Медицинские и социально-педагогические риски использования детьми младшего школьного возраста цифровых устройств: эмпирическое исследование

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Исследование посвящено медицинским и социально-педагогическим рискам использования детьми младшего школьного возраста цифровых устройств и включает результаты оценки и систематизации рисков использования цифровых устройств и социальных сетей для здоровья детей младшего школьного возраста. Цифровые устройства, интернет, социальные сети стали неотъемлемой частью жизни современных детей. Однако их использование влияет на нервно-психический статус ребенка, появление проблем со стороны зрения и опорно-двигательного аппарата. Важен родительский контроль за безопасным для здоровья детей использованием гаджетов и социальных сетей. Методологической базой исследования стала социальная педагогика, исследующая процессы взаимодействия растущего человека с различными объектами социума в основных сферах его жизнедеятельности: семейной, образовательной, общественной, выполняющая интегрирующую функцию в изучении разными научными дисциплинами актуальных социальных проблем детей, семей, общества. Использовался комплекс методов, при этом основным методом стал анкетный опрос родителей, имеющих детей младшего школьного возраста и проживающих в Боровском районе Калужской области (исследовательская база НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России). Выявлено, что просмотр видео является риском повышенной раздражительности, компьютерные игры, поиск информации в интернете, бесконтрольное использование цифровых средств - риском нарушения зрения, использование социальных сетей - жалоб на трудности в общении. Более 50 % родителей нуждаются в помощи специалистов в повышении цифровой грамотности по безопасному для здоровья детей использованию цифровых устройств.

Об авторах

Александр Михайлович Курганский

Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России

Автор, ответственный за переписку.
Email: Kurgansk@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-7688-586X
SPIN-код: 4042-0826

кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков

Российская Федерация, 119296, Москва, Ломоносовский пр-кт, д. 2, стр. 1

Марина Петровна Гурьянова

Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России

Email: guryanowamp@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-9066-6882
SPIN-код: 3447-1188

доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков

Российская Федерация, 119296, Москва, Ломоносовский пр-кт, д. 2, стр. 1

Петр Иванович Храмцов

Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России

Email: pikhramtsov@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-0476-0969
SPIN-код: 6639-8770

доктор медицинских наук, профессор, руководитель НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков

Российская Федерация, 119296, Москва, Ломоносовский пр-кт, д. 2, стр. 1

Список литературы

  1. Abdullina, A.M. (2017). The influence of a computer on a schoolchild’s vision. Priority Tasks and Strategies for Development of Pedagogy and Psychology: Conference Proseedings (pp. 37‒39). Moscow. (In Russ.)
  2. Abramenkova, V.V. (2021). Digitalization of education as a threat to the safe development of childhood. Scientific Research and Development. Socio-Humanitarian Research and Technology, 10(3), 3‒12. (In Russ.) https://doi.org/10.12737/2306-1731-2021-10-3-3-11
  3. Aliyev, D.S. (2021). The use of an e-learning case study in professional training of students energy majors polytechnic college. Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, 10(3), 16‒18. (In Russ.) https://doi.org/10.26140/anip-2021-1003-0002
  4. Borisova, O.S., Sitinova, A.A., & Dujsenbek, F.N. (2019). The influence of the computer on the health and psyche of students. Integration of Psychological and Pedagogical Sciences and Current Educational Practices: Proceedings of the International Student Scientific and Practical Conference (pp. 43‒48). Orenburg. (In Russ.)
  5. Chakhnashvili, M.L., & Ivanov, D.V. (2022). Impact of digitalization on the health of children and adolescents. Journal of New Medical Technologies, 16(3), 56‒66. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2075-4094-2022-3-2-2
  6. Durusoy, R., Hassoy, H., Özkurt, A., & Karababa, A.O. (2017). Mobile phone use, school electromagnetic field levels and related symptoms: a cross-sectional survey among 2150 high school students in Izmir. Environmental Health, 16(1), 51. https://doi.org/10.1186/s12940-017-0257-x
  7. Filkina, O.M., Vorobyova, E.A., Dolotova, N.V., Kocherov, O.Yu., & Malyshkina, A.I. (2020). Long use of digital devices as a risk factor that causes myopia occurrence in schoolchildren. Health Risk Analysis, (4), 77‒84. (In Russ.) https://doi.org/10.21668/health.risk/2020.4.08
  8. Gupta, S., Sharma, R.S., & Singh, R. (2022). Non-ionizing radiation as possible carcinogen. International Journal of Environmental Research and Public Health, 32(4), 916‒940. https://doi.org/10.1080/09603123.2020.1806212
  9. Hardell, L. (2018). Effects of mobile phones on children's and adolescents' health: A commentary. Child Development, 89(1), 137‒140. https://doi.org/10.1111/cdev.12831
  10. Hardell, L., & Carlberg, M. (2021). Lost opportunities for cancer prevention: Historical evidence on early warnings with emphasis on radiofrequency radiation. Reviews on Environmental Health, 36(4), 585‒597. https://doi.org/10.1515/reveh-2020-0168
  11. Isakova, I.A. (2022). Cyber threats to the health of children and youth in the age of gadgetization. Vestnik of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod. Series: Social Sciences, 4(68) 112‒117. (In Russ.) https://doi.org/10.52452/18115942_2022_4_112
  12. Kuchma, V.R., Sukhareva, L.M., & Khramtsov, P.I. (2016). Hygienic safety children in hyperinformation society. Public Health and Life Environment, (8), 4‒7. (In Russ.)
  13. Kuchma, V.R., Teksheva, L.M., Vyatleva, O.A., & Kurgansky, A.M. (2013). Physiological and hygienic assessment of perception of the information from electronic device for reading (Reader). Hygiene and Sanitation, 92(1), 22‒26. (In Russ.)
  14. Kudrina, S.V., & Kudrin, M.Yu. (2018) Correction of educational activity of children with the limited possibilities of health with the help of computer training tools. Sciences of Europe, (28‒4), 28‒35. (In Russ.)
  15. Kurganskij, A.M., Berezina, N.O., & Hramcov, P.I. (2023). The influence of the use of electronic devices on the quality of sleep of primary schoolchildren. Public Health Forum: Man. Health. Environment: Conference Proceedings (pp. 303‒307). Minsk. (In Russ.)
  16. Lazarev, V.S. (2022). On the psychological and pedagogical foundations for designing the digital transformation of general education. Pedagogics, (3), 5‒16. (In Russ.)
  17. Li, Y., Wang, Z., You, W., & Liu, X. (2022). Core self-evaluation, mental health and mobile phone dependence in Chinese high school students: why should we care. Italian Journal of Pediatrics, 48(1), 28. https://doi.org/10.1186/s13052-022-01217-6
  18. Lukyanec, G.N., Makarova, L.V., Paranicheva, T.M., Tyurina, E.V., & Shibalova, M.S. (2019). The influence of gadgets on children's development. Novye Issledovaniya, (1), 25‒35.
  19. Magiera, A., & Solecka, J. (2019). Mobile telephony and its effects on human health. Roczniki Panstwowego Zakladu Higieny, 70(3), 225‒234. https://doi.org/10.32394/rpzh.2019.0073
  20. Milushkina, O.Yu., Skoblina, N.A., Pivovarov, Yu.P., Markelova, S.V., Mettini, E., Ievleva, O.V., & Tatarinchik, A.A. (2022). Routine use of mobile electronic devises by schoolchildren and students and its correction by hygienic education. Health Risk Analysis, (4), 64‒71. https://doi.org/10.21668/health.risk/2022.4.06.eng
  21. Nikandrov, N.D. (2022). Upbringing in modern Russia: Impact of the information environment, socialization and culture. Pedagogics, (12), 5‒20. (In Russ.)
  22. Novikova, I.I., Zubtsovskaya, N.A., Lobkis, M.A., & Kondrashchenko, A.I. (2022). Evaluation of the impact of mobile communication devices on cognitive functions in students. Health Сare of the Russian Federation, 66(3), 227‒231. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0044-197X-2022-66-3-227-231
  23. Podufalov, N.D. (2022). On the problems of digital and network technologies development and use in education. Pedagogics, (3), 17‒32. (In Russ.)
  24. Ryndak, V.G. (2021). Theory and experience of digitalization in the system of inclusive education. Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences, 18(4), 45‒56. (In Russ.) https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2021.4.4
  25. Savchenko, O.A., Kobyshev, S.A., & Shevchuk, S.R. (2018). The effect of headphones on human hearing. World Perception in the 21st Century, 1(2), 37‒41. (In Russ.)
  26. Skoblina, N.A., Milushkina, O.Yu., Kurgansky, A.M., Markelova, S.V. Tsameryan, A.P., Tatarinchik, A.A., & Fedotova, T.I. (2020). The influence of led lighting in school recreation areas on visual acuity and psycho-emotional state of first grades in the dynamics of a schoolyear. Public Health and Life Environment, (6), 25‒30. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-327-6-25-30
  27. Stepanova, G.A., Demchuk, A.V., & Aprentieva, M.R. (2020). Psychological and pedagogical problems of digitalization of Russian education. Pedagogical Journal of Bashkortostan, (4‒5), 157‒171. (In Russ.) https://doi.org/10.21510/1817-3292-2020-89-90-4-5-157-171
  28. Tamana, S.K., Ezeugwu, V., Chikuma, J., Lefebvre, D.L., Azad, M.B., Moraes, T.J., Subbarao, P., Becker, A.B., Turvey, S.E., Sears, M.R., Dick, B.D., Carson, V., Rasmussen, C., Pei, J., & Mandhane, P.J. (2019). Screen-time is associated with inattention problems in preschoolers: Results from the CHILD birth cohort study. PLoS One, 14(4). https://doi.org/10.1371/ journal.pone.0213995
  29. Toncheva, K.S., Bykova, N.L., & Sarchuk, E.V. (2020). The influence of modern gadgets on the development of pathologies in children. Nauchnoe Obozrenie, (3), 29‒33. (In Russ.)
  30. Ushakov, I.B., Popov, V.I., Skoblina, N.A., & Markelova, S.V. (2021). Duration of the use of mobile electronic devices as a risk factor for health of children, adolescents and youth. Human Ecology, (7), 43‒50. (In Russ.) https://doi.org/10.33396/1728-0869-2021-7-43-50
  31. Veraksa, A.N., Kornienko, D.S., Chichinina, E.A., Bukhalenkova, D.A., & Chursina, A.V. (2021). Correlations between preschoolers screen time with gender, age and socio-economic background of the families. The Art and Science of Television, 17(3), 179‒209. (In Russ.) https://doi.org/10.30628/1994-9529-17.3-179-209
  32. Vyatleva, O.A. (2022). Replacing a book with screen and its implications for learning. Pedagogics, (3), 55‒62. (In Russ.)
  33. Vyatleva, O.A., & Kurgansky, A.M. (2017). Mobile phones and health of children 6‒10 years: Importance of time modes and the radiation intensity. Public Health and Life Environment, (8), 27‒30. (In Russ.)
  34. Vyatleva, O.A., & Kurgansky, A.M. (2019a). Modes of use of the cell phone and health of schoolchildren. Hygiene and Sanitation, 98(8), 857‒862. (In Russ.) https://doi.org/10.18821/0016-9900-2019-98-8-857-862
  35. Vyatleva, O.A., & Kurgansky, A.M. (2019b). Risks for health associated with use modes and radiation level of cell phones in modern younger schoolchildren. Hygiene and Sanitation, 98(11), 1267‒1271. (In Russ.) https://doi.org/10.18821/0016-9900-2019-98-11-1267-1271
  36. Vyatleva, O.A., & Kurgansky, A.M. (2021). Changes in the method and modes of mobile phone use and their relationship with the well-being in junior schoolchildren. Public Health and Life Environment, 29(10), 34‒40. (In Russ.)
  37. Vyatleva, O.A., Teksheva, L.M., & Kurgansky, A.M. (2016). Physiological and hygienic assessment of the impact of mobile phones with various radiation intensity on the functional state of brain of children and adolescents according to electroencephalographic data. Hygiene and Sanitation, 95(10), 965‒968. (In Russ.) https://doi.org/10.1186/s12940-017-0257-x
  38. Zagidullina, D.S., & Ryazanova, E.A. (2023). Physiological and hygienic assessment of the use of gadgets by students living in cities. Sanitary Doctor, (6), 353‒358. (In Russ.) https://doi.org/10.33920/med-08-2306-02

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».