Духовно-нравственные качества личности и эмпатия как компоненты высших моральных способностей: верификация взаимосвязи на российской выборке
- Авторы: Ожиганова Г.В.1
-
Учреждения:
- Институт психологии Российской академии наук
- Выпуск: Том 17, № 4 (2020): Современная позитивная психология в России и мире
- Страницы: 637-655
- Раздел: ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В РАЗНЫХ КУЛЬТУРАХ И СТРАНАХ МИРА
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1683/article/view/325974
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-4-637-655
- ID: 325974
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В современных условиях актуализируется проблематика психологического исследования морального поведения, нравственных проявлений и свойств личности, при этом важную роль в изучении духовно-нравственных качеств (добродетелей) играет позитивная психология, которая ассоциирует счастливую жизнь человека с высокими духовно-нравственными ориентирами. Изучение духовно-нравственных аспектов личности и эмпатии активно проводится зарубежными учеными, в то же время в отечественной психологии подобные исследования не являются распространенными. На российской выборке такое исследование, включающее контекст высших моральных способностей, проводится впервые. В теоретической части статьи рассматриваются вопросы, связанные с высшими моральными способностями, дается их определение и отмечается их отличие от моральных способностей: высшие моральные способности относятся к категории духовных способностей. В составе высших моральных способностей выделяются следующие компоненты: духовно-нравственные качества как проявление духовной альтруистической направленности и эмпатия как проявление нравственных чувств, связанных с децентрацией, сопереживанием, эмпатической заботой. Связь этих компонентов анализируется в эмпирической части статьи. Цель исследования - установить связь показателей духовно-нравственных качеств личности и эмпатии. Для исследования духовно-нравственных качеств личности использован опросник «Духовная личность» А. Хусейна, М. Анаса в адаптации Г.В. Ожигановой. Для исследования эмпатии применялся многофакторный опросник эмпатии М. Дэвиса в адаптации Н.А. Будаговской, С.В. Дубровской, Т.Д. Карягиной. В эмпирическом исследовании приняло участие 90 старшеклассников (56 % - девушки). Полученные результаты показали, что выдвинутая гипотеза нашла подтверждение: корреляционный анализ выявил наличие связи показателей духовно-нравственных качеств личности с эмпатией в трех ее аспектах: когнитивном (шкала «Децентрация»), аффективном (шкала «Сопереживание») и поведенческом (шкала «Эмпатическая забота»). Связи со шкалой «Личный дистресс», отражающей недуховные эгоцентрические тенденции, установлено не было. Это создает возможность рассмотрения духовно-нравственных качеств (имеющих отношение к духовной альтруистической направленности) и эмпатии (раскрывающейся как «Децентрация», «Сопереживание» и «Эмпатическая забота») в качестве компонентов высших моральных способностей.
Об авторах
Галина Валентиновна Ожиганова
Институт психологии Российской академии наук
Автор, ответственный за переписку.
Email: symposium2016@rambler.ru
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов имени В.Н. Дружинина
Российская Федерация, 129366, Москва, ул. Ярославская, 13Список литературы
- Ahmad, A. (2015). Exploring the relationship between spiritual personality and emotional empathy among medical and Unani students. The International Journal of Indian Psychology, 2(3), 152–169. https://doi.org/10.25215/0203.090
- Apresyan, R.G. (2005). Ponyatie “nadlezhashchee” v “Teorii nravstvennykh chuvstv” Adama Smita. Istoriko-filosofskii ezhegodnik – 2005 (pp. 88–107). Moscow: Nauka Publ. (In Russ.)
- Apresyan, R.G. (2006). Ob otnositel'nosti absolyutnogo i otnositel'nogo v morali. The HESP Regional Seminar for Excellence in Teaching. (In Russ.) Retrieved June 10, 2020, from https://iphras.ru/uplfile/ethics/RC/ed/school3/materials/apressyan1.html
- Barrett, L.F., & Bliss-Moreau, E. (2009). She’s emotional. He’s having a bad day: Attributional explanations for emotion stereotypes. Emotion, (9), 649–658. https://doi.org/10.1037/a0016821
- Batson, C.D., Ahmad, N., & Stocks, E.L. (2004). Benefits and liabilities of empathy induced altruism. In A.G. Miller (Ed.), The Social Psychology of Good and Evil (pp. 359–385). New York, NY: Guilford Press.
- Batson, C.D., Fultz, J., & Schoenrade, P.A. (1987). Distress and empathy: Two qualitatively distinct vicarious emotions with different motivational consequences. Journal of Personality, 55(1), 19–40. 10.1111/j.1467-6494.1987.tb00426.x' target='_blank'>https://doi: 10.1111/j.1467-6494.1987.tb00426.x
- Batson, C.D., Lishner, D.A., & Stocks, E.L. (2015). The Empathy – Altruism hypothesis. In D.A. Schroeder, & W.G. Graziano (Eds.), Oxford library of psychology. The Oxford handbook of prosocial behavior (pp. 259–281). UK: Oxford University Press. https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780195399813.013.023
- Batson, Ch.D., Batson, J.G., Griffitt, C.A., Barrientos, S., Brandt, J.R., Sprengelmeyer, P., & Bayly, M.J. (1989). Negative-state relief and the empathy – altruism hypothesis. Journal of Personality and Social Psychology, 56(6), 922–933.
- Ben-Ze’ev, A. (1997). Emotions and morality. Journal of Value Inquiry, (31), 195–212.
- Blum, L.A. (1980). Friendship, altruism, and morality. London: Routledge & Kegan Paul.
- Bradley, M.M., Codispoti, M., Sabatinelli, D., & Lang, P.J. (2001). Emotion and motivation II: Sex differences in picture processing. Emotion, 1(3), 300–319.
- Budagovskaja, N.A., Dubrovskaja, S.V., & Karjagina, T.D. (2013). Adaptation of multi-factor questionnaire Empathy by M. Davis. Counseling Psychology and Psychotherapy, (1), 202–227.
- Cheng, Y., Chen, C.Y., Lin, C.P., Chou, K.H., & Decety, J. (2010). Love hurts: An fMRI study. Neuroimage, (51), 923–929.
- Davis, M.H. (1983). Measuring individual differences in empathy: Evidence for a multidimensional approach. Journal of Personality and Social Psychology, 44(1), 113–126. https://doi.org/10.1037/0022-3514.44.1.113
- Davis, M.H. (1996). Empathy: A social psychological approach. Boulder, CO: Westview Press.
- Decety, J., & Cowell, J.M. (2014). Friends or foes: Is empathy necessary for moral behavior? Perspectives on Psychological Science, 9(4), 525–537. https://doi.org/10.1177/1745691614545130
- Eisenberg, N., & Miller, P.A. (1987). The Relation of Empathy to Prosocial and Related Behaviors. Psychological Bulletin, 101(1), 91–119. https://doi.org/10.1037/0033-2909.101.1.91
- Gilligan, K. (1992). Inym golosom: Psikhologicheskaya teoriya i razvitie zhenshchin. In A.A. Guseinov (Ed.), Eticheskaya mysl': Nauchno-publitsisticheskie chteniya – 1991. Moscow: Respublik Publ. (In Russ.).
- Graham, J., Haidt, J., Koleva, S., Motyl, M., Iyer, R., Wojcik, S., & Ditto, P.H. (2013). Moral foundations theory: The pragmatic validity of moral pluralism. Advances in Experimental Social Psychology, (47), 55–130. http://dx.doi.org/10.1016/B978-0-12-407236-7.00002-4
- Guseinov, A.A. (2003). Ob idee absolyutnoi morali. Voprosy Filosofii, (3), 3–12.
- Haidt, J. (2007). The New Synthesis in Moral Psychology. Science, 316(5827), 998–1002. https://doi.org/10.1126/science.1137651
- Haidt, J., & Kesebir, S. (2010). Morality. In S. Fiske, D. Gilbert, & G. Lindzey (Eds), Handbook of Social Psychology (pp. 797–832). NJ: Wiley.
- Hoffman M.L. (2000). Empathy and moral development: Implications for caring and justice. New York: Cambridge University Press.
- Hoffman, M.L. (1975). Developmental synthesis of affect and cognition and its implications for altruistic motivation. Developmental Psychology, (11), 607–622.
- Hoffman, M.L. (1991). Is empathy altruistic? Psychological Inquiry, (2), 131–133.
- Huber, J.T., & MacDonald, D.A. (2012). An Investigation of the Relations Between Altruism, Empathy, and Spirituality. Journal of Humanistic Psychology, 52(2), 206–221. https://doi.org/10.1177/0022167811399442
- Ichalovskaya, E.A. (1999). Razvitie empaticheskikh sposobnostei pedagogov, rabotayushchikh s tvorcheski odarennymi uchashchimisya. Ph.D. in Psychology Thesis Abstract. Rostov-on-Don: Rostov State Pedagogical University.
- Karyagina, T.D., & Kukhtova, N.V. (2016). M. Davis Empathy Test: Content validity and adaptation in cross-cultural context. Counseling Psychology and Psychotherapy, 24(4), 33–61. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/cpp20162404003
- Koenig, L.B., McGue, M., Krueger, R.F., & Bouchard, T.J. (2007). Religiousness, antisocial behavior, and altruism: Genetic and environmental mediation. Journal of Personality, (75), 265–290.
- Kukhtova, N.V. (2011). Adaptatsiya metodiki “Mezhlichnostnyi indeks reaktivnosti” (M. Devis). Nauchnye trudy Respublikanskogo instituta vysshei shkoly, 11(2), 211–218. (In Russ.)
- Lucas, R.E., & Gohm, C.L. (2000). Age and sex differences in subjective well-being across cultures. In E. Diener, & E.M. Suh (Ed.), Culture and subjective well-being (pp. 291–318). Cambridge, MA: MIT Press.
- Mahoney, M.L. (2006). The prediction of moral reasoning: The role of empathy and emotional regulation: Ph.D. in Psychology Thesis. Loma Linda University.
- McKay, R., & Whitehouse, H. (2015). Religion and Morality. Psychological Bulletin, 141(2), 447–473. https://doi.org/10.1037/a0038455
- Metodika diagnostiki samootsenki motivatsii odobreniya (Shkala lzhi) D. Marlou i D. Krauna. (2001). In D.Ya. Raigorodskii (Ed.), Prakticheskaya Psikhodiagnostika (pp. 635–636). Samara: Bakhrakh Publ. (In Russ.)
- Minullina, A.F., & Murtazina, E.I. (2014). Investigation of characteristics of emotional intelligence and tolerance to uncertainty indicators of men and women. Gumanitarnye issledovaniya v Vostochnoi Sibiri i na Dal'nem Vostoke, (4), 125–130. (In Russ.)
- Ozhiganova, G.V. (2016). Dukhovnye sposobnosti kak resurs zhiznedeyatel'nosti. Moscow: Institut psikhologii RAN Publ. (In Russ.)
- Ozhiganova, G.V. (2019). Adaptation of spiritual personality inventory on the Russian sample. Experimental Psychology (Russia), 12(4), 160–176. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/exppsy.2019120413
- Peterson, C., & Seligman, M.E.P. (2004). Character strengths and virtues: A handbook and classification. Washington, DC: American Psychological Association.
- Rend, A. (2012). Dobrodetel' egoizma. Moscow: Al'pina Publ. (In Russ.)
- Rid, T. (2000). Issledovanie chelovecheskogo uma na printsipakh zdravogo smysla. Saint Petersburg: Aleteiya Publ. (In Russ.)
- Seligman, М. (2017). Authentic happiness: Using the new positive psychology to realise your potential for lasting fulfilment. Boston, MA, Nicholas Brealey Publishing.
- Shadrikov, V.D. (1998). Dukhovnye sposobnosti. Moscow: Magistr Publ. (In Russ.)
- Shadrikov, V.D. (2020). Dukhovnye sposobnosti. Moscow: Institut psikhologii RAN Publ. (In Russ.)
- Slote, M. (2007). The ethics of care and empathy. New York: Routledge.
- Smit, A. (1997). Teoriya nravstvennykh chuvstv. Moscow: Respublika Publ. (In Russ.)
- Stewart, C., Lawrence, S., & Burg, M.A. (2019). Exploring the Relationship of personality characteristics and spirituality to empathy: Does spirituality add to our understanding? Journal of Religion & Spirituality in Social Work: Social Thought, 38(1), 3–20.
- Stiff J., Dillard J.P., Somera L., Kim H. (1988). Empathy, Communication, and Prosocial Behavior. Communication Monographs, 55(2), 198–213. https://doi.org/10.1080/03637758809376166
- Young, J.S., Cashwell, C.S., & Woolington, V.J. (1998). The relationship of spirituality to cognitive development and purpose in life: An exploratory investigation. Counseling and Values, (43), 63–69.
Дополнительные файлы

