Соотношение перфекционизма и форм социальной активности российской молодежи: на примере Саратовского региона
- Авторы: Бочарова Е.Е.1
-
Учреждения:
- Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
- Выпуск: Том 17, № 4 (2020): Современная позитивная психология в России и мире
- Страницы: 719-737
- Раздел: ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ: РОССИЙСКИЙ ОПЫТ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1683/article/view/325979
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-4-719-737
- ID: 325979
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Феноменология позитивной психологии связана, прежде всего, с оценкой позитивной значимости психических явлений, процессов, состояний, свойств индивида, качественный анализ которых позволяет определить меру реализации личностных возможностей в разных сферах жизнедеятельности, способствующих поддержанию и совершенствованию значимых ресурсов своего Я. В этой связи особый интерес вызывает разработка проблемы соотношения перфекционизма и форм социальной активности личности, поскольку речь идет о роли личности и ее субъектных свойствах как ресурсе не только личностного, но и социального капитала. Таким образом, целью исследования является эмпирическое изучение соотношения перфекционизма и различных форм социальной активности личности. В исследовании приняли участие представители учащейся молодежи ( N = 236) в возрасте от 16 до 19 лет: старшеклассники общеобразовательных школ ( n = 118) и студенты вузов ( n = 118) Саратова и Саратовского региона (Россия). В качестве методического инструментария применены анкета, направленная на регистрацию различных форм социальной активности и степени их выраженности (Р.М. Шамионов, И.В. Арендачук, Е.Е. Бочарова и др.), и многомерная шкала перфекционизма П. Хьюитта и Г. Флетта (в адаптации И.И. Грачевой) для исследования соотношения выраженности параметров перфекционизма. Гипотезой исследования выступило предположение о наличии разнонаправленных взаимосвязей между мерами выраженности параметров перфекционизма и самооценками различных форм социальной активности. Установлена доминирующая выраженность интернального локуса перфекционизма. Обнаружено наличие разнонаправленных взаимосвязей перфекционизма и форм социальной активности личности молодежи, позволяющих уточнить специфику его функционального проявления в развертывании (или ограничении) форм социальной активности. Показано, что в случае фиксации интернального локуса перфекционизма наблюдается развертывание социально-экономической активности личности и ограничение образовательной, духовной, протестной и субкультурной форм активности. В случае фиксации экстернального локуса перфекционизма наблюдается инициирование молодежью субкультурной активности на фоне ограничения активности, связанной с учебно-развивающей деятельностью. В прикладном аспекте представленные материалы могут быть реализованы в практике консультативных служб образовательных учреждений и организации социально-полезной деятельности молодежи с учетом ее перфекционистской направленности.
Ключевые слова
Об авторах
Елена Евгеньевна Бочарова
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Автор, ответственный за переписку.
Email: bocharova-e@mail.ru
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной психологии образования и развития
Российская Федерация, 410012, Саратов, ул. Астраханская, 83Список литературы
- Abulkhanova-Slavskaya, K.A. (2001). Problema opredeleniya sub"yekta v psikhologii. Sub"yekt deystviya, vzaimodeystviya, poznaniya: Psikhologicheskiye, filosofskiye, sotsiokul'turnyye aspecty (pp. 36 – 52). Moscow: Moscow Psychological and Social Institute; Voronezh: NPO “MODEK” Publ. (In Russ.)
- Anshel, M.H., & Seipe, S.J. (2006). Relationships between dimensions of perfectionism and exercise behavior among college students. International Journal of Sport and Exercise Psychology, (4), 25–42. https://doi.org/10.1080/161219X.2006.9671782
- Arendachuk, I.V. (2018). Value-based Meaningful Factors of Social Activity of Youth under Different Conditions of Life Activities. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser.: Educational Aсmeology. Developmental Psychology, 7(4), 346–358. (In Russ.) https://doi.org/10.18500/2304-9790-2018-7-4-346-358
- Arendachuk, I.V. (2020). Subject and activity-related determinants of the student youth's educational and developmental activity. Education and Self Development, 15(2), 103–119. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd15.2.09
- Balog, A.I. (2015). Social activity of student youth. Historical and Social-Educational Idea, 7(6–2), 143–146. (In Russ.)
- Bocharova, E.E. (2018). Regulatory and Worldview Factors of Various Forms of Social Activity of Young People. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser.: Educational Aсmeology. Developmental Psychology, 7(4), 333–345. (In Russ.) https:// doi.org/10.18500/2304-9790-2018-7-4-333-345
- Bocharova, EE. (2019). Typical Spheres of Social Activity Manifestation in Modern Youth. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 16(3), 359–376. http://dx.doi.org/10.22363/2313-1683-2019-16-3-359–376
- Bowins, B. (2020). Activity for Mental Health. NY: Academic Press. https://doi.org/10.1016/B978-0-12-819625-0.00003-4
- Chan, M., & Guo, J. (2013). The Role of Political Efficacy on the Relationship Between Facebook Use and Participatory Behaviors: A Comparative Study of Young American and Chinese Adults. Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking, 16(6). https://doi.org/10.1089 / cyber.2012.0468
- Curran, T., & Hill, A.P. (2019). Perfectionism Is Increasing Over Time: A Meta-Analysis of Birth Cohort Differences From 1989 to 2016. Psychological Bulletin, 145(4), 410–429. http://dx.doi.org/10.1037/bul0000138
- Flett, G.L., & Hewitt, P.L. (2015). Chapter 21. Measures of Perfectionism. Measures of Personality and Social Psychological Constructs (pp. 595–618). New York: Academic Pre
- Frost, R.O., Heimberg, R.G., Holt, C.S., Mattia, J.I., & Neubauer, A.L. (1993). A comparison of two measures of perfectionism. Personality and Individual Differences, 14, 119–126. https://doi.org/10.1016/0191-8869(93)90181-2
- Frost, R.O., Marten, P., Lahart, C., & Rosenblate, R. (1990). The dimensions of perfectionism. Cognitive Therapy and Research, 14(5), 449–468.
- Gao, L., Kiseleva, L.B., Nasledov, A.D., & Shamanov, A.N. (2017). Positive and negative aspects of students’ perfectionist attitudes. Vestnik of Saint Petersburg University. Psychology, 7(2), 115–127. (In Russ.) https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2017.201
- Garanian, N.G., Klykova, A.Yu., & Sorokova, M.G. (2018). Perfectionism, envy and hypercompetitiveness among university students. Counseling Psychology and Psychotherapy, 26(2), 7–32. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/cpp.2018260202
- Garanyan, N.G. (2009). Psychological models of perfectionism. Voprosy Psikhologii, (5), 74–83. (In Russ.)
- Garanyan, N.G., Kholmogorova, A.B., & Yudeeva, T.Yu. (2001). Perfectionism, Depression and Anxiety. Counseling Psychology and Psychotherapy, (4), 18–48. (In Russ.)
- Ghanbari, S., Javaheri, A., Mousavi, P.S., Seyed, S., & Melhi, E. (2011). Relationship between dimensions of perfectionism in university students and their positive relations with others. Journal of Applied Psychology, 4(16), 72–84.
- Gracheva, I.I. (2006). Adaptation of the “Multidimensional Perfectionism Scale” methodology by P. Hewitt and G. Flett. Psikhologicheskii Zhurnal, 27(6), 73–81. (In Russ.)
- Hamachek, D.E. (1978). Psychodynamics of normal and neurotic perfectionism. Psychology, 15, 27–33.
- Hesler, K. (2016). Perfectionism, Social Support, and Social Anxiety in College Students, Proceedings of GREAT Day, 2015, article 9. Available at: https://knightscholar.geneseo.edu/proceedings-of-great-day/vol2015/iss1/9
- Hewitt, P., & Flett, G. (1991). Perfectionism in the Self and Social Context: Conceptualisation, Assessment and Association with Psychopatology. Journal of Personality and Social Psychology, 60(3), 456–470.
- Hewitt, P.L., Flett, G.L., & Mikail, S.F. (2017). Perfectionism: A relational approach to conceptualization, assessment, and treatment. New York, NY: Guilford Press.
- Jara-Moreno, A., González-Hernández, J., & Gómez-López, M. (2020). Perfeccionismo y ansiedad competitiva en jóvenes deportistas españoles. Anuario de Psicologia, 50(2), 57–65. https://doi.org/10.1344/anpsic2020.50.5
- Jerrim, J. (2014). The unrealistic educational expectations of high school pupils: Is America exceptional? The Sociological Quarterly, 55, 196–231. http://dx.doi.org/10.1111/tsq.12049
- Jost, J.T., Barbera, P., Bonneau, R., Langer, M., Metzger M., Nagler, J., Sterling, J., & Tucker, J.A. (2018). How Social Media Facilitates Political Protest: Information, Motivation, and Social Networks. Political Psychology, 39(1), 85–118.
- Labunskaya, V.I., & Volgina, S.V. (2016). Youth Social Activity as a Determinant of Socio-Economic Development of the Middle City (on Example of City Volgodonsk). Proceedings of South-West State University. Series Economy. Sociology. Management, (3), 147–155. (In Russ.)
- Liu, S., Liang, L., & Michelson, E. (2014). Migration and Social Structure: The Spatial Mobility of Chinese. Lawyers Law & Policy, 36(2), 165–194. https://doi.org/10.1111/lapo.12016
- Näsi, M., Räsänen, P., Hawdon, J., Holkeri, E., & Oksanen, A. (2015). Exposure to online hate material and social trust among Finnish youth. Information Technology and People, 28(3), 607–622.
- Ocampo, A.C.G., Wang, L., Kiazad, K., Restubog, S.L.D., & Ashkanasy, N.M. (2020). The relentless pursuit of perfectionism: A review of perfectionism in the workplace and an agenda for future research. Journal of Organizational Behavior, 41(2), 144–168. https://doi.org/10.1002/job.2400
- Pidbutska, N.V., Knysh, A.Ye., & Bogdan, Zh.B. (2019). Usage of professional photos for self-presentation in social media as an indicator of personal perfectionism. Social Psychology and Society, 10(4), 112–130. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/sps.2019100408
- Shafran, R., & Mansell, W. (2001). Perfectionism and psychopathology: A review of research and treatment. Clinical Psychology Review, 21(6), 879–906.
- Shamionov, R.M. (2013). Socialization of personality: Systematic-diachronic approach. Psikhologicheskie Issledovaniya, 6(27), 8. (In Russ.) Retrieved April 21, 2020, from http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n27/782-shamionov27.html
- Shamionov, R.M. (2018). Social Activity of Personality and Groups: Definition, Structure and Mechanisms. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 15(4), 379–394. (In Russ.) http://doi.org/10.22363/2313-1683-2018-15-4-379-394
- Talash, Ye.F. (2012). The manifestation of perfectionism phenomenon in Russian research publications. Vestnik Baltiiskogo Federal'nogo Universiteta imeni I. Kanta, (11), 79–87. (In Russ.)
- Tolochek, V.A. (2015). Level of Person’s Social Success: Outer-Subject and Inter-Subject Resources. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser.: Educational Aсmeology. Developmental Psychology, 4(2), 115–123. (In Russ.)
- Vitak, J., Zube, P., Smock, A., Carr, C.T., Ellison, N., & Lampe, C. (2011). It's Complicated: Facebook Users' Political Participation in the 2008 Election. Cyberpsychology, Behavior and Social Networking, 14(3). https://doi.org/10.1089/ cyber.2009.0226
- Vyunova, N.I., Larskikh, M.V., & Strebkova, I.N. (2014). Integrative differential aspects of passionarity and perfectionism of personality: Diagnostics, projecting and development. Vestnik of Voronezh State Technical University, 10(3–2), 13–20. (In Russ.)
- Yeshpanova, D., Narbekova, G., Biyekenova, N., Kuchinskaya, J., & Mukanova, O. (2014). Social Activity of Youth in Social and Cultural Measurement. Procedia – Social and Behavioral Sciences, 140, 109–114. https://doi.org/10.1016/j. sbspro.2014.04.394
- Yoo, S.-G., Min K.-O., & Park, Y.-J. (2019). The Influence of Perfectionism, Career decision, Psychological well-being, and University student's Career maturity. The Association of Korea Counseling Psychology Education Welfare, 6, 5–19. https://doi.org/10.20496/cpew.2019.6.3.5
- Zhang, L. (2019). Research into the Influence of Perfectionism on University Students’ Employment Competence. Statistics and Application, 8(2), 288–295. https://doi.org/10.12677/SA.2019.82033
- Zolotareva, A.A. (2012). Perfectionism in the structure of self-identity. Psychology and Psychotechnics, 42(3), 59–68. (In Russ.)
- Zolotareva, A.A. (2017). Measuring Perfectionism in Cross-Cultural Perspective: The Psychometric Properties of BDPI Measure. Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 14(1), 22–37. (In Russ.) https://doi.org/10.17323/1813-8918.2017.1.22.37
Дополнительные файлы

