. Цель исследования - анализ гендерно-специфических копинг-стратегий мужчин и женщин среднего возраста. Выборка российских мужчин и женщин (N = 286) была разделена по гендерному признаку на три подгруппы: маскулинная, андрогинная, фемининная. Для диагностики использовались тест гендерных ролей С. Бем (The Bem Sex-Role Inventory, BPRT) и опросник копинг-стратегий Лазаруса и Фолкмана (Test Ways of Coping Questionnaire, WCQ) в русскоязычных адаптациях. Полученные результаты подтверждают гипотезу о том, что гендерная идентичность может определять специфику копинг-поведения людей: люди с различиями в биологической половой идентичности (мужчины и женщины) используют гендерно-специфические стратегии совладания (маскулинная, андрогинная, фемининная), если их гендерные ориентации совпадают. Исследование маскулинности, андрогинности и фемининности может способствовать изучению особенностей копинг-поведения и стать основой для лучшего понимания динамики поведения человека в стрессовой ситуации.

Об авторах

Ольга Александровна Овсяник

Московский государственный областной педагогический университет

Email: Ovsianik@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0274-1702

доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры социальной психологии

Российская Федерация, 141014, Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24

Альбина Александровна Нестерова

Московский государственный областной педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: anesterova77@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0002-7830-9337

доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры социальной психологии

Российская Федерация, 141014, Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24

Наталья Владимировна Сидячева

Московский государственный областной педагогический университет

Email: sidna@bk.ru
ORCID iD: 0000-0001-6454-964X

кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой социальной психологии

Российская Федерация, 141014, Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24

Список литературы

  1. Antonova, N.V., & Ivanova, N.L. (2016). Gender differences in identity features and self-determination process. IAFOR Journal of Psychology & the Behavioral Sciences, 2(2), 47–64. https://doi.org/10.22492/ijpbs.2.2.04
  2. Bakanova, A.A. Existential context of overcoming crisis situations in mature age. (In Russ.) Retrieved May 14, 2022, from http://hpsy.ru/public/x1174.htm
  3. Bakhet, S.M.A. (2021). Responding to: Coping with stress among androgynous, and sextyped persons. Open Access Library Journal, 8(8), e7734. https://doi.org/10.4236/oalib.1107734
  4. Belinskaya, E.P. (2009). Coping as social-cultural problem. Psychological Studies, 2(3). (In Russ.) https://doi.org/10.54359/ps.v2i3.1001
  5. Bem, S.L. (1993). The lenses of gender: Transforming the debate of sexual inequality. New Haven: Yale University Press. https://doi.org/10.12987/9780300154252
  6. Bodnar, A.M., & Bodnar, E.L. (2016). Ways of coping with stress among service men with different gender identity. Izvestia Ural Federal University Journal. Series 1. Issues in Education, Science and Culture, 22(4), 108–114. (In Russ.)
  7. Bordean, O.N., Rácz, D.S., Ceptureanu, S.I., Ceptureanu, E.G., & Pop, Z.C. (2020). Gender diversity and the choice of conflict management styles in small and medium-sized enterprises. Sustainability, 12(17), 7136. https://doi.org/10.3390/su12177136
  8. Borisova, I.V., & Gulakova, E.S. (2018). Coping and protective behavior of residents of radioactive contaminated territories depending on age and gender. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 15(1), 79–93. (In Russ.) https://doi.org/10.22363/2313-1683-2018-15-1-79-93
  9. Brems, C., & Johnson, M.E. (1989). Problem-solving appraisal and coping style: The influence of sex-role orientation and gender. The Journal of Psychology, 123(2), 187–194. https://doi.org/10.1080/00223980.1989.10542975
  10. Broderick, P.C., & Korteland, C. (2002). Coping style and depression in early adolescence: Relationships to gender, gender role, and implicit beliefs. Sex Roles, 46(7–8), 201–213. https://doi.org/10.1023/A:1019946714220
  11. Connell, R. (2011). Gender and social justice: Southern perspectives. South African Review of Sociology, 42(3), 103–115. https://doi.org/10.1080/21528586.2011.621242
  12. Eagly, A.H., & Wood, W. (2012). Social role theory. In P. Van Lange, A. Kruglanski & E. Higgins (Eds.), Handbook of Theories of Social Psychology (vol. 2, pp. 458–476). London: SAGE Publications Ltd. https://doi.org/10.4135/9781446249222.n49
  13. García-Vega, E., Rico, R., & Fernández, P. (2017). Sex, gender roles and sexual attitudes in university students. Psicothema, 29(2), 178–183. https://doi.org/10.7334/psicothema2015.338
  14. Graves, B.S., Hall, M.E., Dias-Karch, C., Haischer, M.H., & Apter, C. (2021). Gender differences in perceived stress and coping among college students. PLOS ONE, 16(8), e0255634. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0255634
  15. Haan, N. (1982). The assessment of coping, defense, and stress. In L. Goldberger & S. Breznitz (Eds.), Handbook of Stress: Theoretical and Clinical Aspects (pp. 258–273). New York: Free Press.
  16. Ilin, E.P. (2010). Sex and gender. St. Petersburg: Piter Publ. (In Russ.)
  17. Ильин Е.П. Пол и гендер. СПб.: Питер, 2010. 688 с.
  18. Isaeva, E.R. (2009). Age and gender specialties of stress-coping behavior by the example of Russian population. Part I. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, (6), 86–90. (In Russ.)
  19. Kuznetsova, L.B. (2015). Psychological features of aging process experience. Scientific Bulletins. Humanitarian sciences, (24), 173–181. (In Russ.)
  20. Lazarus, R., & Folkman, S. (1984). Stress, appraisal, and coping. New York: Springer.
  21. Lazarus, R.S., Kanner, A.D., & Folkman, S. (1980). Emotions: A cognitive-phenomenological analysis. In R. Plutchik & H. Kellerman (Eds.), Theories of Emotion (pp. 189–217). New York: Academic Press. https://doi.org/10.1016/b978-0-12-558701-3.50014-4
  22. Lipińska-Grobelny, A. (2011). Effects of gender role on personal resources and coping with stress. International Journal of Occupational Medicine and Environmental Health, 24(1), 18–28. https://doi.org/10.2478/s13382-011-0002-6
  23. Lippa, R.A. (2005). Gender, nature, and nurture (2nd ed.). New York: Routledge. https://doi.org/10.4324/9781410612946
  24. Lorenzi-Cioldi, F. (1996). Psychological androgyny: A concept in search of lesser substance. Towards the understanding of the transformation of a social representation. Journal for the Theory of Social Behaviour, 26(2), 137–155. https://doi.org/10.1111/j.1468-5914.1996.tb00526.x
  25. Mahmoudi, F., & Ÿzkan, Y. (2016). Practicum stress and coping strategies of pre-service English language teachers. Procedia – Social and Behavioral Sciences, 232, 494–501. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.10.067
  26. Marhenke, T., & Imhoff, R. (2019). Does Bem´s Psychological Androgyny map on gender or sex differences in faces? Psychology, Society & Education, 11(1), 99–112. https://doi.org/10.25115/psye.v11i1.2071
  27. Mayer, D.M. (2018, October 8). How men get penalized for straying from masculine norms. Harvard Business Review. Retrieved May 21, 2022, from https://hbr.org/2018/10/how-men-get-penalized-for-straying-from-masculine-norms
  28. Mayor, E. (2015). Gender roles and traits in stress and health. Frontiers in Psychology, 6, 779. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2015.00779
  29. Moos, R.H., & Billings, A.G. (1982). Conceptualizing and measuring coping resources and processes. In L. Goldberger & S. Breznitz (Eds.), Handbook of Stress: Theoretical and Clinical Aspects (pp. 212–230). New York: Free Press.
  30. Nartova-Bochaver, S.K. (1997). “Coping behavior” in the system of concepts of the psychology of personality. Psikhologicheskii Zhurnal, 18(5), 20–30. (In Russ.)
  31. Nesterova, A.A., & Suslova, T.F. (2014). Study of families of migrants need in psychological help. The International Conference on Social Science and Humanity. Conference Proceedings (pp. 97–108). London: SCIEURO.
  32. Nolen-Hoeksema, S. (1987). Sex differences in unipolar depression: Evidence and theory. Psychological Bulletin, 101(2), 259–282. https://doi.org/10.1037/0033-2909.101.2.259
  33. Ovsyanik, O.A. (2013). Gender differences in age perception by women aged 40-60 in Russia and Australia. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 6(2), 223–234.
  34. Sachkova, M.E., & Timoshina, I.N. (2016). Gender aspects of status in teenage student groups. Psychology in Russia: State of the Art, 9(2), 167–176. https://doi.org/10.11621/pir.2016.0213
  35. Seidler, Z.E., Rice, S.M., Kealy, D., Wilson, M.J., Oliffe, J.L., & Ogrodniczuk, J.S. (2021). Men’s shame and anger: Examining the roles of alexithymia and psychological distress. The Journal of Psychology, 156(1), 1–11. https://doi.org/10.1080/00223980.2021.1977598
  36. Sinnott, J.D., & Shifren, K. (2001). Gender and aging: Gender differences and gender roles. In J.E. Birren & K.W. Schaie (Eds.), Handbook of the Psychology of Aging (5th ed., pp. 454–476). San Diego: Academic Press.
  37. Spangenberg, J.J., & Lategan, T.P. (1993). Coping, androgyny, and attributional style. South African Journal of Psychology, 23(4), 195–203. https://doi.org/10.1177/008124639302300406
  38. Starr, C.R., & Zurbriggen, E.L. (2017). Sandra Bem’s gender schema theory after 34 years: A review of its reach and impact. Sex Roles, 76(9–10), 566–578. https://doi.org/10.1007/s11199-016-0591-4
  39. Tamres, L.K., Janicki, D., & Helgeson, V.S. (2002). Sex differences in coping behavior: A meta-analytic review and an examination of relative coping. Personality and Social Psychology Review, 6(1), 2–30. https://doi.org/10.1207/s15327957pspr0601_1
  40. Vafaei, A., Ahmed, T., Freire, A.d.N.F., Zunzunegui, M.V., & Guerra, R.O. (2016). Depression, sex and gender roles in older adult populations: The International Mobility in Aging Study (IMIAS). PLOS ONE, 11(1), e0146867. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0146867
  41. Vafaei, A., Alvarado, B., Tomás, C., Muro, C., Martinez, B., & Zunzunegui, M.V. (2014). The validity of the 12-item Bem Sex Role Inventory in older Spanish population: An examination of the androgyny model. Archives of Gerontology and Geriatrics, 59(2), 257–263. https://doi.org/10.1016/j.archger.2014.05.012
  42. Van den Brande, W., Baillien, E., De Witte, H., Vander Elst, T., & Godderis, L. (2016). The role of work stressors, coping strategies and coping resources in the process of workplace bullying: A systematic review and development of a comprehensive model. Aggression and Violent Behavior, 29, 61–71. https://doi.org/10.1016/j.avb.2016.06.004
  43. Varabina, A.V., & Egorova, T.V. (2016). Gender features of coping behavior among modern teenagers. Psikhologiya Stressa i Sovladayushchego Povedeniya: Resursy, Zdorov'e, Razvitie: Conference Proceedings (vol. 1, pp. 288–290). Kostroma: Kostroma State University named after N.A. Nekrasov. (In Russ.)
  44. Vasserman, L.I., Iovlev, B.V., Isaeva, E.R., Trifonova, E.A., Shchelkova, O.Yu., & Novozhilova, M.Yu. (2009). A questionnaire for psychological diagnosis of coping behavior in stressful and problematic situations for a person. St. Petersburg: St. Petersburg V.M. Bekhterev Psychoneurological Research Institute. (In Russ.)
  45. Villada, C., Espin, L., Hidalgo, V., Rubagotti, S., Sgoifo, A., & Salvador, A. (2017). The influence of coping strategies and behavior on the physiological response to social stress in women: The role of age and menstrual cycle phase. Physiology & Behavior, 170, 37–46. https://doi.org/10.1016/j.physbeh.2016.12.011
  46. Volkova, O.N., Kossova, E.G., & Chekhlaty, E.I. (2005). A study of the quality of life of healthy people and coping strategies in gender aspect. Bulletin of Psychotherapy, (13), 65–75. (In Russ.)
  47. Zeman, J., & Garber, J. (1996). Display rules for anger, sadness, and pain: It depends on who is watching. Child Development, 67(3), 957–973. https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.1996.tb01776.x

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».