Опыт формирования общекультурных компетенций у студентов в рамках освоения курса «Педагогика и психология»
- Авторы: Пшеничнюк Д.В.1
-
Учреждения:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- Выпуск: Том 18, № 4 (2021)
- Страницы: 731-750
- Раздел: ЛИЧНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ В РОССИИ И МИРЕ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1683/article/view/325987
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-4-731-750
- ID: 325987
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Система образования и преподаватели сталкиваются с необходимостью повышения заинтересованности учащихся не только в выбранной специальности и учебных курсах по специализации, но и в содержании обязательных дисциплин базового уровня. В качестве одного из возможных решений видится приращение таких курсов практико-ориентированным и универсальным содержанием, которое может способствовать решению проблемы формирования и применения общекультурных компетенций уже в процессе обучения (профессиональной подготовки). Цель работы - представить экспертному сообществу результаты внедрения авторского подхода к формированию комплекса знаний, умений, навыков и компетенций студентов в процессе овладения учебной дисциплиной «Педагогика и психология», а также сравнить ход и результаты очного и онлайн-обучения, проведенного по авторской программе. Основное внимание направлено на формирование в рамках данного курса практических умений и навыков, в частности умения проводить занятия с элементами тренинга для сверстников. В исследовании использовалась адаптированная экспериментальная учебная программа курса «Педагогика и психология», средства оценки (контрольные работы в форме тестов с вопросами открытого и закрытого типа) и самооценки (авторская анкета). Выборку составили 68 студентов и аспирантов МГУ имени М.В. Ломоносова. Результаты использования разработанной программы показали высокую эффективность в отношении показателей академической успешности учащихся благодаря созданию условий для взаимного обучения и проведения занятий самими учащимися.
Об авторах
Диана Владимировна Пшеничнюк
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: psdiana@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-0706-6347
кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории педагогической психологии, кафедра психологии образования и педагогики, факультет психологии
Российская Федерация, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9Список литературы
- Arlashkina, O.V. (2018). Application of peer assessment method in management training. Vestnik of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod. Series: Social Sciences, (2), 132–141. (In Russ.)
- Baidenko, V.I. (2005). Kompetentnostnyi podkhod k proektirovaniyu gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov vysshego professional'nogo obrazovaniya (metodologicheskie i metodicheskie voprosy). Moscow: Issledovatel'skii tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov Publ. (In Russ.)
- Borozdina, G.V. (2000). Psikhologiya delovogo obshcheniya. Moscow: INFRA-M Publ. (In Russ.)
- Dementev, D.V. (2018). Interconnection of educational and professional standards. Accounting. Analysis. Auditing, 5(3), 120–127. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2408-9303-2018-5-3-120-127
- Emurian, H.H. (2007). Programmed instruction for teaching Java: Consideration of learn unit frequency and rule-test performance. The Behavior Analyst Today, 8(1), 70–88. http://dx.doi.org/10.1037/h0100103
- Erofeeva, N.E., & Chikova, I.V. (2016). The role of interactive technologies in higher school. Successes of Modern Science and Education, 1(12), 13–15. (In Russ.)
- Filatova, L.O. (2005). Kompetentnostnyi podkhod k postroeniyu soderzhaniya obucheniya kak faktor razvitiya preemstvennosti shkol'nogo i vuzovskogo obrazovaniya. Dopolnitel'noe Obrazovanie, (7), 9–11. (In Russ.)
- Gin, A.A. (2017). Priemy pedagogicheskoi tekhniki: Svoboda vybora, otkrytost', deyatel'nost', obratnaya svyaz', ideal'nost'. Moscow: Vita-Press. (In Russ.)
- Gotovtseva, I.P., Kashparova, V.S., & Sinitsyn, V.Yu. (2017). Mass open online courses and modern methods of teaching languages. Language and Text, 4(3), 79–86. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/langt.2017040309
- Ibyatova, L., Oparina, K., & Rakova, E. (2018). Modular approach to teaching and learning English grammar in technical universities. Society Integration Education: Proceedings of the International Scientific Conference, 1, 139–148. https://dx.doi.org/10.17770/sie2018vol1.3229
- Jackson, N. (2016). Teaching, learning and sherbet lemons: A compendium of careful advice for teachers. Moscow: Alpina Publisher. (In Russ.)
- Khutorskoi, A.V. (2011). Opredelenie obshchepredmetnogo soderzhaniya i klyuchevykh kompetentsii kak kharakteristika novogo podkhoda k konstruirovaniyu obrazovatel'nykh standartov. Vestnik Instituta Obrazovaniya Cheloveka, (1), 3. (In Russ.)
- Kirkpatrick, D.L. (2012). Evaluating training programs: The four levels. Moscow: HR Media. (In Russ.)
- Krylova, E.B., & Simakina, M.A., & Tarasova, G.V. (2021). Problems of using the main available educational platforms necessary for organizing the educational process in a distance form, in the context of COVID-2019. Knowledge. Understanding. Skill, (1), 35–52. (In Russ.) https://doi.org/10.17805/zpu.2021.1.3
- Kurochkina, A.A., & Semenova, Y.E. (2019). The impact of modern technologies on the development of the education system. Aktual'nye Problemy Biznes-Obrazovaniya: Conference Proceedings (pp. 119–122). Minsk: School of Business of BSU. (In Russ.)
- Kuzmina, N.V. (2002). Ponyatie “pedagogicheskoi sistemy” i kriterii ee otsenki. In N.V. Kuzmina (Ed.), Metody Sistemnogo Pedagogicheskogo Issledovaniya (pp. 7–52). Moscow: Narodnoye Obrazovaniye Publ. (In Russ.)
- Molenda, M. (2008). The programmed instruction era: When effectiveness mattered. TechTrends, 52(2), 52–58. https://doi.org/10.1007/s11528-008-0136-y
- Popova, N.V. (2012). Mezhdistsiplinarnaya paradigma kak osnova formirovaniya integrativnykh kompetentsii studentov mnogoprofil'nogo vuza (na primere distsipliny inostrannyi yazyk). Doctor of Pedagogy Thesis Abstract. St. Petersburg: SPbPU Publ. (In Russ.)
- Pshenichnyuk, D.V. (2020). Features of teaching psychology as a base educational discipline. Russian Science in the Modern World: Conference Proceedings (pp. 77–80). Moscow: Actualnots.RF Publ. (In Russ.)
- Russell, J.D. (1974). Modular instruction: A guide to the design, selection, utilization, and evaluation of modular materials. Minneapolis: Burgess Pub. Co.
- Schmidt, A.I. (2017). Sravnitel'nyi analiz FGOS DO i FGOS NOO. Vestnik Pedagogicheskogo Opyta, (38), 27–35. (In Russ.)
- Smirnova, M.A., Marinina, M.V., & Gerasimenko, A.S. (2013). Organizatsiya zanyatii s elementami treninga, napravlennykh na formirovanie motivatsionnykh komponentov sub"ektnoi pozitsii studenta. Volgograd: Kolledzh Publ. (In Russ.)
- Talyzina, N.F, Volodarskaya, I.A., & Butkin, G.A. (2019). Usvoenie nauchnykh ponyatii v shkole. Moscow: Yurayt Publ. (In Russ.)
- Talyzina, N.F. (Ed.). (1995). Formirovanie priemov matematicheskogo myshleniya. Moscow: TOO “Ventana-Graf” Publ. (In Russ.)
- Tarasova, N.Yu. (2017). Of experience in the development of basic educational programs with the requirements of the GEF soo ive GEF SPO. Pedagogicheskii Poisk, (7–8), 45–47. (In Russ.)
- Trainev, V.A. (2002). Delovye igry v uchebnom protsesse: Metodologiya razrabotki i praktika provedeniya. Moscow: Dashkov i K Publ. (In Russ.)
- Uvarov, A.Yu. (2018). Virtual reality technologies in education. Science and School, (4), 108–117. (In Russ.)
- Uvarov, A.Yu., Gable, E., Dvoretskaya, I.V., et al. (2019). Trudnosti i perspektivy tsifrovoi transformatsii obrazovaniya (A.Yu. Uvarov & I.D. Froumin, Eds.). Moscow: HSE Publishing House. (In Russ.) https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1990-5
- Zemlin, A.I. (2018). Actual problems of formation of competences of the legal orientation at experts in the field of transport. Transport Law and Security, (2(26)), 79–87. (In Russ.)
Дополнительные файлы

