Осознанная саморегуляция и удовлетворенность жизнью как ресурсы профессиональной вовлеченности и предупреждения выгорания у современного учителя
- Авторы: Бондаренко И.Н.1, Фомина Т.Г.1, Моросанова В.И.1
-
Учреждения:
- Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований
- Выпуск: Том 21, № 2 (2024)
- Страницы: 587-607
- Раздел: РЕСУРСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1683/article/view/326307
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2024-21-2-587-607
- EDN: https://elibrary.ru/LXVYCE
- ID: 326307
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность поиска психологических ресурсов поддержания профессиональной вовлеченности и предупреждения эмоционального выгорания определяется высокими нагрузками и стрессовыми условиями работы современных учителей. Цель исследования - выявить регуляторные ресурсы вовлеченности учителей, рассмотреть их как способ защиты от выгорания в зависимости от удовлетворенности жизнью и стажа работы. Выборку исследования составили учителя средних школ Москвы, Московской области и Калуги (n = 142 человека, возраст 44,61 ± 12,29; средний стаж педагогической деятельности - 19,62 ± 12,73), которые были разделены на три группы: стаж 0-5 лет (n = 21, возраст 27,5 ± 6,64), стаж 5-20 лет (n = 52, возраст 38,35 ± 8,23), 20 лет и старше (n = 69, возраст 54,7 ± 6,7). Для диагностики использовались: Утрехтская шкала увлеченности работой (UWES); Опросник профессионального выгорания Маслач (MBI/ПВ), Шкала удовлетворенности жизнью (SWLS) Э. Динера и др.; Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ-2020) В.И. Моросановой. В результате выявлены положительные взаимосвязи вовлеченности с осознанной саморегуляцией достижения целей, удовлетворенностью и профессиональными достижениями, и отрицательные - с симптомами выгорания. Показано, что уровень вовлеченности и удовлетворенности от стажа работы не зависят, в отличие от проявлений выгорания и регуляторных ресурсов, которые различаются у учителей с разным стажем. Впервые продемонстрирована метаресурсная роль саморегуляции, развитие которой вносит значимый вклад во все компоненты вовлеченности. Учителя с разным стажем работы используют специальные регуляторные ресурсы для ее поддержания. Наличие ресурсов зависит от содержательных задач профессиональной деятельности. Удовлетворенность жизнью особенно важна на начальном этапе работы в школе, в то время как низкое выгорание является условием высокой вовлеченности для учителей со средним и большим стажем. Полученные результаты обсуждаются в контексте ресурсного подхода, а также практических технологий поддержания вовлеченности и снижения выгорания у учителей.
Об авторах
Ирина Николаевна Бондаренко
Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований
Автор, ответственный за переписку.
Email: pondi@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0001-5539-1027
SPIN-код: 7862-3863
Scopus Author ID: 56964809500
ResearcherId: P-6901-2016
кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии саморегуляции
Российская Федерация, 125009 Москва, ул. Моховая 9, стр. 4Татьяна Геннадьевна Фомина
Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований
Email: tanafomina@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-5097-4733
SPIN-код: 7480-4880
Scopus Author ID: 56528023600
ResearcherId: P-2785-2016
кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии саморегуляции
Российская Федерация, 125009 Москва, ул. Моховая 9, стр. 4Варвара Ильинична Моросанова
Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований
Email: morosanova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-7694-1945
SPIN-код: 4335-5542
Scopus Author ID: 6506351065
ResearcherId: J-5946-2016
член-корреспондент Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией психологии саморегуляции
Российская Федерация, 125009 Москва, ул. Моховая 9, стр. 4Список литературы
- Agyapong, B., Obuobi-Donkor, G., Burback, L., & Wei, Y. (2022). Stress, Burnout, Anxiety and Depression among Teachers: A Scoping Review. International Journal of Environmental Research and Public Health, 19(17), 10706. https://doi.org/10.3390/ijerph191710706
- Bakker, A. B., Demerouti, E., & Sanz-Vergel, A. (2023). Job demands–resources theory: Ten years later. Annual review of organizational psychology and organizational behavior,10, 25-53. https://doi.org/10.1146/annurev-orgpsych-120920-053933
- Bakker, A.B., & de Vries, J.D. (2021). Job demands–resources theory and self-regulation: New explanations and remedies for job burnout. Anxiety, Stress & Coping: An International Journal, 34(1), 1–21. https://doi.org/10.1080/10615806.2020.1797695
- Bakker, A.B., Simon, A.L. & Leiter, M.P. (2011). Key questions regarding work engagement. European Journal of Work and Organizational Psychology, 20(1), 4–28. http://dx.doi.org/10.1080/1359432X.2010.485352.
- Bal, M., Bryde, D., Fearon, D., & Ochieng, E. (2013). Stakeholder engagement: Achieving sustainability in the construction sector. Sustainability, 5(2), 695–710.
- Barabanshchikova, V.V., & Klimova, O.A. (2015). Representations of work engagement and workaholism in modern psychological research. National Psychological Journal, (1), 52-60. https://doi.org/10.11621/npj.2015.0106 (In Russ.).
- Berezina, T.N., Deulin, D.V., Sechko, A.V., & Rozenova, M.I. (2023). Relationship of professional burnout with age indicators and characteristics of the educational environment. Psychology and Law, 13(3), 193–210. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/psylaw.2023130314
- Bessonova, Yu.V. (2009). Value determinants of burnout syndrome. Chelovecheskii Faktor: Problemy Psikhologii i Ergonomiki, (4), 16–21. (In Russ.).
- Crawford, E.R., LePine, J.A., & Rich, B.L. (2010). Linking job demands and resources to employee engagement and burnout: a theoretical extension and meta-analytic test. Journal of Applied Psychology, 95(5), 834-848. https://doi.org/10.1037/a0019364
- Csikszentmihalyi, M., Abuhamdeh, S., & Nakamura, J. (2014). Flow. In: Flow and the foundations of positive psychology (pp. 227–238). Dordrecht: Springer. https://doi.org/10.1007/978-94-017-9088-8_15
- Diener E., Scollon C. N., & Lucas R. E. (2003). The evolving concept of subjective well-being: The multifaceted nature of happiness. Advances in Cell Aging and Gerontology, 15, 187-219. http://dx.doi.org/10.1007/978-90-481-2354-4_4
- Fomina, T.G. (2016). Self-regulation as a mediator of the relationship between work and professional burnout of teachers. In T.L. Kryukova, M.V. Saporovskaya, S.A. Hazova (Eds.), Psychology of stress and coping behavior: resources, health, development: materials of the IV International Scientific Conference (vol. 1, pp. 166–168). Kostroma: Kostroma State University named after N.A. Nekrasov Publ. (In Russ.).
- Fomina, T.G., & Morosanova, V.I (2013). Professional burnout: A regulatory approach. Acmeology, (3), 40–44. (In Russ.).
- Fredrickson, B. L. (2004). The broaden–and–build theory of positive emotions. Philosophical transactions of the royal society of London. Series B: Biological Sciences, 359 (1449), 1367–1378. https://doi.org/10.1098/rstb.2004.1512
- Granziera, H., Collie, R. & Martin, A. (2021). Understanding teacher wellbeing through job demands-resources theory. In: Mansfield, C.F. (Ed.), Cultivating teacher resilience (pp. 229–244). Singapore: Springer. https://doi.org/10.1007/978-981-15-5963-1_14
- Hakanen, J.J., Bakker, A.B., & Schaufeli, W. (2006). Burnout and work engagement among teachers. Journal of School Psychology, 43(6), 495–513. https://doi.org/10.1016/j.jsp.2005.11.001
- Hakanen, J.J., & Schaufeli, W.B. (2012). Do burnout and work engagement predict depressive symptoms and life satisfaction? A three-wave seven-year prospective study. Journal of Affective Disorders, 141(2-3). 415–424. https://doi.org/10.1016/j.jad.2012.02.043
- Hobföll, S. (1989). Conservation of resources: A new attempt at conceptualizing stress. American Psychologist, 44(3), 513–524. https://doi.org/10.1037/0003-066X.44.3.513
- Iancu, A., Rusu, A., Maroiu, C., Pacurar, R., Maricutoiu, L. (2018). The effectiveness of interventions aimed at reducing teacher burnout: A meta-analysis. Educational Psycho- logy Review, 30, 373–396. https://doi.org/10.1007/s10648-017-9420-8
- Imakaev, V.P. (2016). Critique of pedagogical cynicism. School Technologies, (4), 8–17. (In Russ.).
- Klassen, R.M., Sündüs, Y., & Durksen, T. (2013). Measuring teacher engagement: development of The Engaged Teachers Scale (ETS). Frontline Learning Research, 1(2), 33-52. https://doi.org/10.14786/flr.v1i2.44
- Kulikova, T.I. (2021). Time management as a determinant of stress resistance among the modern secondary school teachers. Organizational Psychology, 11(2), 54–75. (In Russ.).
- Kutuzova, D.A. (2006). Organization of activity and self-regulation style as factors of professional burnout of pedagogical psychologist. Ph.D. in Psychology Thesis. Moscow: Psychological Institute of the Russian Academy of Education. (In Russ.).
- Li, M., Wang, Z., You, X., & Gao, J. (2015). Value congruence and teachers’ work engagement: The mediating role of autonomous and controlled motivation. Personality and Individual Differences, 80, 113–118 https://doi.org/10.1016/j.paid.2015.02.021
- Lukina, V.S., Zaporozhskaya, E.E. (2019). Engagement and burnout syndrome of teachers of a secondary school. Kazan Pedagogical Journal, (6), 133-136. (In Russ.).
- Mäkikangas, A., Kinnunen, U., Feldt, T., & Schaufeli, W. (2016). The longitudinal development of employee well-being: A systematic review. Work & Stress, 30(1), 46–70. https://doi.org/10.1080/02678373.2015.1126870
- Maricuțoiu, L.R., Sulea, C., & Iancu, A. (2017). Work engagement or burnout: Which comes first? A meta-analysis of longitudinal evidence. Burnout Research, 5, 35–43. https://doi.org/10.1016/j.burn.2017.05.001
- Maslach, C., & Leiter, M. (1999). Burnout and engagement in the workplace: A contextual analysis. In: Urdan T. (Ed.), Advances in motivation and achievement (vol. 11, pp. 275–302). Stamford, CT: JAI Press.
- Maslach, C., & Leiter, M.P. (2016). Understanding the burnout experience: Recent research and its implications for psychiatry. World Psychiatry, 15(2), 103–111. https://doi.org/10.1002/wps.20311
- Maslach, C., Schaufeli, W.B., & Leiter, M.P. (2001). Job burnout. Annual Review of Psychology, 52, 397–422. https://doi.org/10.1146/annurev.psych.52.1.397
- Morosanova, V.I. (2014). Conscious self-regulation of personal activity as a psychological resource for achieving goals. Theoretical and Experimental Psychology, 7(4), 62–78. (In Russ.).
- Morosanova, V.I. (2021). Conscious self-regulation as a meta-resource for achieving goals and solving the problems of human activity. Moscow University Psychology Bulletin, (1), 3–37. https://doi.org/10.11621/vsp.2021.01.01 (In Russ.).
- Morosanova, & V.I., Kondratyuk N.G. (2020). V.I. Morosanova’s “Self-Regulation Profile Questionnaire - SRPQM 2020”. Voprosy Psychologii, (4), 155-167. (In Russ.).
- Osin E.N., Leontiev D.A. (2020). Brief Russian-language instruments to measure subjective well-being: Psychometric properties and comparative analysis. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes, (1), 117–142. (In Russ.). https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.1.06
- Schaufeli, W., & Salanova, M. (2013). Burnout, boredom and engagement in the workplace. In: Peeters, M., de Jonge, J., & Taris, T. (Eds.), An introduction to contemporary work psychology (pp. 291-320). Wiley-Blackwell.
- Schaufeli, W., Salanova, M., González-Romá, V., & Bakker, A. (2002). The measurement of engagement and burnout: A two sample confirmatory factor analytic approach. Journal of Happiness Studies, 3, 71-92. https://doi.org/10.1023/A:1015630930326
- Schaufeli, W.B., & Bakker, A.B. (2004). Job demands, job resources, and their relationship with burnout and engagement: A multi‐sample study. Journal of Organizational Behavior , 25, 293-315. https://doi.org/10.1002/JOB.248
- Skaalvik, E, Skaalvik, S. (2020). Teacher burnout: Relations between dimensions of burnout, perceived school context, job satisfaction and motivation for teaching. A longitudinal study. Teachers and Teaching, 26, 602–616. https://doi.org/10.1080/13540602.2021.1913404
- Sobkin, V.S., Adamchuk, D.V., Zhukov, I.D., & Yanbekova, D.V. (2014). Teachers’ attitude to the problem of implementation of innovations into educational practice. Man and Education, (3), 23-33. (In Russ.).
- Sonnentag, S. (2017). A task-level perspective on work engagement: A new approach that helps to differentiate the concepts of engagement and burnout. Burnout Research, 5, 12-20. https://doi.org/10.1016/j.burn.2017.04.001
- Strelkov, Yu. K. (2008). Structures of professional experience. In Panov, V.I. (Ed.), D. A. Oshanin and modern psychology: to the 100th anniversary of the birth of D.A. Oshanin (pp. 187-210). Obninsk: IG-SOCIN Publ. (In Russ.).
- Topchyan, R., & Woehler, C. (2021). Do teacher status, gender, and years of teaching experience impact job satisfaction and work engagement? Education and Urban Society, 53(2), 119-145. https://doi.org/10.1177/0013124520926161
- Vodopyanova, N.E. (2015). Modern concepts of resources of a subject of professional activity. Vestnik of SPbSU. Series 16, (1), 45-54. (In Russ.).
- Vodopyanova, N.E., & Starchenkova Е. S. (2007). Burnout syndrome. Saint-Petersburg.: Piter Publ. (In Russ.).
Дополнительные файлы

