Резильентность и культура: междисциплинарный подход

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В последние годы в число приоритетных направлений исследования целого ряд академических дисциплин и гуманитарных практик вошли проблемы психосоциальной резильентности и культурной компетентности. В данной статье с позиции социокультурного и междисциплинарного подходов рассматриваются сущность, природа и функции резильентности, обосновывается ее фундаментальная и интегративная роль в области психологии, педагогики, физиологии, психотерапии, а также в сфере духовности и общественной жизни. Показан большой потенциал культурной резильентности в развитии многих направлений обучения и областей знания, подчеркивается важность интеграции данного концепта в образовательные подходы и педагогические практики. Утверждается, что сущность и проявления резильентности связаны не только с чертами и способностями отдельного человека, но также с общими социальными ресурсами: культурным богатством общества, опытом и знаниями многих поколений. В рамках настоящего исследования резильентность рассматривается и как внутренняя предрасположенность, характерная для отдельной личности или социальной группы, и как навык, который постепенно усваивается, специально формируется, развивается в течение жизни человека и затем проявляется как образ жизни, как необходимый потенциал и естественное стремление личности к полноценному функционированию, в особенности в трудных, проблемных ситуациях. Подчеркивается значимость формирования и развития межкультурной компетентности, междисциплинарного обучения и сотрудничества, что будет способствовать формированию резильентности и усвоению личностью эффективных стратегий совладания (копинга) в критических ситуациях. Достижению этой цели также будет способствовать рост социальной сознательности, расширение эмоциональных возможностей, воспитание уважения к сложившимся социальным отношениям и культурным традициям.

Об авторах

Наджи Аби-Хашем

Бейлорский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: NajiAbiHashem@gmail.com

MDiv, MA, Ph.D., в настоящее время является внештатным научным сотрудником института религиоведения (ISR) Бейлорского университета (Уэйко, США), членом организации CARE International. Н. Аби-Хашем – независимый ученый, клинический психолог, этнопсихолог, писатель, оратор, консультант, ведущий преподавательскую деятельность в качестве приглашенного профессора в ряде университетов, колледжей, институтов и семинарий США и Ливана. Консультирует руководителей и специалистов социальной сферы во многих странах мира, особенно в тех, где идут войны, происходят кризисы или катастрофы. В сфере его научных и практических интересов проблемы психологии, психотерапии, консультирования, межкультурной работы, общественные проблемы, духовность, религиозные верования и ментальность, мировоззрение и гуманность, менталитет жителей стран Ближнего Востока, проблемы глобализации и транснационализма, иммигрантов и беженцев, миротворчества и культурного наследия, вопросы психического здоровья, горя, утраты и травмы, психосоциальные аспекты политики, фундаментализма, экстремизма, радикализма и др. Н. Аби-Хашем выступил с презентациями на 95 международных конференциях и съездах, опубликовал более 95 научных статей в журналах и энциклопедиях, глав в монографиях и учебниках, выпустил ряд обучающих видео и онлайн-программ (в том числе под эгидой Американской психологической ассоциации). Страницы в интернете: Independent.Academia.edu/NajiAbiHashem, Researchgate.net/profile/Naji_Abi-Hashem.

Соединенные Штаты Америки, WA 98133, Сиэтл, Wallingford Ave North, 14054

Список литературы

  1. Abi-Hashem, N. (1998). Returning to the fountains. American Psychologist, 53(1), 63-64. https://doi.org/10.1037/0003-066X.53.1.63
  2. Abi-Hashem, N. (1999a). Maturity. In D.G. Benner & P.C. Hill (Eds.), Baker Encyclopedia of Psychology and Counseling (2nd ed., pp. 730-731). Grand Rapids, MI: Baker.
  3. Abi-Hashem, N. (1999b). Psychoneuroimmunology. In D.G. Benner & P.C. Hill (Eds.), Baker Encyclopedia of Psychology and Counseling (2nd ed., pp. 973-974). Grand Rapids, MI: Baker.
  4. Abi-Hashem, N. (2001). Rediscovering hope in American psychology. American Psychologist, 56(1), 85-86. https://doi.org/10.1037/0003-066X.56.1.85
  5. Abi-Hashem, N. (2011a). On cultural resiliency. The Australian Community Psychologist, 23(2), 23-31. Retrieved from https://groups.psychology.org.au/Assets/Files/Abi-Hashem-ACP-2-11.pdf
  6. Abi-Hashem, N. (2011b). Working with Middle Eastern immigrant families. In A. Zagelbaum & J. Carlson (Eds.), Working with Immigrant Families: A Practical Guide for Counselors (pp. 151-180). New York, NY: Routledge. https://doi.org/10.4324/9780203879283
  7. Abi-Hashem, N. (2013). Religion and spirituality. In K.D. Keith (Ed.), Encyclopedia of Cross-Cultural Psychology. (pp. 1091-1094). Malden, MA: Wiley-Blackwell. https://doi.org/10.1002/9781118339893.wbeccp453
  8. Abi-Hashem, N. (2014a). Cross-cultural psychology and counseling: A Middle Eastern perspective. Journal of Psychology and Christianity, 33(2), 156-163. https://psycnet.apa.org/record/2014-33844-007
  9. Abi-Hashem, N. (2014b). Social support: A psychological and cultural perspective. APA International Psychology Bulletin, 18(2-3), 74-77. Retrieved from https://internationalpsychology. files.wordpress.com/2014/07/ipb_spring-summer_2014_7-19_final.pdf
  10. Abi-Hashem, N. (2015). Revisiting cultural awareness and cultural relevancy. American Psychologist, 70(7), 660-661. https://doi.org/10.1037/a0038984
  11. Abi-Hashem, N. (2019). Pastoral and spiritual response to trauma and tragedy. In P.A. Barker (Ed.), Tackling Trauma: Global, Biblical, and Pastoral Perspectives (pp. 151-172). Carlisle-Cumbria, UK: Langham Global Library
  12. Abi-Hashem, N., & Brown, J.R. (2013). Intercultural adjustment. In K.D. Keith (Ed.), Encyclopedia of Cross-Cultural Psychology (pp. 744-746). Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/9781118339893.wbeccp299/abstract
  13. Amen, D. G. (2015). Change Your Brain, Change Your Life (revised and expanded). New York, NY: Harmony
  14. APA. (2012). Building Your Resilience. Retrieved from https://www.apa.org/topics/resilience
  15. Awbrey, S.M., & Scott, D.K. (1994). Knowledge into wisdom: Incorporating values and beliefs to construct a wise university. To Improve the Academy, 13(1), 161-176. https://doi.org/10.1002/j.2334-4822.1994.tb00264.x
  16. Bandura, A. (1998). Health promotion from the perspective of social cognitive theory. Psychology and Health, 13(4), 623-649. https://doi.org/10.1080/08870449808407422
  17. Beimorghi, A., Hariri, N., & Babalhavaeji, F. (2019). Transforming knowledge into wisdom: A grounded theory approach. Library Philosophy and Practice, 1-12. Retrieved from https://search.proquest.com/openview/60183136c3cc7e4607de7a491c272cda/1?pq-origsite=gscholar&cbl=54903
  18. Blockley, D. (2015). Finding resilience through practical wisdom. Civil Engineering and Environmental Systems, 32(1-2), 18-30. https://doi.org/10.1080/10286608.2015.1022725
  19. Bonanno, G.A. (2004). Loss, trauma, and human resilience: Have we underestimated the human capacity to thrive after extremely aversive events? American Psychologist, 59(1), 20-28. https://doi.org/10.1037/0003-066X.59.1.20
  20. Buse, N.A., Bernacchio, C., & Burker, E.J. (2013). Cultural variation in resilience as a response to traumatic experience. Journal of Rehabilitation, 79(2), 15-23
  21. Caruana, V. (2014). Re-thinking global citizenship in higher education: From cosmopolitanism and international mobility to cosmopolitanisation, resilience and resilient thinking. Higher Education Quarterly, 68(1), 85-104. Retrieved from http://eprints.leedsbeckett.ac.uk/344/3/Caruana%20fv3.pdf
  22. Cefai, C., Matsopoulos, A., Bartolo, P., Galea, K., Gavogiannaki, M., Zanetti, M., ... & Kimber, B. (2014). A resilience curriculum for early years and primary schools in Europe: Enhancing quality education. Croatian Journal of Education, 16(2), 11-32
  23. Cohen, A.B. (2009). Many forms of culture. American Psychologist, 64(3), 194-204. https://doi.org/10.1037/a0015308
  24. Day, C., & Gu, Q. (2013). Resilient Teachers, Resilient Schools: Building and Sustaining Quality in Testing Times. New York, NY: Routledge. https://doi.org/10.4324/9780203578490
  25. Elsass, P. (1995). Strategies for Survival: The Psychology of Cultural Resilience in Ethnic Minorities. New York, NY: New York University Press.
  26. Ettun, R., Schultz, M., & Bar-Sela, G. (2014). Transforming pain into beauty: On art, healing, and care for the spirit. Evidence-Based Complementary & Alternative Medicine. Retrieved from https://www.hindawi.com/journals/ecam/2014/789852/
  27. Feder, A., Nestler, E.J., Westphal, M., & Charney, D.S. (2010). Psychobiological mechanisms of resilience to stress. In J.W. Reich, A.J. Zautra, & J.S. Hall (Eds.), Handbook of Adult Resilience (pp. 35-54). New York, NY: Guilford
  28. Geertz, C. (1973). Interpretation of Cultures: Selected Essays by Clifford Geertz. New York, NY: Basic Books
  29. Guorong, Y. (2002). Transforming knowledge into wisdom: A contemporary Chinese philosopher's investigation. Philosophy East and West, 52(4), 441-458. https://doi.org/10.1353/pew.2002.0035
  30. Harris, K.I. (2016). Heroes of resiliency and reciprocity: Teachers’ supporting role for reconceptualizing superhero play in early childhood settings. Pastoral Care in Education, 34(4), 202-217. https://doi.org/10.1080/02643944.2016.1154093
  31. Hawkley, L.C., Berntson, G.G., Engeland, C.G., Marucha, P.T., Masi, C.M., & Cacioppo, J.T. (2005). Stress, aging, and resilience: Can accrued wear and tear be slowed? Canadian Psychology/Psychologie Canadienne, 46(3), 115-125. https://doi.org/10.1037/h0087015
  32. Jordan, J.V. (2017). Relational-cultural therapy. In M. Kopala & M. Keitel (Eds.), Handbook of Counseling Women (2nd ed., pp. 63-73). https://doi.org/10.4135/9781452229546.n2
  33. Karatsoreos, I.N., & McEwen, B.S. (2013). Resilience and vulnerability: A neurobiological perspective. F1000 Prime Reports, 5(13), 1-5. https://doi.org/10.12703/p5-13
  34. Khukhlaev, O.E., Gritsenko, V.V., Pavlova, O.S., Tkachenko, N.V., Usubian, S.A., & Shorokhova, V.A. (2020). Comprehensive model of intercultural competence: Theoretical substantiation. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 17(1), 13-28. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-1-13-28
  35. Kim, U., Yang, K.-S., & Hwang, K.-K. (Eds.). (2006). Indigenous and Cultural Psychology: Understanding People in Context. New York, NY: Springer. https://doi.org/10.1007/0-387-28662-4
  36. Kira, I.A., Arıcı Özcan, N., Shuwiekh, H., Kucharska, J., Al-Huwailah, A.H., & Kanaan, A. (2020). The compelling dynamics of “will to exist, live, and survive” on effecting posttraumatic growth upon exposure to adversities: Is it mediated, in part, by emotional regulation, resilience, and spirituality? Traumatology. Advance online publication https://doi.org/10.1037/trm0000263
  37. Koenig, H.G. (2008). Spirituality and pain: Finding purpose, meaning and hope in the midst of suffering. International Journal of Existential Positive Psychology, 2(1). Retrieved from http://journal.existentialpsychology.org/index.php/ExPsy/article/view/114
  38. Kristjánsson, K. (2013). Virtues and Vices in Positive Psychology: A Philosophical Critique. Cambridge, UK: Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/cbo9781139177818
  39. Kulig, J.C., Edge, D.S., Townshend, I., Lightfoot, N., & Reimer, W. (2013). Community resiliency: Emerging theoretical insights. Journal of Community Psychology, 41(6), 758-775. https://doi.org/10.1002/jcop.21569
  40. Lerch, D. (Ed.). (2017). The Community Resilience Reader: Essential Resources for an Era of Upheaval. Washington, DC: Island Press
  41. Marsella, A.J., & Pedersen, P. (2004). Internationalizing the counseling psychology curriculum: Toward new values, competencies, and directions. Counselling Psychology Quarterly, 17, 413-423. https://doi.org/10.1080/09515070412331331246
  42. Masten, A.S. (2015). Ordinary Magic: Resilience in Development. New York, NY: Guilford
  43. Mayo Clinic. (2019). Chronic Stress Puts Your Health at Risk. Retrieved from https://www.mayoclinic.org/healthy-lifestyle/stress-management/in-depth/stress/art-20046037
  44. Meichenbaum, D. (1994). A Clinical Handbook/Practical Therapist Manual for Assessing and Treating Adults with PTSD. Waterloo, Ontario: Institute Press.
  45. Niesel, R., & Griebel, W. (2005). Transition competence and resiliency in educational institutions. International Journal of Transitions in Childhood, 1(1), 4-11.
  46. Norcross, J.C., & VandenBos, G.R. (2018). Leaving it at the Office: A Guide to Psychotherapist Self-Care. New York, NY: Guilford.
  47. Norris, F.H., Stevens, S.P., Pfefferbaum, B., Wyche, K.F., & Pfefferbaum, R.L. (2008). Community resilience as a metaphor, theory, set of capacities, and strategy for disaster readiness. American Journal of Community Psychology, 41(1-2), 127-150. https://doi.org/10.1007/s10464-007-9156-6
  48. Paine, D.R., Sandage, S.J., Rupert, D., Devor, N.G., & Bronstein, M. (2015). Humility as a psychotherapeutic virtue: Spiritual, philosophical, and psychological foundations. Journal of Spirituality in Mental Health, 17(1), 3-25. https://doi.org/10.1080/19349637.2015.957611
  49. Pargament, K.I., & Cummings, J. (2010). Anchored by faith: Religion as a resilience factor. In J.W. Reich, A.J. Zautra, & J.S. Hall (Eds.), Handbook of Adult Resilience (pp. 193-210). New York, NY: Guilford
  50. Pooley, J.A., & Cohen, L. (2010). Resilience: A definition in context. The Australian Community Psychologist, 22(1), 30-37. Retrieved from https://www.psychology.org.au/APS/media/ACP/Pooley.pdf
  51. Sam, D.L., & Berry, J.W. (Eds.). (2006). The Cambridge Handbook of Acculturation Psychology. Cambridge, UK: Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/cbo9780511489891
  52. Sandberg, S., & Grant, A. (2017). Option-B: Facing Adversity, Building Resilience, and Finding Joy. New York, NY: Knopf Doubleday. https://optionb.org/book
  53. Seligman, M.E., Ernst, R.M., Gillham, J., Reivich, K., & Linkins, M. (2009). Positive education: Positive psychology and classroom interventions. Oxford Review of Education, 35(3), 293-311. https://doi.org/10.1080/03054980902934563
  54. Simon, J.B., Murphy, J.J., & Smith, S.M. (2005). Understanding and fostering family resilience. The Family Journal, 13(4), 427-436. https://doi.org/10.1177%2F1066480705278724
  55. Skovholt, T.M., & Trotter-Mathison, M. (2014). The Resilient Practitioner: Burnout Prevention and Self-Care Strategies for Counselors, Therapists, Teachers, and Health Professionals. New York, NY: Routledge. https://doi.org/10.4324/9780203893326
  56. Southwick, S.M., Bonanno, G.A., Masten, A.S., Panter-Brick, C., & Yehuda, R. (2014). Resilience definitions, theory, and challenges: Interdisciplinary perspectives. European Journal of Psychotraumatology, 5(1). Retrieved from https://www.tandfonline.com/doi/full/10.3402/ejpt.v5.25338
  57. Sternberg, R.J. (2001). Why schools should teach for wisdom: The balance theory of wisdom in educational settings. Educational Psychologist, 36(4), 227-245. https://doi.org/10.1207/s15326985ep3604_2
  58. Tabibnia, G., & Radecki, D. (2018). Resilience training that can change the brain. Consulting Psychology Journal: Practice and Research, 70(1), 59-88. https://doi.org/10.1037/cpb0000110
  59. Tillich, P. (1959). Theology of Culture. New York, NY: Oxford University Press.
  60. Ungar, M. (2008). Resilience across cultures. British Journal of Social Work, 38, 218-235. https://doi.org/10.1093/bjsw/bcl343
  61. Ungar, M. (2013). Resilience, trauma, context, and culture. Trauma, Violence, & Abuse, 14(3), 255-266. https://doi.org/10.1177/1524838013487805c
  62. Ungar, M. (Ed.). (2012). The Social Ecology of Resilience: A Handbook of Theory and Practice. New York, NY: Springer. https://doi.org/10.1007/978-1-4614-0586-3
  63. Vanistendael, S. (2007). Resilience and spirituality. In B. Monroe & D. Oliviere (Eds.), Resilience in Palliative Care: Achievement in Adversity (pp. 115-135). Oxford, UK: Oxford University Press. https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199206414.003.0008
  64. Wang, P., Liu, D.Z., & Zhao, X. (2014). The social ecology of resilience: A comparison of Chinese and Western researches. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 116, 3259-3265. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.01.744
  65. Yates, T.M., & Masten, A.S. (2004). Fostering the future: Resilience theory and the practice of positive psychology. In P.A. Linley & S. Joseph (Eds.), Positive Psychology in Practice (pp. 521-539). New York, NY: Wiley & Sons. https://doi.org/10.1002/9780470939338.ch32

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».