Соотношение перфекционизма и форм социальной активности российской молодежи: на примере Саратовского региона

Обложка
  • Авторы: Бочарова Е.Е.1
  • Учреждения:
    1. Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
  • Выпуск: Том 17, № 4 (2020): Современная позитивная психология в России и мире
  • Страницы: 719-737
  • Раздел: ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ: РОССИЙСКИЙ ОПЫТ
  • URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1683/article/view/325979
  • DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-4-719-737
  • ID: 325979

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Феноменология позитивной психологии связана, прежде всего, с оценкой позитивной значимости психических явлений, процессов, состояний, свойств индивида, качественный анализ которых позволяет определить меру реализации личностных возможностей в разных сферах жизнедеятельности, способствующих поддержанию и совершенствованию значимых ресурсов своего Я. В этой связи особый интерес вызывает разработка проблемы соотношения перфекционизма и форм социальной активности личности, поскольку речь идет о роли личности и ее субъектных свойствах как ресурсе не только личностного, но и социального капитала. Таким образом, целью исследования является эмпирическое изучение соотношения перфекционизма и различных форм социальной активности личности. В исследовании приняли участие представители учащейся молодежи ( N = 236) в возрасте от 16 до 19 лет: старшеклассники общеобразовательных школ ( n = 118) и студенты вузов ( n = 118) Саратова и Саратовского региона (Россия). В качестве методического инструментария применены анкета, направленная на регистрацию различных форм социальной активности и степени их выраженности (Р.М. Шамионов, И.В. Арендачук, Е.Е. Бочарова и др.), и многомерная шкала перфекционизма П. Хьюитта и Г. Флетта (в адаптации И.И. Грачевой) для исследования соотношения выраженности параметров перфекционизма. Гипотезой исследования выступило предположение о наличии разнонаправленных взаимосвязей между мерами выраженности параметров перфекционизма и самооценками различных форм социальной активности. Установлена доминирующая выраженность интернального локуса перфекционизма. Обнаружено наличие разнонаправленных взаимосвязей перфекционизма и форм социальной активности личности молодежи, позволяющих уточнить специфику его функционального проявления в развертывании (или ограничении) форм социальной активности. Показано, что в случае фиксации интернального локуса перфекционизма наблюдается развертывание социально-экономической активности личности и ограничение образовательной, духовной, протестной и субкультурной форм активности. В случае фиксации экстернального локуса перфекционизма наблюдается инициирование молодежью субкультурной активности на фоне ограничения активности, связанной с учебно-развивающей деятельностью. В прикладном аспекте представленные материалы могут быть реализованы в практике консультативных служб образовательных учреждений и организации социально-полезной деятельности молодежи с учетом ее перфекционистской направленности.

Об авторах

Елена Евгеньевна Бочарова

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Автор, ответственный за переписку.
Email: bocharova-e@mail.ru

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной психологии образования и развития

Российская Федерация, 410012, Саратов, ул. Астраханская, 83

Список литературы

  1. Abulkhanova-Slavskaya, K.A. (2001). Problema opredeleniya sub"yekta v psikhologii. Sub"yekt deystviya, vzaimodeystviya, poznaniya: Psikhologicheskiye, filosofskiye, sotsiokul'turnyye aspecty (pp. 36 – 52). Moscow: Moscow Psychological and Social Institute; Voronezh: NPO “MODEK” Publ. (In Russ.)
  2. Anshel, M.H., & Seipe, S.J. (2006). Relationships between dimensions of perfectionism and exercise behavior among college students. International Journal of Sport and Exercise Psychology, (4), 25–42. https://doi.org/10.1080/161219X.2006.9671782
  3. Arendachuk, I.V. (2018). Value-based Meaningful Factors of Social Activity of Youth under Different Conditions of Life Activities. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser.: Educational Aсmeology. Developmental Psychology, 7(4), 346–358. (In Russ.) https://doi.org/10.18500/2304-9790-2018-7-4-346-358
  4. Arendachuk, I.V. (2020). Subject and activity-related determinants of the student youth's educational and developmental activity. Education and Self Development, 15(2), 103–119. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd15.2.09
  5. Balog, A.I. (2015). Social activity of student youth. Historical and Social-Educational Idea, 7(6–2), 143–146. (In Russ.)
  6. Bocharova, E.E. (2018). Regulatory and Worldview Factors of Various Forms of Social Activity of Young People. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser.: Educational Aсmeology. Developmental Psychology, 7(4), 333–345. (In Russ.) https:// doi.org/10.18500/2304-9790-2018-7-4-333-345
  7. Bocharova, EE. (2019). Typical Spheres of Social Activity Manifestation in Modern Youth. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 16(3), 359–376. http://dx.doi.org/10.22363/2313-1683-2019-16-3-359–376
  8. Bowins, B. (2020). Activity for Mental Health. NY: Academic Press. https://doi.org/10.1016/B978-0-12-819625-0.00003-4
  9. Chan, M., & Guo, J. (2013). The Role of Political Efficacy on the Relationship Between Facebook Use and Participatory Behaviors: A Comparative Study of Young American and Chinese Adults. Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking, 16(6). https://doi.org/10.1089 / cyber.2012.0468
  10. Curran, T., & Hill, A.P. (2019). Perfectionism Is Increasing Over Time: A Meta-Analysis of Birth Cohort Differences From 1989 to 2016. Psychological Bulletin, 145(4), 410–429. http://dx.doi.org/10.1037/bul0000138
  11. ‫Flett, G.L., & Hewitt, P.L. (2015). Chapter 21. Measures of Perfectionism. Measures of Personality and Social Psychological Constructs (pp. 595–618). New York: Academic Pre
  12. Frost, R.O., Heimberg, R.G., Holt, C.S., Mattia, J.I., & Neubauer, A.L. (1993). A comparison of two measures of perfectionism. Personality and Individual Differences, 14, 119–126. https://doi.org/10.1016/0191-8869(93)90181-2
  13. Frost, R.O., Marten, P., Lahart, C., & Rosenblate, R. (1990). The dimensions of perfectionism. Cognitive Therapy and Research, 14(5), 449–468.
  14. Gao, L., Kiseleva, L.B., Nasledov, A.D., & Shamanov, A.N. (2017). Positive and negative aspects of students’ perfectionist attitudes. Vestnik of Saint Petersburg University. Psychology, 7(2), 115–127. (In Russ.) https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2017.201
  15. Garanian, N.G., Klykova, A.Yu., & Sorokova, M.G. (2018). Perfectionism, envy and hypercompetitiveness among university students. Counseling Psychology and Psychotherapy, 26(2), 7–32. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/cpp.2018260202
  16. Garanyan, N.G. (2009). Psychological models of perfectionism. Voprosy Psikhologii, (5), 74–83. (In Russ.)
  17. Garanyan, N.G., Kholmogorova, A.B., & Yudeeva, T.Yu. (2001). Perfectionism, Depression and Anxiety. Counseling Psychology and Psychotherapy, (4), 18–48. (In Russ.)
  18. Ghanbari, S., Javaheri, A., Mousavi, P.S., Seyed, S., & Melhi, E. (2011). Relationship between dimensions of perfectionism in university students and their positive relations with others. Journal of Applied Psychology, 4(16), 72–84.
  19. Gracheva, I.I. (2006). Adaptation of the “Multidimensional Perfectionism Scale” methodology by P. Hewitt and G. Flett. Psikhologicheskii Zhurnal, 27(6), 73–81. (In Russ.)
  20. Hamachek, D.E. (1978). Psychodynamics of normal and neurotic perfectionism. Psychology, 15, 27–33.
  21. Hesler, K. (2016). Perfectionism, Social Support, and Social Anxiety in College Students, Proceedings of GREAT Day, 2015, article 9. Available at: https://knightscholar.geneseo.edu/proceedings-of-great-day/vol2015/iss1/9
  22. Hewitt, P., & Flett, G. (1991). Perfectionism in the Self and Social Context: Conceptualisation, Assessment and Association with Psychopatology. Journal of Personality and Social Psychology, 60(3), 456–470.
  23. Hewitt, P.L., Flett, G.L., & Mikail, S.F. (2017). Perfectionism: A relational approach to conceptualization, assessment, and treatment. New York, NY: Guilford Press.
  24. Jara-Moreno, A., González-Hernández, J., & Gómez-López, M. (2020). Perfeccionismo y ansiedad competitiva en jóvenes deportistas españoles. Anuario de Psicologia, 50(2), 57–65. https://doi.org/10.1344/anpsic2020.50.5
  25. Jerrim, J. (2014). The unrealistic educational expectations of high school pupils: Is America exceptional? The Sociological Quarterly, 55, 196–231. http://dx.doi.org/10.1111/tsq.12049
  26. Jost, J.T., Barbera, P., Bonneau, R., Langer, M., Metzger M., Nagler, J., Sterling, J., & Tucker, J.A. (2018). How Social Media Facilitates Political Protest: Information, Motivation, and Social Networks. Political Psychology, 39(1), 85–118.
  27. Labunskaya, V.I., & Volgina, S.V. (2016). Youth Social Activity as a Determinant of Socio-Economic Development of the Middle City (on Example of City Volgodonsk). Proceedings of South-West State University. Series Economy. Sociology. Management, (3), 147–155. (In Russ.)
  28. Liu, S., Liang, L., & Michelson, E. (2014). Migration and Social Structure: The Spatial Mobility of Chinese. Lawyers Law & Policy, 36(2), 165–194. https://doi.org/10.1111/lapo.12016
  29. Näsi, M., Räsänen, P., Hawdon, J., Holkeri, E., & Oksanen, A. (2015). Exposure to online hate material and social trust among Finnish youth. Information Technology and People, 28(3), 607–622.
  30. Ocampo, A.C.G., Wang, L., Kiazad, K., Restubog, S.L.D., & Ashkanasy, N.M. (2020). The relentless pursuit of perfectionism: A review of perfectionism in the workplace and an agenda for future research. Journal of Organizational Behavior, 41(2), 144–168. https://doi.org/10.1002/job.2400
  31. Pidbutska, N.V., Knysh, A.Ye., & Bogdan, Zh.B. (2019). Usage of professional photos for self-presentation in social media as an indicator of personal perfectionism. Social Psychology and Society, 10(4), 112–130. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/sps.2019100408
  32. Shafran, R., & Mansell, W. (2001). Perfectionism and psychopathology: A review of research and treatment. Clinical Psychology Review, 21(6), 879–906.
  33. Shamionov, R.M. (2013). Socialization of personality: Systematic-diachronic approach. Psikhologicheskie Issledovaniya, 6(27), 8. (In Russ.) Retrieved April 21, 2020, from http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n27/782-shamionov27.html
  34. Shamionov, R.M. (2018). Social Activity of Personality and Groups: Definition, Structure and Mechanisms. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 15(4), 379–394. (In Russ.) http://doi.org/10.22363/2313-1683-2018-15-4-379-394
  35. Talash, Ye.F. (2012). The manifestation of perfectionism phenomenon in Russian research publications. Vestnik Baltiiskogo Federal'nogo Universiteta imeni I. Kanta, (11), 79–87. (In Russ.)
  36. Tolochek, V.A. (2015). Level of Person’s Social Success: Outer-Subject and Inter-Subject Resources. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser.: Educational Aсmeology. Developmental Psychology, 4(2), 115–123. (In Russ.)
  37. Vitak, J., Zube, P., Smock, A., Carr, C.T., Ellison, N., & Lampe, C. (2011). It's Complicated: Facebook Users' Political Participation in the 2008 Election. Cyberpsychology, Behavior and Social Networking, 14(3). https://doi.org/10.1089/ cyber.2009.0226
  38. Vyunova, N.I., Larskikh, M.V., & Strebkova, I.N. (2014). Integrative differential aspects of passionarity and perfectionism of personality: Diagnostics, projecting and development. Vestnik of Voronezh State Technical University, 10(3–2), 13–20. (In Russ.)
  39. Yeshpanova, D., Narbekova, G., Biyekenova, N., Kuchinskaya, J., & Mukanova, O. (2014). Social Activity of Youth in Social and Cultural Measurement. Procedia – Social and Behavioral Sciences, 140, 109–114. https://doi.org/10.1016/j. sbspro.2014.04.394
  40. Yoo, S.-G., Min K.-O., & Park, Y.-J. (2019). The Influence of Perfectionism, Career decision, Psychological well-being, and University student's Career maturity. The Association of Korea Counseling Psychology Education Welfare, 6, 5–19. https://doi.org/10.20496/cpew.2019.6.3.5
  41. Zhang, L. (2019). Research into the Influence of Perfectionism on University Students’ Employment Competence. Statistics and Application, 8(2), 288–295. https://doi.org/10.12677/SA.2019.82033
  42. Zolotareva, A.A. (2012). Perfectionism in the structure of self-identity. Psychology and Psychotechnics, 42(3), 59–68. (In Russ.)
  43. Zolotareva, A.A. (2017). Measuring Perfectionism in Cross-Cultural Perspective: The Psychometric Properties of BDPI Measure. Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 14(1), 22–37. (In Russ.) https://doi.org/10.17323/1813-8918.2017.1.22.37

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».